Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 рассмотреть в книгах, журналах, газетах, на листовках работы художников-графиков; принести на следующий урок фломастеры или гелиевые ручки, альбомы; придумать примеры с использованием горизонтальных, вертикальных и кривых линий.
3. Провозглашение урока завершенным.
16
Задание №3. Анализ учебно-методической документации педагога
дополнительного образования по ИЗО и ДПИ
Методическая разработка. Художественное развитие детей 7-9 лет.
Составитель – Семикова Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» города Твери.
В методичке рассмотрена структура, характеристика программы учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Срок реализации учебного предмета. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации. Форма проведения учебных аудиторных занятий. Цели и задачи учебного предмета. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Методы обучения. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Содержание учебного предмета. Учебно-тематический план. Содержание разделов и тем. Годовые требования. Требования к уровню подготовки обучающихся. Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения. Формы и методы контроля, система оценок. Методические рекомендации преподавателям. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Дидактические материалы. Список литературы и средств обучения.
Учебный предмет «Композиция прикладная» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов вариативной части. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
17
Предмет «Композиция прикладная» тесно связан с обязательными предметами программы «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая». При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета
«Композиция прикладная».
Срок реализации учебного предмета «Композиция прикладная» составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы. Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» увеличивается на
1год при освоении учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с дополнительным годом обучения (6-летний срок).
Материал методички составлен в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей, контингента учащихся.
18
Тема №3. Предметно-развивающая среда в кабинете ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО и
ДПИ и рекомендации по её усовершенствованию.
Кабинет ИЗО и ДПИ оснащен всем необходимым для обучения и развития творческих способностей детей. Здесь есть все необходимое для работы с бумагой, красками и другими художественными материалами. Кабинет также имеет уголок для натурных постановок и большое рабочее пространство с доской, точечным освещением и другими инструментами для создания произведений искусства.
Кабинет также оснащен современным мультимедийным оборудованием, что позволяет использовать различные технологии в обучении. Это делает процесс обучения более интересным и эффективным. Кабинет является не только местом для занятий, но и центром эстетического образования, где учащиеся могут познакомиться с произведениями мировой культуры и народного творчества.
В кабинете имеется множество дидактических материалов, таких как плакаты, картины и фотографии. Также есть раздаточный материал и компьютерные программные средства. Все это помогает учащимся лучше понимать и усваивать учебный материал.
19
Тема №4. Изучение творческих способностей учащихся в области ИЗО и
ДПИ.
Задание №1. Понаблюдайте за обучающимися, изучите их творческие
способности путем наблюдения и проанализируйте их.
Основная цель дополнительного образования заключается в развитии интереса к обучению и творческой деятельности. В связи с этим, необходимо найти наиболее эффективные методы и формы педагогической работы, которые могут стимулировать творческую активность учащихся в рамках дополнительного образования.
Творческая деятельность человека обусловлена необходимостью эстетического развития. Учащийся нуждается в получении вдохновения, которое может быть найдено в красоте природы, людей и их поступков. Эти ощущения и эмоции могут побудить художника к созданию художественного образа, который отражает увиденное. Однако способность создавать образ также зависит от развития памяти и мышления, так как художник должен помнить то, что хочет изобразить, и искать пути и методы для воплощения своих идей на рисунке. Развитие творческих способностей - управляемый процесс, который формирует личность. Особенно важно развивать творческие способности у эмоционально и чувственно развитого человека, так как его работы всегда связаны с оценкой и именно эти аспекты являются наиболее важными.
Состав группы: 12 учеников: девочки 8 (шесть), мальчики 4 (четыре).
Для достижения желаемых результатов в своей педагогической практике, использовала разнообразные методы и приёмы, а также различные формы проведения занятий. В первый день занятий провела интересные игры на знакомство для всех детей, а также психологические тренинги "Кто я?".
Вместе с ребятами запланировала предстоящее мероприятие через анкетирование и работала с группами, выдавая задания и оказывая необходимую помощь и поддержку.
20
Хотелось бы отметить, что в течение всей моей педагогической практики главенствовало дружественное общение учителя с учениками, основанное на взаимной заинтересованности в совместной деятельности, едином профессиональном и личностном общении, а также достижении общей цели и решении единых задач.
Во время моих занятий с учениками я стремилась развивать их творческие способности различными методами. Я вдохновляла своих учеников к тому, чтобы не просто механически копировать то, что видят перед собой, но, чтобы они рассуждали и думали о процессе. Я призывала учеников рисовать сознательно, используя полученные знания по перспективе, анатомии, композиции, геометрии, свету и теням, а также правильно выбирать материалы для рисования. Ученики анализировали свои работы и сравнивали их с работами других учеников, и таким образом формировали свои собственные критерии.
Я уделяла большое значение интонации в своей речи, создавая спокойную, выразительную и четкую атмосферу в общении с учениками. Я избегала использования слов-паразитов и грубого жаргона, и старалась подчеркнуть более важные слова и фразы, придавая им больший ударение.
Это помогало мне устранить коммуникативные речевые барьеры и установить эффективную коммуникацию с учениками. Я также активно использовала изменения тембра голоса и паузы для выделения важных мыслей.
В классе присутствуют отвергнутые и трудные ученики, и я работала с ними индивидуально. Однако, я не подчеркивала их отрицательные качества, а старалась дать им задания, которые помогли бы поверить в свои способности и себя переоценить наравне со своими сверстниками. Никаких примеров неправильного поведения не было, так как уже из начальных классов ученики воспитаны с уважением к старшим
В процессе взаимодействия были преобладающими побудительные стимулы, которые вдохновляли учащихся на веру в свои способности, вне
21 зависимости от их успеваемости. Поставленные цели предугадывали желаемый результат и пользу выполнения задания. В своей практике я использовала активизацию познавательной деятельности школьников на основе дополнительных материалов, таких как презентации, наглядный материал и домашние творческие задания, например, составление таблиц и рассказов. Кроме того, я вовлекала игровые приемы как на уроках, так и на воспитательных мероприятиях.
Удачное взаимодействие было достигнуто благодаря тому, что я не настаивала только на своих идеях в работе, а лишь направляла их в правильном направлении, давая каждому из учеников возможность проявить себя при выполнении задач. Я общалась с ними на равных, предоставляла материал, и они его дополняли, что приводило к положительным результатам. Такой подход позволил ученикам понимать и оценивать процесс урока и их роль в коллективной работе. Мы совместно распределяли задания при организации деятельности.
22
Выводы
Я старалась достичь результатов в своей работе преподавателя, организуя и проводя учебные занятия с учащимися. Моя цель заключалась в помощи каждому ребенку проявить свои таланты, умения и знания, и поощрять его дальнейшее развитие. Я контролировала прогресс учащегося, помогала ему повысить самооценку и развивать творческие и профессиональные навыки.
Работа в дополнительном образовании требует ступенчатого подхода, и открытое занятие является первой ступенью. На нем получают возможность проявить свои навыки и способности как учащиеся, так и педагоги. Ребенок показывает, чему он научился без подсказок, а я, в свою очередь, могу оценить, насколько успешно он освоил определенные навыки и раскрыл свой потенциал.
Я использовала различные методы обучения, которые были направлены на развитие творческих способностей учащихся. Методы "открытий", индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, свободы в системе ограничений, диалогичности и сравнения помогли моим ученикам активизировать свое творческое мышление и научиться решать задачи изобразительного искусства.
Выставки и конкурсы творческих работ учащихся были одним из эффективных способов поддержания интереса к урокам и повышения качества обучения. Также, я использовала такие формы обучения, как мотивирующее обучение, диалоги, творческий поиск, и дифференцированный подход, чтобы помочь каждому ученику реализовать свой потенциал.
23
Я считаю, что творческие мастерские являются пространствами, где ученики могут приобретать знания, ценности, и опыт жизни. Это место, где они могут открыть для себя новые истины, выстраивать свои знания и формировать свою культуру.