Файл: 1. Предмет структура и методы философского знания Общее понятие и содержание предмета философии. Философия состоит из двух понятий Fileoc греч. Любовь и Sofiaмудрость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предмет структура и методы философского знания

Общее понятие и содержание предмета философии. Философия состоит из двух понятий: Fileo-c греч. «Любовь» и Sofia-«мудрость». Впервые это понятие ввелигреки.

Самым первым греческим мудрецом был Фалес. Философия до античной цивилизации за рамки религии не выходила (мифология - часть религии). Греки решили отделить религию от философии.

Цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Кант выделяет три части философского знания: познавательная, практическая и эстетическая. Кант философию понимал, как учение о единстве истины, добра и красоты,

Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа.

Общую структуру предмета философии, философского знаниясоставляют:

Онтологияучение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).

Гносеологияучение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.

Аксиология — учение о ценностях.

Философская антропология — учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.

Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.

Этика— учение о законах и принципах морали.

Эстетика — учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.


Общее понятие и содержание методов философии. Основными методами философии являются:

Диалектика- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.сущности методы познания, как наука о развитии, входит во все науки.

Метафизика (после физики) – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений. Сложное рассуждение, иногда намеренно запутанное с целью показать умственное превосходство или ввести в заблуждение

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
2. Основные функции философии и её место в системе наук.

Функции философии: Мировоззренческая функция - формирует целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция - философия вырабатывает основные

методы познания окружающей действительности

Мыслительно-теоретическая функция - философия учит по-новому мыслить и теоретизироватьпредельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. 

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии –правильное и достоверное познание окружающей действительности.  Роль критической функции – подвергать сомнению, окружающий мир, искать новые черты, качества. Аксиологическая функция - философии оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы. Воспитательная функция - культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
7. Проблема методов познания философии нового времени

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) была периодом, когда философы и ученые стали все более ориентироваться на опыт и науку, а не на традиционные авторитеты и религиозные догмы. В этот период возникли различные философские идеи, в том числе идеи рационализма, эмпиризма, материализма и идеализма.

Проблемы философии Нового времени были связаны с поиском новых способов познания мира и определения человеческой природы. Философы задавались вопросами о том, что является источником знания, каковы границы человеческого познания, что является основой реальности, какова природа человека и какова его роль в мире
.

Одним из путей решения этих проблем было развитие рационализма, который утверждал, что разум является источником знания и может проникнуть в сущность вещей. Рационалисты считали, что человеческий разум обладает способностью к априорному знанию, которое не зависит от опыта.

Другим путем решения проблем философии было развитие эмпиризма, который утверждал, что знание происходит только из опыта и чувственного восприятия. Эмпирики считали, что человеческий разум не обладает априорными знаниями, а только с помощью опыта и чувственных восприятий может приобретать знания.

Также в философии Нового времени возникли идеи материализма, которые утверждали, что реальность состоит из материальных объектов, и идеализма, который утверждал, что реальность существует только в сознании.

Таким образом, философия Нового времени была периодом поиска новых способов познания мира и определения человеческой природы. Рационализм, эмпиризм, материализм и идеализм были различными путями решения этих проблем и оказали значительное влияние на развитие философии, науки и культуры в следующие века.
8. Философия эпохи Просвещения: учение о природе, обществе, человеке.

Философия эпохи Просвещения (XVIII век) была периодом просвещения и рационального мышления, когда философы, ученые и мыслители искали новые способы понимания мира и решения проблем.

Одним из ключевых учений Просвещения была идея о природе как упорядоченной и закономерной системе. Философы Просвещения стремились понимать законы природы и использовать их для улучшения жизни людей. Они также утверждали, что человек может понять мир через разум и науку, а не только через религию и традиции.

В области общества философы Просвещения придерживались идеи о гражданском обществе, в котором индивидуальные права и свободы являются основой правительства. Они выступали за ограничение власти монархии, установление конституций и законов, а также за свободу слова, прессы и вероисповедания.

В отношении человека философы Просвещения считали, что человек обладает разумом и способен к самосовершенствованию.
Они выступали за уважение к личности, равенство перед законом, отказ от рабства и прочих форм эксплуатации человека человеком. Философы Просвещения также выступали за образование и культуру как средства для развития индивидуальности и общества в целом.

Таким образом, философия эпохи Просвещения была периодом огромных изменений в понимании мира, общества и человека. Философы Просвещения выступали за уважение разума, науки и образования, а также за установление гражданских свобод и прав, которые стали основой современной демократии и правового государства.
9. Немецкая классическая философия: ее представители и основные идеи.

Немецкая классическая философия - это философское течение, которое развивалось в Германии в конце XVIII - начале XIX века. Она представляет собой период, когда немецкие философы стали сильнее интересоваться проблемами метафизики (раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия, посредством, по Канту, чистого чистого разума.), этики и эстетики.

Основными представителями немецкой классической философии были Кант, Гегель.

Кант разработал критическую философию, которая стала основой для развития немецкой классической философии. Он выдвинул идею о категорическом императиве, который устанавливает нормы поведения для человека. Кроме того, Кант разработал теорию познания, которая основывается на идее о том, что человеческий разум создает категории, которые используются для структурирования опыта.

Гегель разработал диалектический метод (метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика), который используется для разрешения противоречий в мышлении и понимания исторического развития. Он также разработал идею об абсолютном духе, который является основой реальности и проявляется в истории и культуре.

Таким образом, немецкая классическая философия была периодом развития философских идей в Германии, которые оказали огромное влияние на развитие философии и культуры в последующие годы. Философы этого периода разработали множество новых идей и концепций, которые стали основой для развития философии в XIX и XX веках.