Файл: 1. Предмет структура и методы философского знания Общее понятие и содержание предмета философии. Философия состоит из двух понятий Fileoc греч. Любовь и Sofiaмудрость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Основные течения философской мысли России XIX и XX веков. традиции и особенности

В этот период возникло множество философских течений, которые оказали огромное влияние на развитие философии в России и в мире. Некоторые из основных течений философской мысли России XIX-XX веков включают:

Славянофильство - это философское течение, которое возникло в России в первой половине XIX века. Славянофилы выступали за сохранение традиционных русских ценностей и культуры, противопоставляя их западным. Они также выступали за религиозное единство России и славянского мира.

Западничество - Западники выступали за модернизацию России и принятие западных ценностей и культуры. Они также выступали за установление гражданских свобод и прав, равенство перед законом и демократию.

Российский идеализм - Российские идеалисты выступали за развитие российской философской мысли и культуры. Они также выступали за установление духовного единства между народами России и защиту религиозных ценностей.

Русский космизм - Космисты выступали за развитие космической цивилизации, основанной на принципах бесконечного развития, технического прогресса и научного знания. Они также выступали за объединение народов мира в единую космическую цивилизацию. Основные представители русского космизма - Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Николай Федоров.

22. Основные методы познания. субъект и объект познания

Познание - это процесс получения знаний о мире вокруг нас. Познание является предметом философского анализа, поскольку оно связано с вопросами о том, как мы получаем знания, какие ограничения у нашего познания и как мы можем достигать истинного знания о мире.

Субъект и объект познания - это философские категории, которые указывают на тех, кто познает и то, что познается. Субъект познания - это тот, кто познает, т.е. человек или живое существо, которое получает знания о мире. Объект познания - это то, что познается, т.е. мир вокруг нас, объекты, явления и процессы в природе и обществе.


В философии субъект и объект познания рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые понятия. Субъект познания влияет на то, как мы воспринимаем и интерпретируем мир, и наши знания о мире зависят от нашей способности воспринимать и анализировать информацию. Объект познания, в свою очередь, может оказывать влияние на наш способ познания и наши знания о мире.

Философия занимается вопросами познания, исследуя различные методы, которыми мы можем получать знания о мире и самих себе. Существует множество различных методов познания, но я расскажу о некоторых из них.

Рациональное познание. Этот метод основывается на логических аргументах и рассуждениях. Рациональное познание используется в математике, логике, философии и других науках, где используется логический анализ и вывод. Оно основывается на признании, что мы можем получить знания о мире, используя наш разум и логический анализ.

Эмпирическое познание. Этот метод основывается на опыте и наблюдении. Эмпирическое познание используется в науках, таких как физика, химия, биология и психология, где мы собираем данные, анализируем их и делаем выводы на основе наблюдений и экспериментов.

Интуитивное познание. Этот метод основывается на ощущениях, интуиции и внутреннем чувстве. Интуитивное познание используется в искусстве, литературе, музыке и других творческих дисциплинах, где мы используем наши внутренние ощущения и интуицию для создания и интерпретации произведений искусства.

Авторитетное познание. Этот метод основывается на признании авторитета кого-либо или чего-либо, например, на признании авторитета ученого или священного текста. Авторитетное познание используется в религии, философии, политике и других областях, где мы принимаем знания от авторитетных источников.

Интерсубъективное познание. Этот метод основывается на обмене знаниями между людьми, на общении и диалоге. Интерсубъективное познание используется в общении, социологии, антропологии и других науках, где мы изучаем, как люди создают и обмениваются знаниями.

Эти методы взаимодействуют и дополняют друг друга, и часто используются вместе для получения более полного и точного понимания мира.
25. Научное знание, его критерии.

Основная задача научного знания

– обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.

Характерные черты научного знания включают в себя:

Объективность - научное знание должно быть основано на фактах и эмпирических данных, а не на предрассудках или личных убеждениях.

Систематичность - научное знание должно быть организовано и структурировано в рамках определенной системы, которая позволяет лучше понимать и объяснять явления и процессы.

Воспроизводимость - научные знания должны быть проверяемыми и воспроизводимыми другими исследователями, чтобы обеспечить надежность и точность результатов.

Экспериментальность - научное знание часто основано на экспериментах, которые позволяют проверить гипотезы и теории.

Теоретичность - научное знание часто связано с разработкой теорий и моделей, которые позволяют объяснить и предсказать явления и процессы.

Непрерывность - научное знание постоянно развивается и изменяется в соответствии с новыми открытиями и исследованиями.

Многообразие научного знания проявляется в различных научных дисциплинах, таких как физика, химия, биология, математика, социология, экономика, психология и многие другие.

Современный идеал научности связан с идеей, что научное знание должно быть не только достоверным и проверяемым, но и социально значимым и этически обоснованным. Это означает, что научное знание должно быть не только основано на фактах и проверяемых гипотезах, но и учитывать социальные, культурные и этические аспекты научной деятельности. Стремление к социальной ответственности, учету контекста и этической обоснованности научного знания является важным фактором, который направляет развитие науки и обеспечивает ее взаимодействие с обществом.

Одной из последних эволюций научного идеала является концепция открытой науки, которая предполагает
открытый доступ к научной информации, использование коллективного интеллекта и совместное использование знаний и ресурсов. Открытая наука также подразумевает активное участие общественности в научной деятельности и учет общественных потребностей и интересов в научном знании.

Таким образом, идеал научности продолжает эволюционировать и адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям общества.
28. Общество как целостная саморазвивающаяся система

Общество представляет собой очень сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Социальная система - упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - утверждал Маркс. Каждый элемент системы выполняет в нем определенную функцию. Наиболее значительную роль в обществе играют экономическая, политическая, социальная структуры.

- Экономический способ производства включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы - это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Производственные отношения - это общественные отношения людей и их общностей в процессах экономической деятельности.

- Социальная структура общества - целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Основными подструктурами являются этническая, социально-классовая, поселенческая, демографическая.

- Социально-классовая структура. Вступая в социальное взаимодействие люди объединяются в группы, которые занимают различное положение в обществе.
28. Общество как целостная саморазвивающаяся система

Общество представляет собой очень сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Социальная система - упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»
- утверждал Маркс. Каждый элемент системы выполняет в нем определенную функцию. Наиболее значительную роль в обществе играют экономическая, политическая, социальная структуры.

- Экономический способ производства включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы - это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Производственные отношения - это общественные отношения людей и их общностей в процессах экономической деятельности.

- Социальная структура общества - целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Основными подструктурами являются этническая, социально-классовая, поселенческая, демографическая.

- Социально-классовая структура. Вступая в социальное взаимодействие люди объединяются в группы, которые занимают различное положение в обществе.
30. Общественный прогресс и его критерии

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума. Совершенствование нравственности людей. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Прогресс науки и техники. Развитие производительных сил общества.

Социальный Отражение уровня развития общества. Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности. Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический оказывает влияние на все другие сферы. Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы. Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов. Культурный (духовный) Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме. Есть противоречие в том, что-то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры. Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.