ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-схема урока 4 класс.
Тема: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Тип урока: урок усвоения нового знания.
Цели: познакомить обучающихся с русским композитором С.В. Рахманиновым и его произведением «Вокализ»; развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки; содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Музыка».
Задачи: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;учить слушать музыку, воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Р. Рождественский, Д. Тухманов «Родина Моя»;
С.В. Рахманинова «Вокализ».
Ход урока:
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |
Организационный момент | - Добрый день! Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Валерьевна! - Давайте друг другу улыбнемся и создадим дружную и теплую атмосферу! - Спасибо! | - Приветствуют учителя. - Улыбаются друг другу. | |
Подведение к теме урока. Постановка целей и задач Знакомство с биографией С.В. Рахманинова 2) Целеполагание | На слайде: - «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» - Как вы понимаете данное выражение? - Полностью с вами согласна! Музыка может сказать многое нам… - Сегодня мы поближе познакомимся с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. (На слайде портрет С.В. Рахманинова). - Сергей Рахманинов – известный русский композитор, жил в конце 19 века – начале 20 века в Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано. После окончания обучения Рахманинов начинает преподавательскую деятельность в Мариинском училище, а затем становится дирижером в русской опере. В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году. В это время он создает свои знаменитые Второй и Третий фортепианные концерты, Вторую симфонию. Часто Рахманинов посещал Англию, где также выступал как пианист и дирижер. В 1917 году он отправляется в Скандинавию на гастроли. В Россию он больше так и не вернулся. Большого успеха ему удалось добиться в США, там он сочинял мало, в основном гастролировал. Великое его произведение «Симфонические танцы» было создано только в 1941 году. Во время Второй мировой войны Сергей Рахманинов пытался помочь своим соотечественникам, отправляя на Родину все собранные на благотворительных концертах средства. - Вы слушали когда-нибудь музыкальное произведение С.В. Рахманинова «Вокализ»? - Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке? | - Невыразимое словами можно выразить звуком и это будет гораздо точнее, чем слово. Слово выражает смысл, понятный логически, а вот звук может выразить то, что слову никогда не удастся - эмоцию. Это то, что называется от сердца к сердцу. - Ответы обучающихся. - Познакомиться с музыкальным произведением С.В. Рахманинова «Вокализ». | |
Прослушивание произведения С.В. Рахманинова «Вокализ» Физминутка | - Открыли учебник на стр. 12. Прочитали текст. Посмотрели внимательно на иллюстрации. - В мелодии – душе музыки – выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передашь словами. Вы с этим согласны? - Какая бывает музыка? - Что такое вокализы? - Что означает слово «Вокализ»? - Сергей Васильевич Рахманинов написал свой «Вокализ» для голоса и фортепиано и посвятил его Антонине Васильевне Неждановой – великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано. «…Вы своим голосом и исполнением, - сказал он певице, - сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». (На слайде). Какие бывают голоса? Что такое сопрано? А знаете ли вы Антонину Васильевну Нежданову? - На странице 12 представлен портрет Антонины Васильевны. Какая она? - Теперь посмотрите на портрет на стр. 13. Кого вы узнали? - А сейчас мы с вами прослушаем его музыкальное произведение «Вокализ». - Какие чувства вызвала у вас эта музыка? - В чем, по-вашему, ее красота? - Как прозвучала музыка? - В каком ладу? - Мы закончили знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ». - Встали! Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. - Заняли свои места. | - Внимательно слушают учителя. - Да. -Инструментальная и вокальная. - Вокализы – произведения для пения без слов. - Вокализ – это слово означает гласный звук, звучащий, поющий. - Высокие, средние и низкие. - Сопрано – это высокий женский певческий голос. - Советская российская оперная певица, педагог. Народная артистка СССР. - Красивая женщина, очень нежный взгляд у нее. - На портрете изображен Сергей Васильевич Рахманинов. Он погружен в игру на музыкальном инструменте. - Прослушивание музыкального произведения. - Нежные, теплые чувства и т.д. - Красота в звучании мелодии. Она динамичная, яркая. - Плавно, нежно, певуче. - В минором. - Выполнение действий за учителем. | |
Включение знаний в систему Прослушивание Р. Рождественского, Д. Тухманова «Родина моя». Разучивание песни «Родина моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова. | - Ребята, а какой мы раздел изучаем? - А какие вы песни знаете песни о родине? - Сейчас мы с вами прослушаем песню Р. Рождественского, Д. Тухманова «Родина моя». - Встали! Спина прямая, живот втянули. Поем вместе: до – ре – ми - фа – соль-ля-си-до. И обратно: до – си – ля – соль-фа – ми – ре – до. - А давайте с вами споем всем известную песню «Родина моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова? - Итак, встали, взяли в руки слова песни (приложение 1). Приготовились! - Молодцы! - Еще раз споем! | - Россия – родина моя. -Ответы обучающихся. - Давайте! - Пение песни «Родина моя». - Пение песни «Родина моя». | Разминка для голоса перед пением |
| - Как называлась наша тема урока? - А теперь давайте подведем итоги. -Что нового вы сегодня узнали? - Что вам заполнилось больше всего? - Что такое вокализ? - Какой голос звучал? - В исполнении какого голоса звучал? | - «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». - Ответы обучающихся. - Ответы обучающихся. - Вокализ – произведение для пения без слов. - Сопрано. - В исполнении женского голоса. | |
Домашнее задание | - Поднимите руки те, кто уходит с урока с хорошим настроением. - А теперь поднимите руки те, кто уходит с урока с плохим настроением? - Я хочу Вам пожелать хорошего настроения! Всего доброго! - Спасибо за урок! Выучить стихотворения о Родине. | - (Оценивают) | |
Приложение 1.
«Родина Моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете,
Сможем я и ты.
Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам,
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе, как
будто праздник!
Припев.
Список литературы:
-
УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение -
Рабочие программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 1 -4 классы. Просвещение 2012 г. -
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования. Методические рекомендации. Наро – Фоминск 2014 г.