Файл: 1. Понятие о психологии воспитания Воспитание, наряду с обучением, является основным предметом изучения педагогической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С другой стороны, многими педагогами и психологами отмечается рассогласование между пониманием, осознанием правильного поведения и непосредственным его осуществлением. А. С. Макаренко писал в связи с этим: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали" [9].

Согласованность процессов эмоционального удовлетворения и осознания правильности действия, стремление его повторять — все эго лежит в основе формирования привычек, которые придают прочность, устойчивость всякой системе воспитания.

От правильного взаимодействия взрослого с ребенком зависит развитие личности ребенка, его самооценка, успешность в различных сферах деятельности. При выборе методов воздействия необходимо учитывать и возрастные особенности. Так, ребенку до 6 лет не все необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень можно назвать ступенью категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядного мышления и наглядной памяти, большое значение будут иметь пример окружающих людей, литературный образ. Это ступень наглядного образа. В более старшем возрасте, с развитием отвлеченного мышления, многое требуется доказывать. А часто получается наоборот. Мы часто долго убеждаем малыша, где надо просто требовать, категорически что-то запрещаем подростку, где надо обосновывать это запрещение, чтобы он его внутренне принял.

При выборе методов воспитательного воздействия на ребенка важно также учитывать его психическое состояние, которое в значительной мере определяет восприятие этого воздействия. Например, школьник по-разному реагирует на порицание, будучи возбужденным и спокойным. Существует правило, согласно которому следует взыскивать, когда ребенок "остынет" от совершенного им проступка. В противном случае возбуждение от наказания лишь "пристраивается" к остаточному после проступка возбуждению, в какой-то мере усиливая его [10].

Следовательно, реакции учащихся на различные методы воздействия определяются не только объективной справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и психологическими свойствами и состояниями учащегося.

Процесс воспитания ребенка начинается с семьи. Поэтому представляет интерес остановиться на особенностях семейного воспитания ребенка.


Отечественный философ, педагог, психолог В. В. Зеньковский (1881 — 1962) в 1924 г. в своей работе "Психология детства" писал: "Нормальная семья может и не задаваться педагогическими задачами, — она все равно воспитывает самим строем своимвзаимностью социальных связей. Родители возвышаются над детьми своим авторитетомно они же приближаются к детям в нежной любви к ним. Почти все социальные чувства находят для себя материал в семейных отношениях" [11].

Взаимоотношения в семье являются самым мощным фактором становления "Я" ребенка, его личности.

Чтобы воспитательные воздействия были эффективны, существуют психологические требования к организации процесса воспитания.


Часть из этих требований указана в работах Л. М. Фридмана и К. Н. Волкова, М. В. Гамезо.

1. Основой воспитания является формирование у ребенка нужной мотивации. Это значит, что прежде чем воспитывать у детей какие-то качества, свойства и отношения, надо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях.

2. Важно настойчиво воспитывать у детей положительные привычки и помогать искоренять отрицательные. Значительную роль здесь играет подкрепление. Отсутствие оценки действий ребенка со стороны взрослого часто мешает ему правильно ориентироваться в ситуации.

3. Воспитание качеств личности у учащихся возможно лишь в процессе их собственной деятельности, которая должна быть организована таким образом, чтобы в ходе ее выполнения формировались нужные мотивы, привычные способы действий.

4. Воспитательные воздействия взрослый должен адресовать не только уму учащихся, но и их чувствам.

5. В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка и проявлять полное уважение к его личности.

Конечно, изучаются законы и механизмы воспитательного процесса. Но надо признать, что этот процесс так и остается во многом непредсказуемым, творчески захватывающим.

Как и у любой деятельности, у воспитания должен быть результат. Прежде всего необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: но отношению к людям, к деятельности; по облику и речи; по манере поведения в целом и отдельным поступкам; по ценностным ориентациям.

Таким образом, в критериях воспитания проступают два аспекта: внешний, связанный с выполнением норм, правил поведения, и внутренний, определяющийся моральными установками, мотивами, нравственными выборами.

Успешность воспитания проявляется как повышение самостоятельности и активности воспитанника, передача ему полномочий и обязанностей. Важно, чтобы у ребенка возникла мотивация к самовоспитанию.

Основные приемы самовоспитания: самопознаниесамообладаниесамостимулирование.

Важно, чтобы ребенок мог понимать свои поступки, анализировал не только внешнюю сторону поведения, но и мотивы поступков. Приемы самообладания помогают мобилизовать силу воли
, сдерживать эмоции, обрести уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включающие самоободрение, самопоощрение, самонаказание, помогают ребенку регулировать свое состояние и свою деятельность.

Подводя некоторый итог обсуждению проблемы психологических аспектов воспитания, хочется еще раз отметить, что в воспитании как многофакторном процессе особенно значимы группы как объективных, так и субъективных условий. Самыми влиятельными из объективных условий являются стиль общения в семье и школьная атмосфера. По мнению многих исследователей, изменяя школьную и семейную атмосферу, удастся полностью изменить отклоняющееся поведение и развитие ребенка (М. Раттер, А. С. Спиваковская и др.).

Для учителя процесс воспитания прежде всего связан с классным коллективом, учитель создает из него среду воспитания, организует педагогическую деятельность таким образом, чтобы дети не только усваивали знания, но и овладевали человеческими личностными качествами. Поэтому успех учителя как воспитателя связан с тем, как он сумел сделать обучение собственной деятельностью учащихся, в которой они сами себя развивают и воспитывают.

3. Периодизация возрастов

Возраст – это продолжительность жизни от момента рождения до какого-либо определённого момента времени.

Кроме календарного (паспортного) возраста, который имеет чёткие границы во времени, выделяют ещё и биологический возраст. Он определяется по степени созревания организма и его систем, т. е. по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному. В отличие от паспортного возраста, где межвозрастной интервал равен одному году, биологический (или анатомо-физиологический) возраст охватывает ряд лет жизни человека, в течение которых происходят определённые биологические изменения.

Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды или этапы. Между ними нет четких границ, и они в значительной степени условны.

В настоящее время широкое распространение имеет возрастная периодизация принятая в Москве в 1965 г. согласно горой выделяют следующие возрастные группы:

Период

Возраст

1. Новорожденные

1 - 10 дней

2. Грудной возраст

10 дней - 1 год

3. Раннее детство

1 - 3 года

4. Первое детство

4 - 7 лет

5. Второе детство

8 - 12 лет (мальчики)

8 - 11 лет (девочки)

6. Подростковый возраст

13 - 16 лет (мальчики)

12 - 15 лет (девочки)

7. Юношеский возраст

17 - 21 год (юноши)

16 - 20 лет (девушки)

8. Зрелый возраст

I -й период

22 - 35 (мужчины)

21 - 35 (женщины)

II -й период

36 - 60 (мужчины)

36 - 55 (женщины)

9. Пожилой возраст

61 - 74 года (мужчины)

56 - 74 года (женщины)

10. Старческий возраст

75 - 90 лет (мужчины и женщины)

11. Долгожители

90 лет и старше


Такая периодизация основана на комплексе биологических признаков: размеры тела и органов, масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила. В этой схеме учтены также половые особенности мальчиков и девочек и некоторые социальные признаки развития.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

1. Пренатальный период

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Период новорожденности (до 6 недель жизни)

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

3. Грудной период (до 1 года)

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)




Младший дошкольный возраст (3—4 года)




Средний дошкольный возраст (4—5 лет)




Старший дошкольный возраст (5—6 лет)

4. Ползунковый возраст (1—3 года)

4. Младший школьный возраст (6—10 лет)

5. Дошкольный возраст (3—6 лет)

5. Средний школьный возраст (10—15 лет)

6. Школьный возраст (6—11 лет)

6. Старший школьный возраст (15—18 лет)

7. Пубертатный период (11—15 лет)




8. Юношеский период (15—20 лет)




Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

Критическим периодам развития ребенка (от З до 4 лет, в 7-8 лет, с 11 до 14 лет у девочек, с 12 до 15 лет у мальчиков) необходимо уделять серьёзное внимание, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма. Кроме того, выделяют периоды повышенной чувствительности организма к действию внешних факторов среды, так называемые