Файл: 1. Понятие о психологии воспитания Воспитание, наряду с обучением, является основным предметом изучения педагогической науки.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в которых оно живет.
Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет его стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей – в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.
Системность психики предполагает ее активность, так-как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на самых низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, так-как каждая система является уникальной и цельной.
Так, например теория о ВПФ основана на принципе системности. А зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он
находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Принцип развития утверждает, что психики постоянно изменяется, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространенных психологических методов относится именно генетический.
Английский психолог Г.Спенсер впервые выделил стадии развития психики. Он изучал генезис психики. Исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития. Которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психики – ощущение, развилась из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.
Принцип развития говорит о том, что существует два пути развития (генетический-биологический и социальный) психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой. Так, например в теории рекапитуляции (Г.С. Холл), т.е кратного повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.
Теории появившиеся позже доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации. А некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка.
Многие ученые пришли к выводу, что логика становления психики, ее саморазвертывание, одинаковы при развитии человеческого рода и развитии отдельного человека.
Кроме этих принципов, психология развития и возрастная психология опирается на такие как принцип:
Как отмечает Шаповаленко И.В. «Возрастная психология – это отрасль психологической науки изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики».
Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний (Г.Крайг). Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития.
Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная младшего школьника, психология подростка, юности, среднего возраста и старости (геронтопсихология).
Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психическогоразвития человека с момента рождения до глубокой старости,описать динамику развития отдельных психических процессов(познавательных, волевых, эмоциональных) и свойствформирования качеств личности, возрастных и индивидуальныхособенностей деятельности и общения.
Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.
Задачи:
"Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".
Обучение, по Л.С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Л.С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее - подлинное открытие Л.С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".
Психология развития, прежде всего является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. Л. Монтада предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике:
1.Ориентация в жизненном пути, т.е. определение уровня развития. Последовательность возрастных изменений в виде описания количественных функций развития или качественных ступеней развития. На этой основе выстраиваются статистические возрастные нормы развития, благодаря которым можно дать общую оценку хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самостоятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.
2. Определение условий развития и изменения. Объяснительные модели психологии развития ориентированы прежде всего на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом установок среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий а также — как идеальный случай — взаимодействия всех этих переменных. При этом психологов интересуют не столько кратковременные сколько долговременные влияния факторов развития. Знание условий позволяет задержать нарушения хода развития (профилактика) и принять соответствующие решения для оптимизации хода развития.
3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной работы — явно или неявно — предполагают прогноз дальнейшего развития. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.
4. Объяснение целей развития и коррекции, т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено.
5. Планирование коррекционных мероприятий, т.е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Итак, коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхождение, которое и должно быть объектом коррекции. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений развития, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть приложено и какой метод следует выбрать.
6. Оценка коррекции развития, т.е. что дали коррекционные мероприятия. Современная психология развития воздерживается от скоропалительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воздействий. Она считает, что действительная оценка может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективности во многом определяется той научной парадигмой, которой придерживается психолог.
Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет его стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей – в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.
Системность психики предполагает ее активность, так-как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на самых низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, так-как каждая система является уникальной и цельной.
Так, например теория о ВПФ основана на принципе системности. А зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он
находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Принцип развития утверждает, что психики постоянно изменяется, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространенных психологических методов относится именно генетический.
Английский психолог Г.Спенсер впервые выделил стадии развития психики. Он изучал генезис психики. Исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития. Которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психики – ощущение, развилась из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.
Принцип развития говорит о том, что существует два пути развития (генетический-биологический и социальный) психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой. Так, например в теории рекапитуляции (Г.С. Холл), т.е кратного повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.
Теории появившиеся позже доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации. А некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка.
Многие ученые пришли к выводу, что логика становления психики, ее саморазвертывание, одинаковы при развитии человеческого рода и развитии отдельного человека.
Кроме этих принципов, психология развития и возрастная психология опирается на такие как принцип:
-
Единства сознания и деятельности. Принцип единства сознания и деятельности гласит, что сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно проследить развитие ряда отраслей психологии, изучающих конкретные виды человеческой деятельности. -
Единство биологического и социального в возрастном развитии.
Как отмечает Шаповаленко И.В. «Возрастная психология – это отрасль психологической науки изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики».
Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний (Г.Крайг). Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития.
Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная младшего школьника, психология подростка, юности, среднего возраста и старости (геронтопсихология).
Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психическогоразвития человека с момента рождения до глубокой старости,описать динамику развития отдельных психических процессов(познавательных, волевых, эмоциональных) и свойствформирования качеств личности, возрастных и индивидуальныхособенностей деятельности и общения.
Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.
Задачи:
-
Теоретические:
-
Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе; определение причин развития, роли наследственности, роли общения и деятельности в развитии -
Построение периодизации психического развития от рождения до смерти. Как отмечалось раньше попытки построения возрастной периодизации были например у психоаналитиков. Однако отечественным психологам удалось построить периодизацию, которая охватывает весь этап онтогенеза. Вспомните, что включает данная периодизация (социальная ситуация развития, возрастные новообразования, ведущая деятельность и кризис).
-
Определение соотношения обучения и развития. По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы. По словам Л.С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самодвижения.
"Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".
Обучение, по Л.С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Л.С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее - подлинное открытие Л.С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".
-
Определение психических особенностей человека на каждой возрастной стадии (например – особенности познавательных процессов младшего школьника) -
Контроль за ходом психического развития
Психология развития, прежде всего является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. Л. Монтада предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике:
1.Ориентация в жизненном пути, т.е. определение уровня развития. Последовательность возрастных изменений в виде описания количественных функций развития или качественных ступеней развития. На этой основе выстраиваются статистические возрастные нормы развития, благодаря которым можно дать общую оценку хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самостоятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.
2. Определение условий развития и изменения. Объяснительные модели психологии развития ориентированы прежде всего на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом установок среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий а также — как идеальный случай — взаимодействия всех этих переменных. При этом психологов интересуют не столько кратковременные сколько долговременные влияния факторов развития. Знание условий позволяет задержать нарушения хода развития (профилактика) и принять соответствующие решения для оптимизации хода развития.
3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной работы — явно или неявно — предполагают прогноз дальнейшего развития. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.
4. Объяснение целей развития и коррекции, т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено.
5. Планирование коррекционных мероприятий, т.е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Итак, коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхождение, которое и должно быть объектом коррекции. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений развития, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть приложено и какой метод следует выбрать.
6. Оценка коррекции развития, т.е. что дали коррекционные мероприятия. Современная психология развития воздерживается от скоропалительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воздействий. Она считает, что действительная оценка может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективности во многом определяется той научной парадигмой, которой придерживается психолог.