Файл: Конфликты в процессе разработки управленческих решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российской федерации


ФГБОУ ВО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (филиал)


Реферат:

«Конфликты в процессе разработки управленческих решений»

Выполнил:

студент II курса

заочной формы обучения гр. ЭКZ-521

Сулейманов В.К.

г. Гуково

2022 г.

Содержание
Введение 3

1. Понятие и основные причины существования и развития конфликтов 4

2. Стратегии поведения и методы управления конфликтами 9

3. Понятие «Управленческие решения». Этапы принятия управленческих решений 15

Заключение 22

Список используемой литературы 23
Введение

Долгое время в России проблеме подготовки управленческих кадров не уделялось должного внимания. Это было связано с тем, что в административно-командной системе основные решения принимались на уровне министерств и ведомств. На низовом уровне эти решения только исполнялись, здесь же принимались и тактические решения, но они также контролировались вышестоящими инстанциями. В условиях перехода к рыночной экономике значительно возрастает ответственность за принятие решений руководителей всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение организации.

Теоретическая актуальность этой темы очень высока. При большом количестве публикаций, посвященных конкретным прикладным аспектам конфликтологии, практически отсутствуют книги, в которых анализировались бы первопричины конфликтов и их влияние на жизнь общества в целом и личности в целом. В то же время проблема конфликта носит чисто прикладной характер.

Она пользуется большим спросом при разрешении очень специфических ситуаций, в которых возникает конфликт интересов двух или более сторон. Чтобы найти оптимальное решение, необходимо знать, как развиваются эти конфликты.

С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время у руководителей многих уровней отсутствует элементарная конфликтная культура, им не хватает знаний о конфликтах и
​​способах их разрешения мирным путем. Многие лидеры предпочитают использовать силовые методы для разрешения возникающих конфликтных ситуаций, не понимая, что существуют мирные и конструктивные пути разрешения конфликта, в результате чего возникает ситуация «выигрыш-выигрыш».

Принятие решений является неотъемлемой частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает всю деятельность руководителя: от формирования целей до их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всех, кто стремится преуспеть в искусстве управления.

1. Понятие и основные причины существования и развития конфликтов
Существуют разные определения конфликта (от латинского - столкновение), но все они указывают на наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, когда речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но они всегда основаны на отсутствии согласия. Поэтому конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – отдельными лицами или группами. Вот еще несколько определений конфликта:

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, мотивов, интересов, позиций, мнений, взглядов, субъектов взаимодействия.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, результат столкновения их интересов или потребностей.

Конфликт – как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.

А.Г. Здравомыслов (российский социолог, доктор философских наук, профессор. Специалист в области теории интереса, социологии конфликта, методологии и методики исследований конфликта, теории власти и национальных отношений, истории социологии): Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский (доктор философских наук, профессор Ростовского государственного университета, занимается исследованием социальных конфликтов): Конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов

, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев (российский социолог, один из основателей российской конфликтологической науки): Под конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.



Рисунок 1 – Схема конфликта
В литературе конфликты могут рассматриваться на различных уровнях: социальном, социально-психологическом или психологическом, которые диалектически связаны друг с другом. Далее мы поговорим о конфликтах в социально-психологическом плане. Основываясь на анализе большого количества отечественных и зарубежных работ, Н.В. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как коллизию, возникающую и протекающую в сфере общения, вызванную противоречивыми целями, поведением, установками людей, с точки зрения их готовности к достижению любых целей.

Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, можно интерпретировать как совокупность объективных параметров, вызывающих состояние объективной конфликтности системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается и существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором этот конфликт возникает и развивается. Важным компонентом этого контекста является социально-психологическая среда (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая очень широко и не ограничивающаяся ближайшим окружением личности.

Субъективное значение противоречия, лежащего в основе конфликта, или «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида, играет решающую роль в восприятии человеком конфликтной ситуации. Такой личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее, такими характеристиками его личности, как мотивация и ценностная ориентация.

Момент осознания ситуации как конфликта также связан с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности развития конфликтной ситуации.


Обычно люди связывают конфликт с агрессией, спорами, неприязнью и т. д., поэтому он воспринимается как нежелательное явление. Действительно, конфликт может усугубить разногласия и ухудшить отношения между людьми. Однако конфликт может сыграть положительную роль и помогает выявить различные точки зрения, альтернативы, дает дополнительную информацию.

Конфликт конструктивный – способствует принятию взвешенных решений и развитию взаимоотношению, служит источником саморазвития.

Конфликт деструктивный – препятствует эффективному взаимодействию и принятию решений.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице 1.

Рассмотрим структурные элементы конфликта.
Таблица 1 Функции конфликтов


Типы конфликтов

При конфликте целей стороны, участвующие в ситуации, по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

В конфликте мнений вовлеченные стороны имеют разные представления и мысли о проблеме, которую необходимо решить. Разрешение таких конфликтов занимает больше времени, чем достижение согласия по противоречивым целям.

Чувственный конфликт проявляется в ситуации, когда у участников возникают разные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений.

Люди раздражают друг друга стилем поведения.

Уровни конфликта

Внутриличностный конфликт проявляется внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или взглядов. Его интенсивность повышается с увеличением количества вариантов решения, с достижением баланса между положительным и отрицательным исходом конфликта и восприятием важности его источника.

В межличностный конфликт вовлекаются два или более индивида, если они воспринимают себя находящимися в оппозиции друг к другу относительно целей, расположений, ценностей или поведения каждого из них. Наиболее распространенный тип конфликта.

Внутригрупповой конфликт – как правило, это столкновение между частями или членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы всей группы. Может возникать в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т. д.

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Может иметь профессионально-производственную или эмоциональную основу. Носит интенсивный характер. Развитие межгруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.


Внутриорганизационный конфликт возникает чаще всего на почве проектирования отдельных работ, формирование организации в целом, а также в результате формального распределения власти. Может быть вертикальным (конфликт между уровнями организации), горизонтальным (между равными по статусу частями организации), линейно-функциональным (между линейным руководством и специалистами) и ролевым.

2. Стратегии поведения и методы управления конфликтами
Стратегия – это доминирующий вариант поведения в конфликте.

Графическое изображение стратегий поведения в конфликтной ситуации представлено на рис. 2.

Классической классификацией стратегий поведения в конфликте или иначе способов разрешения конфликта, можно считать классификацию Томаса:

1. Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.



Рисунок 2 – Стратегии поведения в конфликте
Ориентация – только на свои интересы. Позиции партнера – полное игнорирование. Используемые в борьбе средства – все доступные. Принцип: «Чтобы я выиграл, ты должен проиграть».

Недостатки: Добиваясь победы, наносит ущерб отношениям с партнером – проигрывая стратегически.

Достоинства: «Здоровая» конкуренция.

2. Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон – поиск такого решения проблемы, которое отвечало бы интересам обеих сторон в полной мере.

Целесообразно использовать:

– когда тесные отношения с другой стороной,

– когда решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраниться.

– когда есть время работы над проблемой,

– когда обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать др.

3. Компромисс – выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет; поиск взаимоприемлемых решений, за счет взаимных уступок – предполагает участие обеих сторон.

Принцип: «Для того чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен в чем-то проиграть». Не является оптимальной:

1 – не может затрагивать области ценностей человека и его принципов.

2 – интересы максимально не достигаются – источник конфликта может сохраняться.

Целесообразно использовать:

– если другие подходы оказались неэффективными,

– если вас устраивает временное решение – как промежуточная стадия разрешения конфликта,