Файл: Основная часть Тема .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Введение .................................................................................................................. 2
Основная часть ...................................................................................................... 4
Тема №1. Особенности организации занятий педагогом
дополнительного образования по ИЗО и ДПИ. ........................................... 4
Задание №1. Анализ деятельности педагога по ИЗО и ДПИ .................... 4
Задание №2. Оценка деятельности педагога дополнительного
образования на занятиях по ИЗО и ДПИ. ..................................................... 6
Тема №3. Предметно-развивающая среда в кабинете ИЗО и ДПИ. ...... 18
Задание №1. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО и
ДПИ и рекомендации по её усовершенствованию. ................................... 18
Тема №4. Изучение творческих способностей учащихся в области ИЗО
и ДПИ. ................................................................................................................. 18
Задание №1. Понаблюдайте за обучающимися, изучите их творческие
способности путем наблюдения и проанализируйте их. .......................... 19
Выводы .................................................................................................................. 22

2
Введение
Отчет по учебной практике «Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)» в период с 1 сентября по 31 мая 2022 года.
В процессе занятий ИЗО и ДПИ происходит развитие тонких моторных навыков, что способствует развитию высших психических функций, таких как речь и мышление, а также формирует положительные личностные черты и способствует восприятию окружающего мира. Преподаватель должен вызвать у обучающихся интерес к занятиям, сформировать эстетический вкус, и привить им любовь к искусству для достижения успеха в данном направлении.
Методическая тема: формирование художественного способа познания мира через актуализацию творческого потенциала обучающихся в различных видах деятельности.
Объект: формирование художественного способа познания мира обучающимися.
Предмет: актуализация творческого потенциала обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Цель в рамках работы над данной темой: развитие художественных способностей, обучающихся через декоративно-прикладное творчество. Мы создадим условия для освоения техник изобразительной и декоративной направленности, основ композиции, формообразования и пространственного мышления. Обучающиеся также научатся работать инструментами и приспособлениями для обработки различных материалов и приобретут навыки учебно-исследовательской деятельности. Мы также будем формировать учебно-методический комплекс и материально-техническую базу, необходимые для реализации образовательной программы.


3
Для достижения целей поставила перед собой следующие задачи:
1. Выбрать стратегию и тактику коммуникативного поведения.
2. Формировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установить личные контакты, умения самопрезентации, сотрудничества, диалогового общения, партнерства).
3. Проанализировать свои личностные и профессиональные способности и возможности.
В течении всей практики посещала уроки преподавателя по ДПИ. Так же классные и информационные часы, несколько выставок детского творчества и внеклассные мероприятия. На основании графиков работы преподавателя ДПИ, а также расписания в закрепленном за мной классе, я составила графики индивидуальной работы, по каждому из предметов, которые претерпели небольшие коррективы в процессе прохождения практики. После каждого занятия проводилось обсуждение и анализ как с преподавателями, так и методистами. На уроках, проводимых мной были использованы классические инструменты, такие как: учебные пособия, альбомы с работами известных художников, журналы с живописью, так же проектор и ноутбук для демонстрации пособий из сети Интернет, меловая доска. Были разработаны дидактические материалы.
Я добилась положительных результатов, проводя совместные психологические часы, посещая культурные мероприятия и проводя индивидуальные занятия на актуальные и интересные темы для данного возраста. Мои наблюдения показывают, что дети стремились к общению со мной и моя инициатива в налаживании контактов заключалась в создании благоприятного психологического климата.

4
Основная часть
Тема №1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного
образования по ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Анализ деятельности педагога по ИЗО и ДПИ
1. Сведения о педагоге: специальность, возраст, образование, стаж, учебная нагрузка, звания и т.д.
Старший методист, Семикова Наталья Николаевна. Закончила
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, имеет высшее образование. Возраст 51 год. Стаж работы в педагогической деятельности – 33 года. Имеет высшую квалификационную категорию.
2. Какие методы изучения деятельности педагога использовались
(наблюдения в процессе посещения уроков; беседа с учащимися, педагогами; анкетирование учащихся, родителей; изучение результатов учебной деятельности детей, создание воспитывающих ситуаций и др.).
Во время наблюдения за уроком мною использовались такие методы:
А) Наблюдение за работой преподавателя во время проведения занятий;
Б) Наблюдение за поведением и взаимодействием преподавателя и обучающихся во время перерыва;
В) Анкетирование учеников.
3. Какими программами, учебными пособиями пользуется педагог в своей работе?
Методическим пособием утвержденным Министерством образование, а также, таблицы, детские рисунки, репродукции произведений художников.
4. Как готовится преподаватель к своим занятиям.
Подготовка краткого конспекта урока, четкое следование ему. Но если нужно, преподаватель мог легко подстраиваться под обучающихся, меняя план урока по нуждам класса.
5. Формы учебной работы, используемые педагогом.


5
На уроке сочеталась фронтальная и индивидуальная работы. Примеры: аукцион, вернисаж, выставка, галерея, игры.
6. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях.
Учитель использует опору на мотивацию учеников и формирование мотивов обучения. Среди них на первом месте находятся познавательные интересы и профессиональные склонности учеников.
7. Развитие самостоятельности и ответственности учащихся на занятиях.
Самостоятельная работа на уроке играет огромную роль, поскольку она помогает учащимся проявить свои творческие способности и активно участвовать в учебном процессе. Воспитательная направленность заключается в том, что через искусство ученики учатся понимать искусство, которое окружает их в повседневной жизни.
8. Индивидуализация и дифференциация учебной работы.
Для адаптации форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям учащихся, был использован индивидуальный подход. Это позволило обеспечить запроектированный уровень развития личности. Также на занятиях была применена групповая работа, в которой учителя распределяли учеников по уровню их способности к рисованию.
9. Характер взаимоотношений педагога и учащихся на занятиях.
Учитель применял учебно-дисциплинарную модель педагогического взаимодействия, которая позволила повысить активность класса и качество ответов учеников. Во время урока ученики активно участвовали в беседе, а также отвечали на вопросы фронтального опроса. Несмотря на то, что на начальном этапе урока у учеников не было большого интереса к материалу, в процессе изложения темы они начали проявлять больший интерес к уроку.
10. Взаимодействие учителя с другими педагогами учреждения дополнительного образования.

6
Мной было отмечено взаимодействие преподавателей, которое позволяет не только обеспечивать единство педагогических взглядов и подходов к решению проблем в классе, но и актуализировать вопросы о собственной воспитательной деятельности учителей, мотивировать их на личностно- профессиональное самосовершенствование. В результате чего удается освободиться от устаревших стереотипов в воспитательной работе и перейти к более современным методам.

7
Задание №2. Оценка деятельности педагога дополнительного
образования на занятиях по ИЗО и ДПИ.
Посещение занятий учителей и их анализ
Урок 1.
Действия учителя
(речевые/неречевые)
Действия учащихся - отдельных учеников, групп
(речевые/неречевые)
I Организационная часть
– Добрый день, дети!
Присаживайтесь, начнём занятие
II Мотивация учебной деятельности
1. Актуализация опорных знаний
- Какие вы знаете основные цвета?
- Сколько их существует?
- Назовите основные цвета.
(желтый, синий, красный)
- Сколько цветов в радуге? (7)
- Назовите цвета радуги.
- Какие из них теплые, а какие холодные?
2. Созерцание произведений искусства
– Что изображено на картине?
Ученики ведут диалог с учителем.
Отвечают на все вопросы.
Исполняют проектные, творческие, коллективные работы.
Четко и быстро организовались для работы.
Дети с удовольствием берут участие в беседе.


8
– Как называется композиция с предметами на столе?
ІІІ Сообщения темы урока
- Установите буквы в правильном порядке.
- Какое слово образовалось?
(Цвет)
- Тема нашего урока – цвет.
IV Работа над темой урока
1. Теоретическое обоснование
- Что такое цвет?
- Цвет – передавать и показывать, как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения
- Что же такое цвет?
2. Физкультминутка. Разминка пальцев, сжимая и разжимая их, вытянув руки перед собой.
3.Последовательное исполнение композиции учителем
- Определить формат листа.
- Вы можете выбрать любой фрукт для рисования.
- Для того чтобы нарисовать яблоко, нужно прикинуть, на какую форму оно похоже.
Дети с удовольствием слушают и исполняют рекомендации преподавателя.

9
- Рисуем максимально ровный круг, стараясь композиционно правильно расположить его на листе
(не сделать его слишком большим или маленьким, не слишком смещая его к краям листа)
- На яблоко падает свет.
Определяем, с какой стороны он падает. Смотрим, что на яблоке есть тень и блик. Так же есть падающая тень.
4. Физкультминутка
5. Правила пользования красками и кисточками
- Перед работой напоминаем, как пользоваться кистями, красками и альбомами.
6. Самостоятельная практическая деятельность учащихся
V Итог урока
- Организуем небольшую выставку работ.
- Расскажите, что вы нарисовали?
- Что такое цвет?
- Что передают художники с помощью цвета?

10
Урок 2.
Действия учителя
(речевые/неречевые)
Действия учащихся - отдельных учеников, групп
(речевые/неречевые)
I. Организационный момент
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку
- Сейчас у нас урок изобразительного искусства. На парте должны быть лист бумаги, гуашь, кисти.
II. Актуализация опорных изобразительных знаний
1. Беседа
2. Дидактическая игра
III. Объявление темы и цели урока
IV. Изложение нового материала
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
Проведение физкультминутки
V. Постановка учебного задания
Правила пользования красками:
VI. Руководство практической деятельностью учащихся
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Активно берут участие.
Повторяют этапы выполнения рисунка.
Дети рисуют.
У все хорошее настроение, звучит красивая музыка.

11
– Вы будете выполнять задачи, а чтобы создать соответствующую атмосферу, мы послушаем музыкальное произведение П. И.
Чайковского "Вальс цветов".
(оказывает индивидуальную помощь).
VII. Анализ и оценка детских работ
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему?
(при формировочной оценке учитываю качество владения средствами и техникой живописи, качество работы; формирую способность учащихся к самооценке).
VIII. Итог и обобщение урока
- Что нового вы узнали? Что такое симметрия? Что такое монотипия?
IX. Уборка рабочего места
- Наведите порядок на своих партах, сложите папки с материалами и инструментами в шкаф.
Дети делают анализ работ своей работы и других детей.


12
Урок 3.
Действия учителя
(речевые/неречевые)
Действия учащихся - отдельных учеников, групп
(речевые/неречевые)
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель. Сегодня мы отправимся по тропинкам интересной страны
Изобразительного искусства, которая раскроет нам и свою красоту, и свои тайны. Отправимся!
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ НОВОГО
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Закройте глазки и представьте, что мы садимся в яркое влечение. Мы посетим разные города этой необъятной страны, познакомимся с ее жителями и сокровищами. (Демонстрируется карта страны Изобразительного искусства.) Первая наша остановка – город Графика. Жители этого города, художники-графики, очень серьезные и озабоченные. У каждого
Дети внимательны и заинтересованы.
Для развития творческих способностей детей использовались новые, интересные, нестандартные подходы, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.

13 из них свое восхищение — кто-то изображает природу, кто-то — окружающие его предметы, кто-то
— зверушек, а кому-то нравится изображать разных людей.
У художников-графиков есть много помощников. Это различные материалы, которые используют эти мастера - карандаши (простые и цветные), тушь, пастель, уголь и т.д.
Давайте с некоторыми познакомимся поближе. Карандаши
– одни из самых любимых материалов художника-графика.
Грифель в карандашах бывает обычный серый – такие карандаши называются простыми, а еще вам знакомы карандаши с цветными грифелями. Как мы их называем?
Правильно, цветные карандаши.
Учебные упражнения
Учитель. Превратимся в художников-графиков и нарисуем линиями веселые рисунки. У вас в руках веселые карандаши, поэтому линии будут выходить веселые!
Еще одна остановка – город
Живопись. Оно так ярко! Здесь
Дети упражняются в рисовании линий.
Дети говорят, как подбирают цвета.
Дети дополняют рассказ учителя.

14 живут художники, которые очень любят рисовать красками.
Следующая остановка – город
Скульптура. Сколько огромных памятников, маленьких статуэток, интересных рельефных изображений создано здесь руками мастеров- скульпторов.
Интересный город – декоративно-прикладное искусство.
Оно совсем не похоже на те города, которые мы уже посетили. Здесь живет гораздо больше мастеров — ткачи и писанкари, вышивальщицы и резчики, гончары и кузнецы.
Рассмотрим их работы
(демонстрирование наглядности).
Мастера декоративно-прикладного искусства используются в работе глину и древесину, ткани и нити, разнообразные краски и бусины.
Физкультминутка
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ
ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
5. ИТОГИ УРОКА
1. Подведение итогов (общая оценка урока).
2. Определение задачи подготовки к следующему уроку:
С интересом рассматривают презентацию.
На уроке дети дисциплинированы, внимательны, старательные.