Файл: 1 Общая методика расчета деталей машин на износостойкость.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Общая методика расчета деталей машин на износостойкость
Изнашивание – процесс постепенного изменения размеров деталей в результате трения. При этом увеличиваются зазоры в подшипниках, в направляющих, в зубчатых зацеплениях, в цилиндрах поршневых машин и т. п. Увеличение зазоров снижает качественные характеристики механизмов – мощность, КПД, надежность, точность и пр. Детали, изношенные больше нормы, бракуют и заменяют при ремонте. Несвоевременный ремонт приводит к поломке машины, а в некоторых случаях и к аварии.
Износ (результат изнашивания) изменяет характер сопряжения, увеличивает зазоры в подвижных соединениях, вызывает шум, уменьшает толщину покрытия, снижает прочность деталей. Износ можно уменьшить, если разделить трущиеся детали смазочным материалом. В подшипниках скольжения с помощью гидродинамических расчетов определяют необходимую толщину масляного слоя. Для сравнительно медленно перемещающихся деталей (направляющие станков, ходовые винты) используют гидростатический контакт: масло в зону взаимодействия подают под давлением.
Универсального и общепринятого метода расчета на изнашивание нет. В большинстве случаев расчет проводят в форме ограничения действующих давлений р в местах контакта:
Теплостойкость – способность конструкции работать в пределах заданных температур в течение заданного срока службы. Нагрев деталей в процессе работы машины приводит к:
1 Снижению механических характеристик материала и к появлению пластических деформаций – ползучести. Стальные детали, работающие при температурах ниже 300 °С, на ползучесть не рассчитывают.
2 Уменьшению зазоров в подвижных сопряжениях деталей и, как следствие, схватыванию, заеданию, заклиниванию.
2 Расчет конических передач на изгибную усталостную прочность (с.26-31, 74)
Условие прочности:
Проектный расчет:
Где коэффициент, учитывающий вид конических колес ( прямозубые, косозубые);
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба;
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
Коэффициент динамичности;
Коэффициент ширины венца.
3 Подшипники скольжения и качения. Назначение, маркировка, область применения, материалы (стр.172-177, 114)
Подшипники скольжения
Опорные устройства скольжения для вращающихся деталей (валов, осей и др.) называются подшипниками. Для поступательного движения –направляющими скольжения.
Подшипник скольжения является основной частью опоры вала, обеспечивает режим вращения вала в условиях относительного скольжения поверхности цапфы вала по соответствующей поверхности подшипника.
Подшипники скольжения воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу. От качества опор скольжения во многом зависит работоспособность машины.
В машиностроении используют подшипники скольжения, работающие как в режиме жидкостной, так и полужидкостной смазки. В режиме жидкостной смазки работают подшипники скольжения в опорах валов, вращающихся с высокой частотой: роторы турбин, валы прокатных станов, шпиндели станков, коленчатые валы ДВС и др. Все большее применение находят подшипники гидростатические и газостатические.
Подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей (втулок) и смазывающих устройств. Опорный участок вала называется цапфой. Форма рабочей поверхности подшипника скольжения, так же как и форма цапфы вала, может быть цилиндрической, конической, плоской. Цапфу называют шипом, если она расположена на конце вала, и шейкой при расположении в середине вала.
Классификация подшипников скольжения группирует последние по следующим признакам:
по направлению воспринимаемой нагрузки:
-
радиальные; -
упорные; -
радиально-упорные;
по конструкции корпуса:
-
с разъемным корпусом; -
неразъемным корпусом;
по конструкции вкладышей (втулок):
-
с регулируемым зазором; -
нерегулируемым зазором.
Материалы, применяемые для изготовления подшипников
Основными требованиями, предъявляемыми к материалу вкладыша, являются:
1.Малый коэффициент трения f в паре с валом.
2.Износоустойчивость.
3.Прирабатываемость.
4.Смачиваемость маслом.
5.Теплопроводность.
Вкладыши подшипников скольжения бывают металлические, металлокерамические и неметаллические.
Металлические вкладыши имеют наибольшее распространение благодаря своей высокой прочности и хорошей теплопроводности.
Металлические вкладыши выполняют из бронзы, алюминиевых сплавов антифрикционных чугунов. Наилучшими антифрикционными свойствами обладают оловянистые бронзы Бр010Ф1, Бр04Ц4С17 и др. Алюминиевые (БрА9Ж3 и др.) и свинцовые (БрС30) бронзы применяют с закаленными цапфами. Наиболее часто используют баббиты – сплавы на основе олова, свинца, сурьмы и др., марки Б83, Б90, Б92, БС; они имеют небольшую твердость (HB 20–35) и мало изнашивают вал.
Вкладыши с баббитовой заливкой применяют для ответственных подшипников при тяжелых и средних режимах работы (компрессоры, дизели и др.).
Баббит-сплав на основе олова и свинца является одним из лучших антифрикционных материалов. Его заливают тонким слоем на рабочую поверхность втулки. В малоответственных тихоходных механизмах используются чугунные вкладыши (АЧС-1 и др.)
Металлокерамические вкладыши изготавливают прессованием и последующим спеканием порошков меди или железа с добавлением графита, олова или свинца. Пористость этих вкладышей позволяет пропитывать их маслом и использовать их долго, без подвода смазочного материала. Такие вкладыши применяют в тихоходных механизмах и в узлах, труднодоступных для подвода масла.
Неметаллические материалы применяют в подшипниках гребных винтов, насосов, пищевых машин и др. Материал неметаллических вкладышей: текстолит, фторопласт, древеснослоистые пластики, резина. Эти материалы хорошо прирабатываются, могут работать при смачивании водой.
Условное обозначение наносится чаще всего на внешнее кольцо и на торец внутреннего. Может быть нанесено на заглушку закрытого подшипника. В маркировке, помимо обозначения подшипника, может быть отражено: завод-изготовитель, код года выпуска, технологические отметки, схема дуплексации на подшипниках, работающих в паре и некоторые другие сведения.
Где ПУО - полное условное обозначение;
ДУОЛ -дополнительно условное обозначение слева от номера. Характеризует показатели качества подшипника: класс точности, радиальный зазор, реже момент трения и категорию.
ОУО -основное условное обозначение. Проставляется в маркировке каждого подшипника. Указывает на конструкцию и размер подшипника. Состоит только из цифр;
ДУОП - дополнительное условное обозначение справа от номера. Может состоять из букв и цифр, указывает на материал деталей, конструктивные особенности (наличие канавок, отверстий и так далее), марку смазки для закрытых подшипников, ряд специальных требований (например, температура отпуска колец).
Достоинства подшипников скольжения:
-
имеют повышенную долговечность в высокоскоростных механизмах; -
хорошо воспринимают вибрационные и ударные нагрузки; -
работают бесшумно; имеют сравнительно малые радиальные размеры; -
допускают установку на шейки коленчатых валов.
Недостатки подшипников скольжения:
-
в процессе работы требуют постоянного контроля за состоянием смазочного материала и возможностью перегрева; -
имеют сравнительно большие осевые размеры; имеют значительные потери на трение в период пуска и при несовершенной смазке; -
требуют большой расход смазочного материала, его очистку и охлаждение.
Подшипники качения
Подшипники, в которых используется трение качения благодаря установке шариков или роликов между опорными поверхностями оси или вала, получили название – подшипники качения. Подшипники качения предназначены для поддержки вращающихся валов.
Подшипники качения предназначены для поддержки вращающихся валов. Они нашли свое применение в машинах, разного типа, например, в подъемно-транспортных устройствах, технике, применяемой в сельском хозяйстве, судовых двигателях.
Подшипники подразделяют на:
-
радиальные, которые воспринимают радиальные нагрузки; -
упорные, которые воспринимают только осевые нагрузки; -
радиально-упорные, которые воспринимают одновременно радиальные и осевые нагрузки.
По сравнению с подшипниками скольжения подшипники качения имеют следующие преимущества:
-
малый коэффициент трения; -
большую грузоподъемность при меньшей ширине подшипника; -
незначительный расход смазочных материалов; -
взаимозаменяемость; -
простоту монтажа, ухода и обслуживания.
К недостаткам относятся:
-
значительно меньшая долговечность при больших частотах вращения и при больших нагрузках; -
ограниченная способность воспринимать ударные нагрузки; -
большие наружные диаметры по сравнению с подшипниками скольжения.
Классификация
По форме тел качения подшипники качения делят на шариковые и роликовые. Ролики могут быть цилиндрические короткие, цилиндрические длинные, витые, игольчатые, бочкообразные и конические. По числу рядов тел качения различают подшипники однорядные, двухрядные и специальные с большим числом рядов.
По способу компенсации перекосов вала подшипники делят на:
-
Несамоустанавливающиеся; -
самоустанавливающиеся (со сферической внутренней поверхностью наружного кольца у радиальных подшипников).
По направлению воспринимаемой нагрузки бывают радиальные, радиально-упорные и упорные подшипники.
По радиальным габаритам при одинаковом внутреннем диаметре подшипники делят на следующие серии: сверхлегкие, особолегкие, легкие, средние, тяжелые; по ширине подшипники различают: узкие, нормальные, широкие и особо широкие.
Маркировка
Маркировка подшипников качения отражает основные параметры и конструктивные особенности подшипников. Обозначения наносят на торец колец подшипников.
Первые две цифры, считая справа налево, означают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти две цифры следует умножить на 5, чтобы получить фактический внутренний диаметр в миллиметрах. Для подшипников с диаметром от 20 мм принято следующее обозначение внутреннего диаметра:
00 для диаметра 10 мм,
01 – 12 мм,
02 – 15 мм
03 – 17 мм.
Третья цифра справа указывает серию подшипника по диаметральным размерам и ширине. Приняты следующие обозначения:
1 – особо легкая серия;
2 – легкая серия;
3 – средняя серия;
4 – тяжелая серия;
5 – легкая широкая серия;
6 – средняя широкая серия.
Четвертая цифра справа означает тип подшипника. Приняты следующие обозначения типов:
0 – радиальный шариковый однорядный;
1 – радиальный шариковый двухрядный сферический;
2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
3 – радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами;