Файл: Личность руководителя важна в создании благоприятного психологического климата. Под понятием личность подразумевается совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личность руководителя важна в создании благоприятного психологического климата. Под понятием «личность» подразумевается совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность. В словаре Ф. Ф. Ушакова это понятие – отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Психологический словарь Р. С. Немова предлагает следующее толкование – это аспекты или ипостаси души, обитающей в действительном мире, там же термин «личность руководителя», трактуется как, совокупность качеств и свойств, необходимых для успешной руководящей деятельности. Как известно, руководитель школы (директор) – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы – это эффективный руководитель, обладающий такими качествами, как: компетентность, коммуникабельность, внимательное отношение к подчиненным, смелость в принятии решений, способность творчески решать проблемы.

Отдельно хотелось бы остановиться на роли руководителя в создании социально-психологического климата в коллективе. Она, безусловно, велика и многогранна. При этом необходимо стремление всех субъектов образовательного процесса к созданию условий для поддержания благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации. Современные условия развития школы таковы, что приходится работать в атмосфере постоянного поиска, инноваций, гибкого принятия тех нововведений, которые необходимы сегодня школе. Отсюда появляется проблема создания и поддержания благоприятного морально-психологического климата в профессиональном коллективе. Характеристика руководителя образовательной организации, как субъекта управленческого труда включает структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения.

Мотивация труда имеет большой вклад при создании благоприятного психологического климата. Мотивация труда - «процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих».
Этот процесс определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности руководителя, а также отражает производственные ситуации, которые руководитель стремится избежать. В образовательной организации выделяют несколько критериев оценки поведения ее сотрудников. Можно выделить три типа таких мотивов: внешняя оценка, внутренняя, обеспечение условий работы и отдыха. Первый – достижение успехов и статуса. Второй – внутренние критерии оценки профессиональной деятельности, качество деятельности, творческое начало в ней. Третий тип мотивов связан с обеспечением условий работы и отдыха. Потребности, а вслед за ними и мотивы профессиональной деятельности, формируются под воздействием внутренних и внешних факторов, которые могут меняться. Внешними побудительными факторами, влияющими на возникновение потребностей, являются стимулы. Стимулы подразделяются на две группы: материальные и моральные. В свою очередь материальные стимулы можно разделить на материально-денежные и материально-не денежные. К первым относятся заработная плата, премии, доплаты, надбавки, ко вторым - ценные подарки, технические, эргономические, санитарно-гигиенические, организационные условия труда. Кроме того, стимулы могут классифицироваться по направленности эмоционального воздействия на человека (позитивные и негативные) и по объекту воздействия (индивидуальные и коллективные). Для успешного регулирования процессов развития и функционирования взаимоотношений, руководитель может руководствоваться правилом использования благотворного влияния на взаимоотношения людей слаженной деятельности, вовлекающей ее участников в интересные деловые и личные контакты и сближающие их, позволяют глубже узнать друг друга; сохранение здоровой взаимосвязи в уже сложившихся отношениях, их развитие и обогащение; справедливость начальника. Если руководителю удастся избежать таких ошибок, как противопоставление подчиненных друг другу, захваливание одних и безосновательное порицание других, бездумное поощрение, то этим он создаст благоприятные социально-психологические условия для сближения людей. Грамотный руководитель с уважением относится к сотрудникам, знает об их интересах и желаниях. Делать все, что в его силах, чтобы увеличить положительные эмоции и сгладить неприятные и конфликтные ситуации. Вера в творческие возможности своих сотрудников и их поддержка – залог успешной работы. При этом, поощрение и развитие у подчиненных творческих способностей является важной частью на пути создания благоприятного психологического климата.

Одобрение творческих сотрудников как наедине, так и при коллегах и родителях – является мощным стимулом для работы и повышает настрой при выполнении даже самых сложных поручений. Руководитель должен установить сроки работы для выполнения каждой задачи и не являться кропотливым контролером. Так же, руководителю под силу создавать на рабочих местах дух единой и сплоченной команды, проводя с подчиненными совещания и привлекая их к формулировке целей и поиску решений. Так же для руководителя важно не делать все в одиночку, а делегировать свои полномочия. При этом, очень важна регулярная обратная связь. Компенсация затрат усилий сотрудников посредством надбавок к заработной плате, премий по результатам года так же приведет к укреплению благоприятного психологического климата. У подчиненных должны быть возможности для обучения и развития, позволяющие полностью использовать их потенциал и повысить уровень компетенции. Каждому руководителю образовательной организации под силу создание на работе климата доверия, уважения и поддержки.