Файл: Что не выразишь словами, звуком на душу навей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-схема урока 4 класс.

Тема: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Тип урока: урок усвоения нового знания.

Цели: познакомить обучающихся с русским композитором С.В. Рахманиновым и его произведением «Вокализ»; развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки; содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Музыка».

Задачи: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;учить слушать музыку, воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Р. Рождественский, Д. Тухманов «Родина Моя»;

С.В. Рахманинова «Вокализ».

Ход урока:


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся




Организационный момент

- Добрый день! Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Валерьевна!

- Давайте друг другу улыбнемся и создадим дружную и теплую атмосферу!

- Спасибо!

- Приветствуют учителя.

- Улыбаются друг другу.




Подведение к теме урока. Постановка целей и задач

Знакомство с биографией С.В. Рахманинова

2) Целеполагание

На слайде:

- «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

- Как вы понимаете данное выражение?
- Полностью с вами согласна! Музыка может сказать многое нам…

- Сегодня мы поближе познакомимся с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. (На слайде портрет С.В. Рахманинова).

- Сергей Рахманинов – известный русский композитор, жил в конце 19 века – начале 20 века в Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано.

После окончания обучения Рахманинов начинает преподавательскую деятельность в Мариинском училище, а затем становится дирижером в русской опере. В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году. В это время он создает свои знаменитые  Второй и Третий фортепианные концерты, Вторую симфонию. Часто Рахманинов посещал Англию, где также выступал как пианист и дирижер. В 1917 году он отправляется в Скандинавию на гастроли. В Россию он больше так и не вернулся. Большого успеха ему удалось добиться в США, там он сочинял мало, в основном гастролировал. Великое его произведение «Симфонические танцы» было создано только в 1941 году.

Во время Второй мировой войны Сергей Рахманинов пытался помочь своим соотечественникам, отправляя на Родину все собранные на благотворительных концертах средства.
- Вы слушали когда-нибудь музыкальное произведение С.В. Рахманинова «Вокализ»?

- Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?



- Невыразимое словами можно выразить звуком и это будет гораздо точнее, чем слово. Слово выражает смысл, понятный логически, а вот звук может выразить то, что слову никогда не удастся - эмоцию. Это то, что называется от сердца к сердцу.

- Ответы обучающихся.

- Познакомиться с музыкальным произведением С.В. Рахманинова «Вокализ».



  1. Изучение нового материала

  1. Работа с учебником


Прослушивание произведения С.В. Рахманинова «Вокализ»


Физминутка


- Открыли учебник на стр. 12. Прочитали текст. Посмотрели внимательно на иллюстрации.

- В мелодии – душе музыки – выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передашь словами. Вы с этим согласны?

- Какая бывает музыка?

- Что такое вокализы?
- Что означает слово «Вокализ»?

- Сергей Васильевич Рахманинов написал свой «Вокализ» для голоса и фортепиано и посвятил его Антонине Васильевне Неждановой – великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано. «…Вы своим голосом и исполнением, - сказал он певице, - сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». (На слайде). Какие бывают голоса? Что такое сопрано? А знаете ли вы Антонину Васильевну Нежданову?
- На странице 12 представлен портрет Антонины Васильевны. Какая она?

- Теперь посмотрите на портрет на стр. 13. Кого вы узнали?
- А сейчас мы с вами прослушаем его музыкальное произведение «Вокализ».

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- В чем, по-вашему, ее красота?
- Как прозвучала музыка?

- В каком ладу?

- Мы закончили знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ».

- Встали!

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

- Заняли свои места.

- Внимательно слушают учителя.

- Да.


-Инструментальная и вокальная.

- Вокализы – произведения для пения без слов.

- Вокализ – это слово означает гласный звук, звучащий, поющий.


- Высокие, средние и низкие.

- Сопрано – это высокий женский певческий голос.

- Советская российская оперная певица, педагог. Народная артистка СССР.

- Красивая женщина, очень нежный взгляд у нее.

- На портрете изображен Сергей Васильевич Рахманинов. Он погружен в игру на музыкальном инструменте.

- Прослушивание музыкального произведения.

- Нежные, теплые чувства и т.д.
- Красота в звучании мелодии. Она динамичная, яркая.

- Плавно, нежно, певуче.

- В минором.


- Выполнение действий за учителем.



Включение знаний в систему
Прослушивание Р. Рождественского, Д. Тухманова «Родина моя».

Разучивание песни «Родина моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова.


- Ребята, а какой мы раздел изучаем?

- А какие вы песни знаете песни о родине?

- Сейчас мы с вами прослушаем песню Р. Рождественского, Д. Тухманова «Родина моя».
- Встали! Спина прямая, живот втянули. Поем вместе: до – ре – ми - фа – соль-ля-си-до. И обратно: до – си – ля – соль-фа – ми – ре – до.

- А давайте с вами споем всем известную песню «Родина моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова?

- Итак, встали, взяли в руки слова песни (приложение 1). Приготовились!

- Молодцы!

- Еще раз споем!


- Россия – родина моя.

-Ответы обучающихся.

- Давайте!

- Пение песни «Родина моя».

- Пение песни «Родина моя».


Разминка для голоса перед пением


  1. Итог урока

- Как называлась наша тема урока?

- А теперь давайте подведем итоги.

-Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам заполнилось больше всего?

- Что такое вокализ?


- Какой голос звучал?
- В исполнении какого голоса звучал?

- «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…».

- Ответы обучающихся.

- Ответы обучающихся.

- Вокализ – произведение для пения без слов.

- Сопрано.

- В исполнении женского голоса.






Домашнее задание

- Поднимите руки те, кто уходит с урока с хорошим настроением.

- А теперь поднимите руки те, кто уходит с урока с плохим настроением?

- Я хочу Вам пожелать хорошего настроения! Всего доброго!

- Спасибо за урок!

Выучить стихотворения о Родине.

- (Оценивают)






Приложение 1.

«Родина Моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова


Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах!

Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!

Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!


Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете,
Сможем я и ты.

Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам,
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе, как
будто праздник!

Припев.



Список литературы:


  1. УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение

  2. Рабочие программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 1 -4 классы. Просвещение 2012 г.

  3. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования. Методические рекомендации. Наро – Фоминск 2014 г.