Файл: Рввае ракета в экспортном варианте, до 80 км. 7 по классификации мо сша и нато aa12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РВВ-СД — российская управляемая ракета средней дальности (110 км) класса «воздух-воздух» с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной головкой самонаведения [6]

РВВ-АЕ - ракета в экспортном варианте, до 80 км. [7]

по классификации МО США и НАТО — AA-12 Adder (рус. Гадюка))[8]. Разработана в государственном машиностроительном конструкторском бюро «Вымпел». Принята на вооружение в 1994 году (РВВ-СД — в 2013 году).

РВВ-СД предназначена для борьбы с воздушными целямисамолётамивертолётами, ракетами классов «земля — воздух» и «воздух — воздух» в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех. Вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7[9].



Содержание

  • 1История создания

  • 2Конструкция

    • 2.1Аэродинамическая схема

    • 2.2Двигатель

    • 2.3Система управления

    • 2.4Взрыватель

    • 2.5Боевая часть

    • 2.6Электрический рулевой привод

  • 3Сравнительная характеристика

  • 4Модификации

  • 5ТТХ РВВ-АЕ

  • 6Совместимость

    • 6.1Крепление к носителю

    • 6.2Носители

  • 7На вооружении

  • 8Боевое применение

  • 9Примечания

  • 10Литература

  • 11Ссылки

История создания[править | править код]

Начиная с мая 1984 г. ракета проходила лётные испытания в составе вооружения самолета МиГ-29. В 1984 г. новую ракету запустили в серийное производство. Государственные испытания завершились в 1991 г., а 23 февраля 1994 г. ракету официально приняли на вооружение.

Конструкция[править | править код]



схема ракеты Р-77



Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты РВВ-АЕ. МАКС-2009



Блок рулевых приводов ракеты РВВ-АЕ. Армия-2022.




Решётчатые рули ракеты РВВ-АЕ. Армия-2022.

Аэродинамическая схема[править | править код]

Аэродинамическая схема — нормальная. Цилиндрический корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъёмную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий профиль, что минимизирует волновое сопротивление ракеты и упрощает её размещение во внутренних отсеках вооружения самолётов-носителей. Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает общую подъёмную силу ракеты. Использование решётчатых рулей с очень малым (в пределах 1,5 кгм) шарнирным моментом позволило применить малогабаритный электропривод малой мощности. Благодаря такой структуре рулей реализуется бессрывное обтекание и, следовательно, сохраняется эффективность до углов атаки порядка 40°. Имеется возможность изменения характеристик хвостового оперения путём варьирования количества ячеек руля, которые практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики. Решётчатые рули могут складываться и при необходимости автоматически раскрываться после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм), а также решается задача снижения общей эффективной отражающей поверхности самолета.

Двигатель[править | править код]

Ракета Р-77 оснащена твердотопливным двигателем, обеспечивающим энергичный начальный отлёт от носителя на максимальную дальность полёта. При этом развивается скорость полёта, соответствующая числу 4 М.

Система управления[править | править код]

Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и активное на конечном участке траектории. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность захвата цели головкой самонаведения (ГСН). После перехода на самонаведение линия коррекции полётных данных ракеты с самолёта-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае срыва автосопровождения цели организуется повторный поиск с использованием этой модели. Дальность захвата цели с ЭПР равной 5 м² составляет 16 км

[10].

Во всех режимах работы используется метод модифицированного пропорционального наведения. При наличии организованных помех, когда бортовая радиолокационная станция носителя не может передавать на ракету информацию о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.

В состав ГСН входит моноимпульсный пеленгатор и ЭВМ. Для повышения помехозащищённости и обеспечения высокой точности наведения реализована пространственно-временная обработка сигнала, кальмановская фильтрация, непрерывное решение кинематических уравнений с возможностью поддержания процесса наведения при временных срывах автосопровождения цели[11].

Взрыватель[править | править код]

Взрыватель — лазерный. Облучая цель и определяя по отраженному сигналу расстояние до неё, устройство подрывает боевую часть на оптимальной дистанции. Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания или падения на землю или в воду) на случай необходимого самоуничтожения.

Боевая часть[править | править код]

Боевая часть — стержневая с микрокумулятивными элементами. Масса БЧ — 22 кг. Стержни соединены между собой попарно, образуя при подрыве сплошное расширяющееся кольцо, которое оказывает режущее действие по конструкции цели. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоскоростные цели в режиме противоракетной обороны самолёта-носителя.

Электрический рулевой привод[править | править код]

Уникальной для ракет "воздух-воздух" особенностью Р-77 является решетчатые аэродинамические рули, расположенные на хвосте, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при безсрывном обтекании, которые разработаны и изготавливаются на ДП Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч» [12][13]. Такие рули впервые прошли испытания на баллистической ракете «Точка». В сложенном положении они не выступают за поперечные габариты ракеты, которые определяются размахом крыла. Наряду с малым весом относительно небольшая длина руля обеспечивает возможность размещения большого количества ракет внутри фюзеляжного отсека перспективного истребителя. Кроме того, за счет малой хорды такого руля шарнирный момент мал и слабо зависит от скорости и высоты полета, а также от угла атаки. Нужный момент не превышает 1,5 кгм, что позволило применить для отклонения рулей малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40 °, обладают большой жесткостью, что положительно сказывается на параметрах процесса управления. Как и
любое другое техническое решение, использование решетчатых аэродинамических рулей управления имеет и недостатки — увеличенное аэродинамическое сопротивление и увеличенная эффективная поверхность рассеяния, что, впрочем, в какой-то степени компенсируется сложенным положением рулей, что способствует размещению ракет на носителе при внутрифюзеляжной и контейнерной подвеске.[14][15]