Файл: Методическое пособие по Статистике для обучающихся по специальности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 516
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж малого бизнеса № 4»
Методическое пособие по Статистике
для обучающихся
по специальности
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров
Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4» Кирова Елена Анатольевна
Москва
2018 год
2
3
Содержание
Пояснительная записка
5 1 Предмет, метод и задачи статистики.
7
Тестовый контроль знаний
9 2 Статистическое наблюдение
12
Тестовый контроль знаний
17 3 Сводка и группировка статистическая данных.
20
Тестовый контроль знаний
26
Практическое занятие № 1. Построение ряда распределения и группировка по приведенному признаку.
28 4 Способы наглядного представления статистических данных.
33
Тестовый контроль знаний
43
Практическое занятие № 2. Построение и анализ статистических таблиц и графиков.
46 5 Статистические показатели.
49 5. Абсолютные и относительные величины.
49
Тестовый контроль знаний
52
Практическое занятие № 3. Исчисление относительных величин.
54
Средние величины.
56
Тестовый контроль знаний
59
Практическое занятие № 4. Расчет средних величин с учетом исходных данных.
61
Структурные средние.
62
Показатели вариации.
63
Практическое занятие № 5. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.
65
4 6 Ряды динамики.
67
Практическое занятие № 6. Исчисление основных показателей рядов динамики.
74
Практическое занятие № 7. Выравнивание динамических рядов.
76
Практическое занятие № 8. Расчет индексов сезонности.
79 7 Индексы в статистике.
82
Тестовый контроль знаний
88
Практическое занятие № 9. Исчисление и анализ индексов.
89 8 Выборочное наблюдение в статистике.
92
Практическое занятие № 10. Оценка результатов выборочного наблюдения.
99
Литература
102
5
Пояснительная записка.
Настоящее учебно-методическое пособие содержит подробное изложение теоретического материала по Статистике, а также поясняющие его примеры и задачи. Оно адресовано обучающимся по специальности
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и призвано оказать им помощь в самостоятельной подготовке к занятиям по дисциплине Статистика. Особую ценность оно представляет для обучающихся очно-заочной формы обучения.
В пособии последовательно излагаются основные темы курса.
Материал, излагаемый в данном пособии, закладывает базу для изучения статистики. Для более полного усвоения материала в конце каждой темы даны практические задания на проверку усвоения материала, а так же тесты для контроля знаний.
Практические задания по учебной дисциплине Статистика является важной составной частью данного пособия. Творческое отношение обучающихся к выполнению практических работ способствует, с одной стороны, закреплению и дальнейшему углублению знаний, полученных в период изучения данной дисциплины, а с другой стороны – приобретению практических навыков в области:
проведения расчетов социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, на основе статистических подходов, типовых методик.
анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально- экономические явления и процессы.
Практическая работа представляет собой самостоятельное, хотя и небольшое по объему, исследование, которое демонстрирует умения обучающегося обобщать полученные знания, проводить самостоятельные статистические расчеты.
Цель выполнения практической работы - обучающийся должен овладеть общими основами статистической науки и принципами
6 проведения статистического исследования, изучить методологию исчисления основных статистических показателей. При подготовке практической работы обучающийся, изучая конкретные проблемы, приучается находить главное, понимать логику вопроса, излагать своими словами различные понятия, комментировать прочитанное.
В практической работе должны быть последовательно выполнены все предусмотренные соответствующим вариантом задания. Расчеты, проводимые при выполнении конкретных заданий, должны быть достаточно подробными, сопровождаться указанием формул, последовательности расчетных процедур, что позволит оценить адекватность применяемых обучающимся статистических методов обработки анализа данных.Заключительная часть практической работы
(или каждого раздела в соответствии с заданием) должна содержать анализ и интерпретацию полученных результатов и расчета показателей.
7
Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики.
1.1. Понятие и предмет статистики.
Термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.
Во-первых, под статистикой понимают совокупность количественных сведений о различных сторонах социально-экономической жизни общества.
Во-вторых, под статистикой подразумевается практическая деятельность человека по сбору, обработке, анализу цифровых данных о явлениях общественной жизни.
И наконец, в-третьих, статистика выступает как отрасль научных знаний.
Статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру, размещение в пространстве, изменение во времени, устанавливая количественные зависимости и закономерности в конкретных условиях места и времени.
Предметом статистики является количественная сторона изучаемых массовых социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени. Главная задача статистики заключается в выявлении закономерностей, характерных для той или иной совокупности. Под закономерностью понимают последовательность и повторяемость изменений в рассматриваемых явлениях. Эти закономерности выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Под законом больших чисел не следует понимать какой-то один общий закон, связанный с большими числами. Закон больших чисел - это обобщенное название нескольких теорем, из которых следует, чтоколичественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом числе наблюдений.
Изучая массовые социально-экономические явления и процессы, статистика использует специальные методы, которые соответствуют трем основным стадиям статистического исследования: сбор первичной
8 информации, сводка и обработка первичной информации, анализ статистической информации. На первой стадии исследования применяется метод массового статистического наблюдения, который обеспечивает полноту и представительность
(репрезентативность) полученной первичной информации. Сводка и обработка первичной информации осуществляется методом статистической группировки. Этот метод позволяет систематизировать первичную информацию, обобщить конкретные единичные данные, выделить в изучаемой совокупности группы, имеющие свои характерные особенности. На третьей стадии проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных, средних величин, показателей рядов динамики, индексов и т. д.
Проведение анализа позволяет раскрыть причинно-следственные между явлениями, установить влияние и взаимодействие различных факторов, оценить эффективность принимаемых решений.
1.2. Основные категории статистики.
Статистика оперирует основными понятиями – категориями, которые отражают наиболее существенные и общие свойства, признаки, связи и основные отношения явлений.
Объектом статистического исследования является статистическая совокупность. Статистическая совокупность - множество единиц изучаемого массового социально-экономического явления, обладающих однородностью и объединенных общей закономерностью.Например, совокупность студентов группы, совокупность малых предприятий, совокупность работников предприятия и т.д. Одной из важнейших характеристик совокупности является ее однородность по тем признакам, которые положены в основу ее формирования.
Единица статистической совокупности
– составной элемент статистической совокупности, являющийся носителем изучаемых признаков.
9
Признак –характеристика единицы статистической совокупности, характерная особенность или свойство, которое может быть определено.Значения, которое может принимать признак, называются вариантами. Вариация – отличия, колебания признака в числовых значениях у единиц изучаемой совокупности. Признаки, которые принимают разные значения, называют варьирующими. Изучение вариации – одна из основных целей статистического исследования.
Признаки бывают количественными (варианты выражены числовыми значениями) и атрибутивными (варианты выражены смысловым понятием, показывают содержательную сторону явления).
Статистический показатель – количественная характеристика социально- экономических явлений и процессов, относящаяся к конкретным условиям места и времени.
Статистические показатели могут быть индивидуальными (касаются отдельного явления), итоговыми (касаются совокупности явлений). Статистические показатели могут быть выражены абсолютными и относительными величинами.
Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, объективно отражающая существующие между явлениями взаимосвязи.
Тестовый контроль знаний.
Основные понятия и категории статистики.
1. Статистика – это наука, изучающая:
1) социально-экономические явления и процессы;
2) капиталистическую формацию в экономике;
3) количественную сторону качественно определенных массовых явлений;
4) качественную сторону количественных определенных массовых явлений.
2. Предмет статистики – это:
1) описание процесса;
10 2) качественная сторона;
3) количественная сторона;
4) изучение уникальных, единичных в своем роде элементов.
3. Единица совокупности – это:
1) неделимый первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации;
2) часть статистической совокупности, связанная с другими ее частями;
3) составной элемент множества, связанный с другими элементами этого множества;
4) первичный элемент множества, обладающий общими количественными характеристиками с другими элементами множества.
4. Объект статистического исследования:
1) единица наблюдения;
2) признак единицы наблюдения;
3) статистическая совокупность;
4) вариация.
5. Множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц – это:
1) единицы совокупности;
2) отчетные единицы;
3) статистическая совокупность;
4) система статистических показателей.
6. Количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности – это:
1) статистическая совокупность;
2) статистический показатель;
3) единица совокупности;
4) атрибутивный признак.
11 7. Количественный признак:
1) имеет числовое выражение;
2) выражается понятием или термином;
3) имеет только два варианта значения.
8. Укажите правильную последовательность этапов статистического наблюдения:
1) анализ собранной информации;
2) выводы и заключение на основе проведенного анализа;
3) сводка и группировка первичных данных;
4) определение цели и объекты исследования, анализ собранной информации;
5) сбор первичной статистической информации.
9. Числа, суммирующие результат массовых наблюдений, показывают определенные закономерности, которые не могут быть обнаружены на небольшом числе фактов, – это сущность закона:
1) малых выборок;
2) больших чисел;
3) случайности и закономерности;
4) первых разниц.
10. Задачи государственной статистики – это получение:
1) информация о теневой экономике в стране;
2) обобщающих показателей, характеризующих экономическое состояние;
3) количественной характеристики социально-экономической ситуации в стране;
4) наиболее полной информации о сокрытии доходов.
12
Тема 2. Статистическое наблюдение.
2.1. Понятие о статистическом наблюдении.
Статистическое наблюдение – это первый этап статистического исследования общественных явлений и процессов. Оно представляет собой массовую, планомерную, научно организованную работу по сбору данных о количественной стороне социальной и экономической жизни. Задача статистического наблюдения заключается в том, чтобы получить полную и достоверную информацию, на основе которой можно изучать рассматриваемое явление.
В процесс статистического наблюдения решаются программно- методологические и организационные вопросы.
Программно- методологические вопросы охватывают:
определение цели и задач статистического наблюдения.
определение объекта статистического наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат статистическому исследованию;
определение единицы статистического наблюдения – составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации;
определение отчетной единицы – источник сведений, от которого поступаете информация о единицах наблюдения;
разработка программы наблюдения – перечень вопросов, требующих решения в процессе наблюдения;
разработка статистического инструментария – формуляр (анкета, опросный бланк) и инструкция, которая определяет порядок проведения наблюдения и заполнения форм отчетности.
Для реализации организационных вопросов разрабатывается организационный план – главный документ, в котором отображаются самые важные вопросы организации и проведения намеченных мероприятий. В организационном плане указывают:
13
орган наблюдения – организация, которая осуществляет подготовку, проведение статистического наблюдения и несет ответственность эту работу;
место наблюдения – территория, по отношению к которой собираются сведения;
время наблюдения – установление критического момента времени
(конкретный день года, час дня, по состоянию на который производится регистрация признаков единиц совокупности) и определение периода наблюдении (время, в течение которого осуществляется регистрация единиц наблюдения);
материально-техническое обеспечение соответствующих работ;
подготовка кадров для проведения наблюдения.
2.2. Формы статистического наблюдения.
Используют три формы статистического наблюдения: статистическая отчетность, специально организованное статистическое наблюдение и регистры.
Отчетность – это такая форма организации статистического наблюдения, при которой предприятия и организации в официально установленные сроки предоставляют сведения, характеризующие их экономическое состояние и результаты деятельности за отчетный период, государственным органам статистики по утвержденным формам.
Источником сведений являются бухгалтерские документы и документы первичного учета. Статистическая отчетность является документом, который подписывается руководителем предприятия, т.е. имеет юридическую силу.
Специально организованные статистические наблюдения – это сбор сведений о каком-либо явлении посредством единовременного наблюдение и учета. Наиболее распространенными являются переписи, которые проводятся, как правило, через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, структуре и других признаках