Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право (Наименование дисциплины) Антикоррупционные обязанности государственных служащих (Наименование темы) Ф. И. О студента Пустовалов Максим Алексеевич Направлениеспециальность 40. 03. 01 Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности
29
Требования к служебному поведению определяют систему нравственных стандартов, норм, которые подразделяются на: предписывающие (как необходимо поступать); запретительные (что недопустимо делать) и рекомендательные. Например, госслужащий обязанность не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, как при исполнении должностных обязанностей, так и при неисполнении таковых.
Система запретов установлена нормами ст. 17Закона. В частности госслужащий не имеет право участия на платной основе в деятельности коммерческой организацией. Следуя от обратного, не запрещено участвовать в органах управления некоммерческих организаций, например, товарищества собственников жилья. В случае избрания/назначения на оплачиваемую должность государственная служба приостанавливается на время.
В связи с исполнением должностных обязанностей государственным служащим запрещено принимать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений и отдыха, транспортные расходы и другие вознаграждения). Подарки, полученные в связи с протокольными и официальными мероприятиями, служебными командировками, признаются федеральной собственностью и передаются по акту в орган, в котором он замещает должность. Гражданин после увольнения со службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физлиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию.
Несоблюдение отмеченных запретов влечет проведение служебной проверки, применением мер дисциплинарной ответственности и соответствующих взысканий
30 29
Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. - Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2011 г.

21 3 Профилактика коррупционных рисков (на примере Следственного комитета Российской Федерации)
Следственный комитет
Российской
Федерации
- федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством
Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства
31
Основной его задачей является расследование тяжких и особо тяжких, в том числе, коррупционных преступлений совершенных сотрудниками правоохранительных органов. Однако, как отмечалось ранее ввиду того, что коррупция является разновидностью зависимого поведения и терапевтически мало поддается лечению, борьба с ней не может быть сведена исключительно к выявлению и наказанию. Важным компонентом в системе противодействия должны выступать меры упреждающего характера. Это должно касаться
«повышения эффективности отбора кадров, создания механизмов оперативного выявления лиц, склонных к совершению преступлений, формирования у сотрудников антикоррупционного мышления и поведения»
32
В связи с чем, СК России не только жестко реагирует на факты нарушения закона, но и проводит колоссальную профилактическую работу
33
. К профилактическим мерам относятся:
- предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы, а также проверка сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной службы, или для применения иных мер юридической ответственности
30
О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 апреля 2004 № 79-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
31
О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2010 № 403-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. №1. Ст. 15.
32
Багмет А.М. К вопросу о предупреждении коррупции в системе правоохранительных органов // Вестник
Академии Следственного комитета Российской Федерации, 2016. № 1. С. 26 – 29.
33
Морозова Н.А., Кондраткова Н.В. Профилактика коррупционных рисков в системе Следственного комитета
Российской Федерации // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2016. № 4. С. 138
– 143.


22
непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему специального звания или при его поощрении.
Также введены антикоррупционные стандарты. В таблице № 1 приводятся примеры ограничений и последствиях их несоблюдения:
Таблица 1. Система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в СК России
Норматив ная основа
Антикоррупционный стандарт
Несоответствие
Ст. 7.1
Закона
Запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами
РФ, владеть и
(или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Досрочное прекращение полномочий, освобождение от должности или увольнение в связи с утратой доверия
Ст. 8, 8.1
Закона
Обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Освобождение от должности, увольнение с госслужбы
Обязанность по представлению сведений о своих расходах, а также о расходах супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей

23
Ст.9 Закона Обязанность уведомления об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Увольнение с госслужбы либо привлечение к иным видам ответственности
Для наглядности порядок урегулирования конфликта интересов также представлен в виде таблицы (Таблица 2).
Таблица 2. Порядок урегулирования конфликта интересов
Источник конфликта
Порядок действий
Получение подарка
1.
Уведомление управления кадров о получении подарка не позднее 3 раб. дней со дня получения с приложением документов, подтверждающих стоимость. Если подарок получен во время командировки – в срок не позднее 3 раб. дней со дня возвращения из нее.
2.
Управлением кадров делается запись в журнале регистрации уведомлений о получении подарка.
3.
Обязанности по приему, учету и хранению подарков, оценке их стоимости, реализации либо уничтожению, по зачислению средств, вырученных от реализации, в бюджет -
Главное управление обеспечения деятельности.
4.
Подарок стоимостью выше 3 тыс. рублей, сдается на хранение не позднее 5 рабочих дней со дня уведомления.
5.
Для принятия подарка к бухучету определяется его рыночная цена с привлечением комиссии или эксперта.
Подарок ниже 3 тыс. руб. возвращается лицу, выше - вносится в реестр федерального имущества.
6.
Лицо может выкупить подарок.
7.
Если подарок не реализован, он передается на баланс благотворительной организации или уничтожается.


24
Замещение на условиях трудового
/ работа на условиях гражданско- правового договора с оплатой более
100 000 руб./мес.
1. В течение 2 лет после увольнения с госслужбы для замещения должности / выполнения работы, если отдельные функции управления организацией входили в должностные обязанности служащего, он подает письменное обращение о даче согласия на замещение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
2. Срок рассмотрения обращения
-
7 дней, уведомления(письменно 1 раб.день или устно 3 раб.дня).
Владение ЦБ
Лицо передает ЦБ в доверительное управление.
В целях профилактики коррупции осуществляется постоянный мониторинг реализации антикоррупционных мероприятий, по итогам которого принимаются меры, информируются сотрудники всех звеньев системы
34
. На базе СК России созданы образовательные учреждения, осуществляющие как обучение, так и повышение квалификации сотрудников, в том числе, по противодействию коррупции и особенностям расследования дел коррупционной направленности.
В заключении отметим, что на примере СК России можно увидеть практическое применение нормативно закрепленных стандартов антикоррупционного поведения государственных служащих. Особого внимания заслуживает многоэтапность данного процесса, включающего воспитательную работу по формированию неприятия коррупции у будущих следователей, качественный отбор поступающих на службу, мониторинг и наказание лиц, причастных к коррупции. Такое сочетание мер имеет гораздо больший потенциал, чем исключительно карательные меры.
34
Морозова Н.А., Кондраткова Н.В. Профилактика коррупционных рисков в системе Следственного комитета
Российской Федерации // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2016. № 4. С. 138
– 143.

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коррупция сопровождает человека с древнейших времен, на разных этапах развития человеческого общества меняя свои формы и проявления. На протяжении столетий не единожды изменялось и отношений к ней. Вместе с тем общая закономерность такова – будучи источником существования государевых слуг, она представляет огромную опасность как для самого государства, так и его народа. Поэтому на современном этапе все цивилизованные страны прикладывают титанические усилия для снижения уровня коррумпированности как на низовом, так и на высшем уровне.
Исторический опыт показывает, что искоренить коррупцию среди должностных лиц нельзя, потому важное место в системе противодействия должны занимать предупредительные меры. В России сложилась достаточно развитая и совершенная система профилактики коррупционных правонарушений среди государственных служащих, нормативная основа и механизмы привлечения к ответственности коррупционеров.
С учетом того, что коррупционером не рождаются, а становятся и избавление от данной зависимости практически не возможно, для повышения эффективности профилактических мер требуются совместные усилия государства, общества и граждан, в части воспитания подрастающего поколения, прививания ему традиционных российских ценностей взамен активно насаждаемых западных идеалов эгоизма и потребительства. Когда ребенок с ранних лет будет воспринимать себя как члена общества, а не противопоставлять последнему, коррупционные риски будут сведены к минимуму. Примером тому является действующая система противодействия коррупционным проявлениям СК России, сочетающая в себе как превентивные меры, так и жесткую реакцию на выявленные факты коррупции.


26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1.
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц
[Электронный ресурс].

URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_conduct.
shtml
(дата обращения: 31.03.2023).
2.
Кодекс об административных правонарушениях Российской
Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1.
3.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25.Ст. 2954.
4.
О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ (в ред. 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
5.
О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ (в ред. 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2008. № 52.Ст. 6228.
6.
О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от
28 декабря 2010 № 403-ФЗ (в ред. 29.12.2022) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2011. №1. Ст. 15.
7.
Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена
Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 № 460) (утратила силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875.
8.
Указ Президента РФ от 16 августа 2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.
9.
Указание Генпрокуратуры России № 738/11, МВД России № 3 от
25.12.2020 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса
Российской Федерации, используемых при формировании статистической

27
отчетности»
[Электронный ресурс].

URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382494/
(дата обращения: 31.03.2023).
Документальные источники
10.
Верховный суд обобщил практику по делам о конфликте интересов в отношении госслужащих
// http://kmvexpress.ru/novosti/verxovnyj-sud- obobshhil-praktiku-po-delam-o-konflikte-interesov-v-otnoshenii-gossluzhashhi.html
11.
Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования: Министерство юстиции Российской Федерации //
https://minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie- korrupcii/obzor-tipovyh-situacij/
12.
Решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22.12.022 по делу№2-А-220/2022 // Архив суда.
Научная литература
13.
Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. - Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2011 г.
14.
Багмет А.М. К вопросу о предупреждении коррупции в системе правоохранительных органов // Вестник Академии Следственного комитета
Российской Федерации, 2016. № 1. С. 26 – 29.
15.
Быков А.В. Коррупционная преступность в системе органов местного самоуправления: диссертация кандидата Юридических наук: 12.00.08
/ Быков Антон Витальевич; [Место защиты: Уральский государственный юридический университет].- Екатеринбург, 2016.- 240 с.
16.
Верченко
Н.И.
Психологические особенности совершения коррупционного преступления.
На примере незаконного участия в предпринимательской деятельности. Закон и право. 2015. № 1. С. 98 – 101.


28 17.
Верченко Н.И. Некоторые вопросы квалификации взяточничества
(по материалам судебной практики) // Государственная политика в области противодействия коррупции с учетом требований международных норм. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.М. Багмета. 2019. С. 9-13.
18.
Волков К.А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. 2011. № 15. С. 5.
19.
Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Коррупция в сфере российской экономики: криминалистические и криминологические аспекты // Бизнес, менеджмент, право. 2003. № 4. С. 72-73.
20.
Илий С.К., Павловская Н.В. Состояние и основные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Под редакцией профессора Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация, 2015. С. 179 – 189.
21.
Квалификация коррупционных преступлений в сфере экономики: курс лекций / под ред. А.М. Багмета. – М.: Академия Следственного комитета
Российской Федерации, 2015. 250 с.
22.
Ким Е.П., Быков А.В. Конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления (криминологический аспект). // Российский следователь. 2013. № 10. С. 36.
23.
Кондраткова Н.В., Черкасова Е.С. Профилактика как основа противодействия коррупции // Актуальные проблемы противодействия коррупции: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под ред. Х.П. Пашаева – Горно–Алтайск:
БИЦ ГАГУ, 2022. С. 38 – 41.
24.
Коростелева М.В. Коррупционное поведение как разновидность аддикции // Государственная политика в области противодействия коррупции с учетом требований международных норм: материалы Всероссийской научно- практической конференции (Новосибирск, 25 апреля 2019 года) / под общ. ред.

29
А.М. Багмета. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской
Федерации, 2019 – 119 с.
25.
Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / отв. ред. акад. РАН Т.Я. Хабриева. – М.: ИД «Юриспруденция», 2012. 688 с.
26.
Ларионова Т.Ф., Лукина В.С. Психологические аспекты феномена коррупции // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1.
27.
Морозова
Н.А.,
Беликова
А.С.
Общая характеристика международных нормативных актов о противодействии коррупции //
CHRONOS. 2020. № 5 (44). С. 66 – 69.
28.
Морозова Н.А., Кондраткова Н.В. Профилактика коррупционных рисков в системе Следственного комитета Российской Федерации // Вестник
Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2016. № 4. С. 138 –
143.
29.
Павловская Н.В. Состояние и основные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах
//
Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Под редакцией профессора Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация,
2015. – С. 179 – 189.
30.
Серов Д.О., Федоров А.В. Дела и судьбы следователей Петра I: научное издание. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская группа «Юрист»,
2019 — 432 с.
31.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Ассоц. дет. психиатров и психологов; [В. В. Абраменкова и др.] ; под ред. С. Ю. Циркина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. Питер, 2004 – 895 с.
32.
Шишкарев С.Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений // Закон и право. 2010. № 4. С. 10.