Файл: 1. Понятие о психологии воспитания Воспитание, наряду с обучением, является основным предметом изучения педагогической науки.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С другой стороны, многими педагогами и психологами отмечается рассогласование между пониманием, осознанием правильного поведения и непосредственным его осуществлением. А. С. Макаренко писал в связи с этим: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали" [9].
Согласованность процессов эмоционального удовлетворения и осознания правильности действия, стремление его повторять — все эго лежит в основе формирования привычек, которые придают прочность, устойчивость всякой системе воспитания.
От правильного взаимодействия взрослого с ребенком зависит развитие личности ребенка, его самооценка, успешность в различных сферах деятельности. При выборе методов воздействия необходимо учитывать и возрастные особенности. Так, ребенку до 6 лет не все необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень можно назвать ступенью категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядного мышления и наглядной памяти, большое значение будут иметь пример окружающих людей, литературный образ. Это ступень наглядного образа. В более старшем возрасте, с развитием отвлеченного мышления, многое требуется доказывать. А часто получается наоборот. Мы часто долго убеждаем малыша, где надо просто требовать, категорически что-то запрещаем подростку, где надо обосновывать это запрещение, чтобы он его внутренне принял.
При выборе методов воспитательного воздействия на ребенка важно также учитывать его психическое состояние, которое в значительной мере определяет восприятие этого воздействия. Например, школьник по-разному реагирует на порицание, будучи возбужденным и спокойным. Существует правило, согласно которому следует взыскивать, когда ребенок "остынет" от совершенного им проступка. В противном случае возбуждение от наказания лишь "пристраивается" к остаточному после проступка возбуждению, в какой-то мере усиливая его [10].
Следовательно, реакции учащихся на различные методы воздействия определяются не только объективной справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и психологическими свойствами и состояниями учащегося.
Процесс воспитания ребенка начинается с семьи. Поэтому представляет интерес остановиться на особенностях семейного воспитания ребенка.
Отечественный философ, педагог, психолог В. В. Зеньковский (1881 — 1962) в 1924 г. в своей работе "Психология детства" писал: "Нормальная семья может и не задаваться педагогическими задачами, — она все равно воспитывает самим строем своим, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над детьми своим авторитетом, но они же приближаются к детям в нежной любви к ним. Почти все социальные чувства находят для себя материал в семейных отношениях" [11].
Взаимоотношения в семье являются самым мощным фактором становления "Я" ребенка, его личности.
Чтобы воспитательные воздействия были эффективны, существуют психологические требования к организации процесса воспитания.
Часть из этих требований указана в работах Л. М. Фридмана и К. Н. Волкова, М. В. Гамезо.
1. Основой воспитания является формирование у ребенка нужной мотивации. Это значит, что прежде чем воспитывать у детей какие-то качества, свойства и отношения, надо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях.
2. Важно настойчиво воспитывать у детей положительные привычки и помогать искоренять отрицательные. Значительную роль здесь играет подкрепление. Отсутствие оценки действий ребенка со стороны взрослого часто мешает ему правильно ориентироваться в ситуации.
3. Воспитание качеств личности у учащихся возможно лишь в процессе их собственной деятельности, которая должна быть организована таким образом, чтобы в ходе ее выполнения формировались нужные мотивы, привычные способы действий.
4. Воспитательные воздействия взрослый должен адресовать не только уму учащихся, но и их чувствам.
5. В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка и проявлять полное уважение к его личности.
Конечно, изучаются законы и механизмы воспитательного процесса. Но надо признать, что этот процесс так и остается во многом непредсказуемым, творчески захватывающим.
Как и у любой деятельности, у воспитания должен быть результат. Прежде всего необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: но отношению к людям, к деятельности; по облику и речи; по манере поведения в целом и отдельным поступкам; по ценностным ориентациям.
Таким образом, в критериях воспитания проступают два аспекта: внешний, связанный с выполнением норм, правил поведения, и внутренний, определяющийся моральными установками, мотивами, нравственными выборами.
Успешность воспитания проявляется как повышение самостоятельности и активности воспитанника, передача ему полномочий и обязанностей. Важно, чтобы у ребенка возникла мотивация к самовоспитанию.
Основные приемы самовоспитания: самопознание; самообладание; самостимулирование.
Важно, чтобы ребенок мог понимать свои поступки, анализировал не только внешнюю сторону поведения, но и мотивы поступков. Приемы самообладания помогают мобилизовать силу воли
, сдерживать эмоции, обрести уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включающие самоободрение, самопоощрение, самонаказание, помогают ребенку регулировать свое состояние и свою деятельность.
Подводя некоторый итог обсуждению проблемы психологических аспектов воспитания, хочется еще раз отметить, что в воспитании как многофакторном процессе особенно значимы группы как объективных, так и субъективных условий. Самыми влиятельными из объективных условий являются стиль общения в семье и школьная атмосфера. По мнению многих исследователей, изменяя школьную и семейную атмосферу, удастся полностью изменить отклоняющееся поведение и развитие ребенка (М. Раттер, А. С. Спиваковская и др.).
Для учителя процесс воспитания прежде всего связан с классным коллективом, учитель создает из него среду воспитания, организует педагогическую деятельность таким образом, чтобы дети не только усваивали знания, но и овладевали человеческими личностными качествами. Поэтому успех учителя как воспитателя связан с тем, как он сумел сделать обучение собственной деятельностью учащихся, в которой они сами себя развивают и воспитывают.
3. Периодизация возрастов
Возраст – это продолжительность жизни от момента рождения до какого-либо определённого момента времени.
Кроме календарного (паспортного) возраста, который имеет чёткие границы во времени, выделяют ещё и биологический возраст. Он определяется по степени созревания организма и его систем, т. е. по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному. В отличие от паспортного возраста, где межвозрастной интервал равен одному году, биологический (или анатомо-физиологический) возраст охватывает ряд лет жизни человека, в течение которых происходят определённые биологические изменения.
Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды или этапы. Между ними нет четких границ, и они в значительной степени условны.
В настоящее время широкое распространение имеет возрастная периодизация принятая в Москве в 1965 г. согласно горой выделяют следующие возрастные группы:
Период | Возраст |
1. Новорожденные | 1 - 10 дней |
2. Грудной возраст | 10 дней - 1 год |
3. Раннее детство | 1 - 3 года |
4. Первое детство | 4 - 7 лет |
5. Второе детство | 8 - 12 лет (мальчики) 8 - 11 лет (девочки) |
6. Подростковый возраст | 13 - 16 лет (мальчики) 12 - 15 лет (девочки) |
7. Юношеский возраст | 17 - 21 год (юноши) 16 - 20 лет (девушки) |
8. Зрелый возраст I -й период | 22 - 35 (мужчины) 21 - 35 (женщины) |
II -й период | 36 - 60 (мужчины) 36 - 55 (женщины) |
9. Пожилой возраст | 61 - 74 года (мужчины) 56 - 74 года (женщины) |
10. Старческий возраст | 75 - 90 лет (мужчины и женщины) |
11. Долгожители | 90 лет и старше |
Такая периодизация основана на комплексе биологических признаков: размеры тела и органов, масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила. В этой схеме учтены также половые особенности мальчиков и девочек и некоторые социальные признаки развития.
В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:
Психологическая | Педагогическая |
1. Пренатальный период | 1. Младенчество (1 год жизни) |
2. Период новорожденности (до 6 недель жизни) | 2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет) |
3. Грудной период (до 1 года) | 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) |
| Младший дошкольный возраст (3—4 года) |
| Средний дошкольный возраст (4—5 лет) |
| Старший дошкольный возраст (5—6 лет) |
4. Ползунковый возраст (1—3 года) | 4. Младший школьный возраст (6—10 лет) |
5. Дошкольный возраст (3—6 лет) | 5. Средний школьный возраст (10—15 лет) |
6. Школьный возраст (6—11 лет) | 6. Старший школьный возраст (15—18 лет) |
7. Пубертатный период (11—15 лет) | |
8. Юношеский период (15—20 лет) | |
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.
Критическим периодам развития ребенка (от З до 4 лет, в 7-8 лет, с 11 до 14 лет у девочек, с 12 до 15 лет у мальчиков) необходимо уделять серьёзное внимание, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма. Кроме того, выделяют периоды повышенной чувствительности организма к действию внешних факторов среды, так называемые