Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право (Наименование дисциплины) Антикоррупционные обязанности государственных служащих (Наименование темы) Ф. И. О студента Пустовалов Максим Алексеевич Направлениеспециальность 40. 03. 01 Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИРОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ»(ФГБОУВО «НГУЭУ»,НГУЭУ)
Кафедра административного, финансового и корпоративного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Административное право
(Наименование дисциплины)
Антикоррупционные обязанности государственных служащих
(Наименование темы)
Ф.И.О студента: Пустовалов Максим Алексеевич
Направление/специальность: 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность/специализация: Уголовно-правовая защита экономики
Номер группы: ЮУ91В
Номер зачетной книжки: 142632
Дата регистрации курсовой работы (проекта) кафедрой __________________
Проверил_________________________________________________________
Новосибирск 2023

2
МИНОБРНАУКИРОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ»(ФГБОУВО «НГУЭУ»,НГУЭУ)
Кафедра административного, финансового и корпоративного права
ЗАДАНИЕ на курсовую работу (проект)
Тема Антикоррупционные обязанности государственных служащих
ФИО студента Пустовалов Максим Алексеевич
Группа ЮУ91в
Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график
№ п/п
Наименование вопросов, подлежащих разработке (этапы работы)
Срок выполнения
1
Сбор и изучение научной литературы и нормативных источников, анализ статистических данный и судебной практики
2
Написание первой главы
3
Написание второй главы
4
Написание третьей главы
5
Подготовка выводов и предложений
6
Защита курсовой работы
Дата выдачи задания «___» ____________ 20 ___ года
Срок сдачи работы «___» ____________ 20 ___ года
Преподаватель ______________________
_____________
(фамилия и инициалы преподавателя)
(подпись)
Задание получил студент Пустовалов М.А.
_____________
(фамилия и инициалы студента) (подпись)

3
МИНОБРНАУКИРОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ»(ФГБОУВО «НГУЭУ»,НГУЭУ)
Кафедра административного, финансового и корпоративного права
ЗАЯВЛЕНИЕ о самостоятельном характере выполненной работы
Я, Пустовалов Максим Алексеевич, студент группыЮУ91в, направления подготовки _________ направленности (профиля) Уголовно-правовая защита экономики заявляю, что в моей курсовой работе (проекте) на тему
«Антикоррупционные обязанности государственных служащих» не содержится элементов плагиата.
Все заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищенных ранее письменных работ, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.
«____» ___________ 2023 г. М.А. Пустовалов
Результаты проверки в системе «Антиплагиат»
Доля авторского текста (оригинальности) в результате автоматизированной проверки составила %.
Руководитель курсовой работы __________________________________
(уч. степень, должность, Фамилия И.О.)
«____» ___________ 2023 г. ___________
(подпись)


4
Содержание
Введение ............................................................................................ ………………5 1 Теоретико-правовые основы противодействия коррупции в России……..……7 1.1
Нормативно-правовая основа противодействия коррупции………….……7 1.2 Понятие коррупции в действующем законодательстве……..……………….11 2 Меры по противодействию коррупционному поведению в системе государственной службы Российской Федерации….……………………………13 2.1
Профилактика как основа противодействия коррупции…………….…..13 2.2 Антикоррупционные обязанности государственных служащих……...…….17 3 Профилактика коррупционных рисков (на примере Следственного комитета
Российской Федерации)…………………………………………………….……...21
Заключение ................................................................................................. ………25
Список использованных источников и литературы ........................................ ….26

5
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция – одна из глобальных проблем современности. Ежегодные потери от коррупционных правонарушений составляют не менее 2,6 триллионов долларов, что эквивалентно 5 % общемирового ВВП
1
. Помимо роста теневой экономики и уничтожения конкуренции коррупция приводит к разрушению нравственных устоев общества, утрате доверия к власти. Ведь зачастую для прикрытия своей деятельности преступники вливаются в правоохранительные органы, для лоббирования интересов и максимизации доходов интегрируют с государственными структурами .О том, что проблема элитарной коррупции актуальна для России свидетельствуют многие исследователи
2
. В целях противодействия наше государство поэтапно выстраивало систему предупредительных мер, в том числе, «осуществляло работу по повышению степени вовлеченности органов государственной власти и местного самоуправления в противодействие коррупции; устранению коррупциогенных факторов; совершенствованию работы кадровых служб; распространению антикоррупционных ограничений»
3
.Однако указанные меры являются недостаточно эффективными - по данным СК России за девять месяцев 2022 года 1400 силовиков и 679 военных предстали перед судом за коррупцию
4
. Всего за это время следователи направили в суды дела в отношении более 9,1 тысячи человек- это почти столько же, сколько за весь
2021 год. Среди фигурантов, помимо сотрудников правоохранительных органов и военных, 420 чиновников, 356 работников системы образования и
259 сотрудников системы. Что актуализирует потребность в изучении причин
1
Открытые источники [Электронный ресурс]. — URL: https://news.un.org/ru/story/2018/12/1344641
(дата обращения: 31.03.2023).
2
См.: Верченко Н.И. Психологические особенности совершения коррупционного преступления. На примере незаконного участия в предпринимательской деятельности. Закон и право. 2015. № 1. С. 98 – 101; Илий С.К.,
Павловская Н.В. Состояние и основные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах
// Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Под редакцией профессора
Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация, 2015. – С. 179 – 189 и др.
3
Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 № 460) (утратила силу) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
4
В России в 2022 году 1400 силовиков и 679 военных ответили в суде за коррупцию [Электронный ресурс]. —
URL: https://lenta.ru/news/2022/12/08/korsil/
(дата обращения: 31.03.2023).


6
недостаточного исполнения госслужащими антикоррупционных обязанностей и выработки механизмов повышения их эффективности.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с реализацией антикоррупционных обязанностей государственных служащих.
Предмет - совокупность правовых норм, которые обеспечивают противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.
Цель работы – анализ положений российского законодательства, устанавливающего стандарты антикоррупционного поведения государственных служащих и ответственность за их несоблюдение.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
 изучить понятие и признаки коррупции;
 провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих правовую основу противодействия коррупции государственными служащими;
 рассмотреть антикоррупционные обязанности государственных служащих и ответственность за их неисполнение.
Методологической основой исследования выступает совокупность общенаучных (метод анализа, синтеза) и частнонаучных методов (формально- юридический, историко-правовой и пр.).
Теоретическую основу составили научные публикации таких авторов, как А.М. Багмет, Н.И. Верченко, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, Н.В.
Кондраткова, Н.А. Морозова, Е.А. Мохов, С.Н. Шишкарев и др.Часть работ посвящена исследованию природы коррупции, часть – сравнительному анализу антикоррупционных законодательств разных стран, часть – системе противодействия и ее эффективности. Несмотря на большое число работ, они рассматривают либо отдельные аспекты проблемы, либо не учитывают динамичность общественных отношений и норм их регулирующих.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

7 1 Теоретико-правовые основы противодействия коррупции в Росси
1.1 Нормативно-правовая основа противодействия коррупции
В России правовую основу противодействия коррупции составляют
Конституция, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации.
Достаточно подробно ратифицированные
РФ документы рассмотрены в статье Н.А. Морозовой и А.С. Беликовой, продублируем основные моменты, касающиеся антикоррупционных обязанностей государственных служащих.
Применительно к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4) авторы отмечают: «данная конвенция посвящена мерам по предупреждению коррупции. В публичном секторе государство-участник обязуется обеспечить существование таких систем отбора для прохождения государственной службы, которые основываются на объективных критериях, ротации кадров, справедливости получаемого вознаграждения.
Для осуществления должностных обязанностей должны быть приняты и внедрены кодексы поведения.
Кроме того, в ней рассматривается криминализация правоохранительных органов. В качестве преступных деяний указаны обещание, предложение или предоставление неправомерного преимущества за реализацию должностных обязанностей (активное взяточничество), а также вымогательство или принятие неправомерного преимущества должностным лицом (пассивное взяточничество)»
5
Согласно Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций
(вступила в силу 15.02.1999) «стороны обязуются признавать преступлением сознательное предложение, обещание или предоставление, прямо или через
5
Морозова Н.А., Беликова А.С. Общая характеристика международных нормативных актов о противодействии коррупции // CHRONOS. 2020. № 5 (44). С. 66 – 69


8
посредников, любых материальных, денежных или иных преимуществ со стороны любого юридического или физического лица в пользу должностных лиц иностранных государств, или для таких должностных лиц, или для третьих лиц в обмен на определенные действия или бездействие данного должностного лица в связи с выполнением своих служебных обязанностей в целях получения или сохранения деловой выгоды, а также получения ненадлежащих преимуществ при осуществлении международных деловых операций»
6
Особо стоит отметить
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией 51/59 Генеральной
Ассамблеи ООН 12.12.1996), согласно которому «государственная должность
— это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства. Поэтому государственные должностные лица проявляют абсолютную преданность государственным интересам своей страны, представляемым демократическими институтами власти»
7
. В данном документе для государственных служащих предусмотрены такие ограничения, как запрет на получение личных выгод от своего официального положения, подарков, на участие в политической деятельности и обязанности по сообщению сведений об активах.
На национальном уровне основополагающим нормативным правовым актом является Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008. Его принятие - значимый шаг по нормализации социальных взаимоотношений в области порядка управления государством, в котором закреплены организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с коррупцией, зафиксированы ключевые принципы противодействия коррупции.
Помимо законов основу составляют акты Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных органов. Например,
Постановление
Правительства
РФ от
05.07.2013 года
№ 568
«О
6
Морозова Н.А., Беликова А.С. Общая характеристика международных нормативных актов о противодействии коррупции // CHRONOS. 2020. № 5 (44). С. 66 – 69.
7
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц [Электронный ресурс]. —
URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_conduct.shtml
(дата обращения:
31.03.2023).

9
распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции».
В целях консолидации усилий по противодействию коррупции государства, общества, организаций и граждан приняты многочисленные указы.
К примеру, от 16.08.2021 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024годы», в котором утверждена стратегия развития борьбы с коррупцией, предусматривающая совершенствование системы ограничений и запретов для потенциальных коррупционеров, обеспечение единообразного применения законодательства, популяризацию антикоррупционных настроений в обществе, развитие правовой культуры, устранение пробелов, касающихся регулирования антикоррупционной деятельности
8
Кроме того принят Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих - «свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности»
9
.Цель- установление этических норм и правил служебного поведения для достойного выполнения профессиональной деятельности, а содействие укреплению авторитета государственных
(муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения.
В части противодействия коррупционным проявлениям
Кодекс провозглашает следующие принципы:
1.
«исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
8
Указ Президента РФ от 16 августа 2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 -
2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.
9
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от
23 декабря
2010
[Электронный ресурс].

URL:
https://docs.cntd.ru/document/420254359
(дата обращения: 31.03.2023).


10 2. уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
3. соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
4. принимать предусмотренные законодательством меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
5. не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера»
10
Отдельно в указанном документе прописаны обязанности служащих противодействовать проявлениям коррупции, представлять сведения о доходах.
Надлежащему их выполнению должны способствовать действия руководства, подающего положительный пример и несущего индивидуальную ответственность при выявлении фактов коррупционного поведения подчиненных. В свою очередь указанные сотрудники подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, и к применению мер юридической ответственности.
Резюмируя изложенное, можем сделать вывод, что во исполнение взятых на себя международных обязательств в последние годы наше государство провело масштабную работу по имплементации международных норм в национальное законодательство и их апробации, построению комплексной системы противодействия коррупции среди государственных служащих.
10
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от
23 декабря
2010
[Электронный ресурс].

URL:
https://docs.cntd.ru/document/420254359
(дата обращения: 31.03.2023).

11 1.2 Понятие коррупции в действующем законодательстве
Коррупция – это «злоупотребление служебным положением, дача
(получение) взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц либо иное предоставление такой выгоды лицу другими физическими лицами; совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица»
11
.То есть законодатель определил данное понятие через перечисление конкретных деяний, криминализированных посредством их включения в УК РФ
12
Л.Я. Драпкин и Я.М. Злоченко считают целесообразным расширить содержание коррупции за счет предоставления эксклюзивных прав, льгот; использования служебной информации в незаконных целях; проведения приватизации с нарушениями; криминальных банкротств и пр.
13
. Другие авторы добавляют подлог, занятие иной оплачиваемой должности и подкуп
14
Напротив высказывались мнения и о чрезмерном, искусственном расширении перечня коррупционных преступлений
15
Объективно учета коррупционных преступлений требует работа правоохранительных органов. Примером восполнения законодательного пробела, связанного с отсутствием унифицированного понятия коррупции, служит Совместное указание, перечень № 23 которого «к преступлениям коррупционной направленности относит деяния, имеющие перечисленные
11
О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
2008. № 52 ст. 6228.
12
Ким Е.П., Быков А.В. Конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления
(криминологический аспект) // Российский следователь. 2013. № 10. С. 36.
13
Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Коррупция в сфере российской экономики: криминалистические и криминологические аспекты // Бизнес, менеджмент, право. 2003. № 4. С. 72-73.
14
Шишкарев С.Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений // Закон и право. 2010. № 4. С.
10.
15
Волков К.А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. 2011. № 15. С. 5.