ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Логика – одна из древнейших наук. Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Наука о достижении истины в процессе познания с помощью выводного знания – знания, полученного опосредствованным путём, посредством не чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее; знания, полученного разумом.
Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии — единой науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении.
Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства — одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме, средневековой России. Но в искусстве красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории. Развитие логической науки на протяжении ряда столетий протекало по двум руслам, обособленным и не связанным между собой. Одно из этих течений логики начиналось в Древней Греции (в особенности логика Аристотеля). На его основе развивалась логика в Древнем Риме, затем в Византии, Грузии, Армении, арабоязычных странах Ближнего Востока, Западной Европе и России. Другое направление имело своим истоком индийскую логику, на основе которой развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии, на Цейлоне.
-
Возникновения и этапы развития формальной логики.
Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с историей развития общества в целом. С развитием трудовой материально-производственной деятельности людей совершенствовались их мыслительные способности, а это привело к тому, что объектом исследования становится само мышление, его формы и законы.
Основными причинами возникновения логики являются развитие наук и ораторского искусства. Наука основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда необходимость исследования самого мышления как формы познания. Ораторское искусство представлялось прежде всего в многочисленных судебных заседаниях как потрясающая умы сила убеждения, буквально заставляющая слушателей склониться к тому или иному мнению. Логика возникает как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей.
Развитие логики как науки можно условно разделить на три этапа:
-
Античная логика (около 500 лет до нашей эры – начало нашей эры). У истоков античной логики стоит Парменид (540 – 480 год до нашей эры), по мнению которого чувства – источник недостоверного знания, в то время как источником истинного знания является разум. Впервые поставив вопрос о необходимости рационального обоснования действительности, Парменид вошёл в историю философии, как основатель метафизики (учения о первоначалах и основных принципах бытия) м предтеча рационализма (учения о познаваемости мира с помощью разума и о самом разуме как источнике истинного знания). Его ученик Зенон Элейский (ок. 490 — 430 гг. до. н. э.) известен как автор знаменитых парадоксов “Ахиллес и черепаха”, “Стрела” и др. Они на протяжении столетий стимулировали развитие философской мысли. Основателем же формальной логики как науки считается древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Он обобщил и развил достигнутое в философии и логике в предшествующий период. Основные сочинения Аристотеля в области логики получили в дальнейшем название “Органон”, куда включены: “Категории”, “Об истолковании”, “Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “Топика”, “О софистических опровержениях”. Аристотель показал, что правильные рассуждения подчиняются небольшому числу законов, независимых от частной природы объектов, о которых идёт речь. Аристотель сформулировал законы тождества, противоречия и исключённого третьего. Ему принадлежит заслуга разработки учения о силлогизме.
Аристотелевская силлогистика была первой логической теорией дедукции, которая положила начало формализации мыслительных процессов и тем самым формальной логике как науке. Разработку дедукции можно считать основным событием первого этапа развития логики.
-
Логика нового времени (XVI – начало XIX века). Основные направления развития философской мысли этого времени — рационализм и эмпиризм. Представителем (и основателем) первого направления считается Р.Декарт (1596 — 1650 гг.), который считал, что существуют два достоверных источника знания — интуиция (понимание ясного и внимательного ума) и дедукция. Декарт не писал каких-либо специальных сочинений по логике, но его сочинения “Правила для руководства ума”, “Рассуждения о методе” оказали значительное влияние на развитие этой науки. В частности последователи Р.Декарта А.Арно (1612 — 1694 гг.) и П.Николь (1625 — 1695 гг.) написали книгу “Логика, или Искусство правильно мыслить”, ставшую впоследствии одним из наиболее известных учебников по логике. Логическая концепция, изложенная в этой книге получила название “логика Пор-Рояля”. Согласно этой концепции, логика является методологией всех других наук и как научная дисциплина разделяется на четыре части: учение об идеях (понятиях), учение о суждениях, учение об умозаключениях, учение о правилах и методах доказательства. Такое понимание логики весьма близко к современному.
Представитель (и основатель) второго направления (эмпиризма) английский философ Ф.Бэкон (1561 — 1626 гг.) разработал теорию индукции (получения общих выводов на основе анализа частных фактов). Свое главное философское сочинение он назвал “Новый органон” (как бы противопоставив его органону старому, аристотелевскому).
Идеи Ф.Бэкона развил другой английский философ и логик Джон Стюарт Милль (1806 — 1873 гг.), который сформулировал индуктивные методы установления причинно-следственных связей между явлениями (метод единственного сходства, метод единственного отличия, комбинированный метод сходства и отличия, метод остатков, метод сопутствующих изменений).
-
Современная математическая логика (XIX – наше время). Математическая логика применяет математический аппарат для исследования мыслительных процессов, то есть является попыткой представить мысли в виде формализованного языка, а рассуждение – в виде исчисления.
Основы математической логики заложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716 гг.), который указал на необходимость создания универсального формального языка логики. (Кроме того, Г.В. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания.)
Лишь во второй половине XIX века логические идеи Г.В.Лейбница получили широкое признание. В этот период закладываются основы всеобщего универсального формального логического языка. С созданием такого языка логика становится точной наукой и вступает на качественно новый уровень — этап современной математической логики.
Первые практические шаги к созданию формального логического языка сделали Дж. Буль (1815 — 1864), А. де Морган (1804 — 1871 гг.), С.Джевонс (1835 — 1882 гг.), Э.Шрёдер (1841 — 1902), П.С.Порецкий (1846 — 1907 гг.) и другие учёные, разработавшие алгебру логики — таблично-алгебраический вариант логики высказываний.
Немецкий учёный Готлоб Фреге (1848 — 1925) в работе “Исчисление понятий” разработал аксиоматическое исчисление предикатов, а в труде “Основные законы арифметики” предложил вариант логической формализации арифметики.
Английские учёные Б.Рассел (1872 — 1970) и А.Уайтхед (1861 — 1947) в работе “Principia Mathematica” формулируют один из наиболее полных вариантов формального языка современной символической логики.
В первой половине ХХ века немецкий учёный Давид Гильберт (1861 — 1947) положил начало формальной теории доказательств.
Математическая логика даёт возможность алгоритмизировать процесс рассуждения, что даёт возможность использовать вычислительную технику для обработки большого количества информации, недоступного для оперирования одному человеку, со скоростью, также не доступной человеческому мозгу. Появляется возможность создавать экспертные системы, системы принятия решений и другие устройства имитирующие интеллектуальную деятельность человека.
Современная логика включает в себя множество неклассических логик: временная логика, вероятностная логика, многозначная логика, логика вопросов и ответов, логика норм (деонтическая логика), модальная логика.
-
Логика в России
Русские логики, такие, как П. С. Порецкий, Е. Л. Буницкий и многие другие, внесли существенный вклад в развитие логики на уровне мировых логических концепций.
Первый трактат по логике появился в России в Х в. Это был перевод философской главы из «Диалектики» византийского писателя VII в. Иоанна Дамаскина, которая представляла собой изложение работ Аристотеля и его комментариев. Первое систематическое учебное пособие по логике, включавшее аристотелевскую логику и отдельные идеи Гоббса, было подготовлено во второй половине XVII в. Тогда же в России начали распространяться отдельные идеи математической логики.
В XVIII в. в России появляются оригинальные логические результаты. Первым их добивается Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он вносит существенные изменения в традиционную силлогистику, предлагая свою классификацию умозаключений, отграничивает суждение от грамматического предложения и др.
Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788) в трактате «Заметки по логике, метафизике и космологии» («Annotationes in logicam, metaphisicam et cosmologiam») исследовал модальные суждения, подразделяя их на четыре вида — необходимые, невозможные, возможные и не невозможные, сформулировал систему правил для ведения диспутов.
Философ-материалист Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) одним из первых в мировой литературе поставил проблему необходимости логического анализа отношений, которого нет ни в логике Аристотеля, ни в логике средневековых схоластов. Он писал о суждениях, что они представляют собой сравнение двух понятий или познание отношений, существующих между вещами. А. Н. Радищев дает следующую классификацию умозаключений:' 1) «рассуждение» (т. е. силлогизм); 2) «уравнение», т. е. умозаключения равенства, основанные на следующей аксиоме: равные и одинаковые вещи состоят в равном или одинаковом союзе или отношении; 3) «умозаключения по сходству».
Русские видные публицисты В. Г. Белинский (1811—1848), А. И. Герцен (1812—1870), Н. Г. Чернышевский (1828—1889), Н. А. Добролюбов (1836—1861) активно интересовались философскими вопросами, в том числе проблемами логики. Белинский предостерегал от логических ошибок в ходе доказательства тезиса. А. И. Герцен выдвигал лозунг гармонического сочетания теоретического мышления и практической деятельности. Н. Г.
Чернышевский утверждал, что понятие относительности знания не означает, что оно иллюзорно или необъективно, а лишь указывает на его незаконченность.
Крупнейшими русскими логиками XIX в. были Михаил Иванович Каринский (1840—1917) и его ученик Леонид Васильевич Рутковский (1859—1920), основные логические работы которых посвящены классификации умозаключений.
Основной замысел логической теории Карийского можно характеризовать как стремление построить аксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя из основного отношения равенства (т. е. «тождества»), и в ней описать дедуктивные и индуктивные умозаключения, не используя элементов строгой формализации. Каринский в этой концепции примыкает к идеям Джевонса, что отметили уже его современники.
Заключение
В развитии логика прошла длительный период развития. Важнейшее обстоятельство, способствовавшее выделению логики в самостоятельную отрасль знания, носило ярко выраженный практический характер, поскольку логика в то время разрабатывалась в тесной связи с запросами ораторского искусства, то есть как часть практической риторики. Искусство публичной речи, умение вести полемику, убеждать людей ценилось у древних греков исключительно высоко и стало предметом специального анализа в школах так называемых софистов. Первоначально к ним относили мудрых, авторитетных в различных вопросах людей. Затем так стали называть людей, за плату производивших обучение искусству красноречия; они должны были научить умению убедительно защищать свою точку зрения и опровергать мнение своих оппонентов. Такого рода навыки предполагают не только умение красиво говорить, но и владение сложными механизмами мышления и, прежде всего, различными способами построения умозаключений, доказательств, опровержений, то есть того, что и составляет основное содержание логики. Фундаментальный характер логических изысканий Аристотеля проявляется в том, что его логическое учение, усовершенствованное в некоторых аспектах, а иногда и искаженное, просуществовало без особых принципиальных изменений до середины XIX века и получило название традиционной логики. Выдающимся событием в истории логики в Новое время стало появление труда английского философа Ф. Бэкона «Новый органон», который, по его мнению, должен был заменить аристотелевский «Органон» в качестве орудия познания. Критически оценивая значимость форм выводов, в которых используется уже потовое знание, Ф. Бэкон стремился разработать приемы исследования самой природы. Он положил начало разработке методов установления причинно-следственных связей в объективной действительности. Его учение об этих методах приобрело относительно завершенный характер в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля. Результаты этих разработок вошли в историю логики под названием «Индуктивные методы установления причинных связей». Вопросами логики занимались и внесли определенный вклад в ее развитие многие видные ученые Нового времени: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Примечательно, что Г. Лейбниц выдвинул ряд идей фундаментального характера, получивших интенсивное развитие в современной логике. Начало нового этапа в развитии логики было положено трудами Дж. Буля, О. де Моргана, русского логика П.С. Порецкого. Применение этого метода открыло новые возможности этой науки и положило начало ее интенсивному развитию под названием «символическая логика».