Файл: Работа 37 с., 5 таблиц, 2 рисунков, 25 источник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Xi – удельный вес показателя (выраженный в долях, а не в %);

Ci – балльная оценка величины этого показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.

Заметим, что даже при полном доверии к адекватности оценок Ci и Xi ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь подсобной информацией для лица или лиц, принимающих решение о выборе поставщиков.

Дело в том, что по одним показателям предпочтительнее оказывается один поставщик, а по другим – другой. И, хотя относительная значимость этих показателей первоначально определяется экспертным путем, все же окончательное решение остается за здравым смыслом лица, принимающего решение.

Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами.

Коротко рассмотрим основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время.

Метод рейтинговых оценок.

Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Таблица 2 – Основные критерии выбора поставщика

Критерий выбора


Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной шкале

Произведение удельного веса критерия на

оценку.

1 Надежность поставки

0,30

7

2,1

2 Цена

0,25

6

1,5

3 Качество товара

0,15

8

1,2

4 Условия платежа

0,15

4

0,6

5 Возможность внеплановых поставок

0,10

7

0,7

6 Финансовое состояние поставщика

0,05

4

0,2

ИТОГО:

1




6,3



Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.


3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕ «ШАНХАЙ»
3.1 АВС – анализ товаров кафе «Шанхай»

Для того, чтобы дифференцировать ассортимент товаров по степени влияния на общий объем реализации продукции, проведем АВС - анализ товаров предприятия.

Таблица 3 – Исходные данные

Исходные данные

Упорядоченный список

Группа



Позиция

Объем продаж за 2010 г, тыс. руб.

Доля в общем объеме реализации, %

№ позиции

Объем продаж за 2010 г, тыс. руб.

Доля в общем объеме реализации, %

Доля с нарастающим

итогом, %

1 Мясо

3900,0

42,5

1

3900,0

42,5

42,5

А

2 Птица

300,0

3,2

3

1120,0

12,1

54,6

3 Морепродукты

1120,0

12,1

4

900,0

9,7

64,3

4 Овощи

900,0

9,7

13

680,0

7,4

71,7

5 Фрукты

280,0

3

11

600,0

6,5

78,2

6 Сахар

270,0

2,9

2

300,0

3,2

81,4

В

7 Яйцо

180,0

1,9

9

290,0

3,1

84,5

8 Мука

60,0

0,6

5

280,0

3

87,5

9 Крахмал

290,0

3,1

6

270,0

2,9

90,4

10 Специи

65,0

0,7

7

180,0

1,9

92,3

11 Масло

600,0

6,5

14

150,0

1,6

93,9

12 Соки

75,0

0,8

17

120,0

1,3

95,2

С

13 Пиво

680,0

7,4

15

90,0

1

96,2

14 Вода

150,0

1,6

18

80,0

0,9

97,1

15Хлеб

90,0

1

12

75,0

0,8

97,9

16 Тофу

72,0

0,8

16

72,0

0,8

98,7

17 Чай

120,0

1,3

10

65,0

0,7

99,4

18 Кофе

80,0

0,9

8

60,0

0,6

100

Итого

9232,0

100

-

9232,0

100

-






По итогам анализа можно сделать вывод, что наиболее значимыми товарами являются мясо, морепродукты, овощи, пиво и масло. Именно эти товары дают предприятию 78,2 % результата. Из этого следует, что самый жесткий контроль должен осуществляться за этими товарами. Для этой категории нужно стараться создать небольшой запас, избегать больших расходов связанных с отсутствием запасов.

Так как предприятие осуществляет закупку своими силами от поставщика к месту производства, то для более эффективной работы следует выбрать одного или несколько наиболее оптимальных поставщиков, которые будут осуществлять доставку товаров.

3.2 Выбор поставщика

Проблема выбора поставщика является одной из наиболее существенных задач логистики снабжения.

Рассмотрим мероприятие: при работе с несколькими поставщиками необходимо сделать выбор наиболее выгодных поставщиков. Поэтому выбор надежных поставщиков  очень актуален. Потенциальными поставщиками являются: П1 - ОАО «Находка», П2 - ОАО «ОПС», П3 - ОАО «Дружба», П 4 - ОАО «Интеграл», П5 – ИП Дьяков.

Для оценки поставщиков используется экспертный метод.

В роли экспертов выступили работники кафе «Шанхай»:

1) директор;

2) зам директор;

3) бухгалтер;

4) шеф повар;

5) экспедитор.

Выбор поставщика для кафе «Шанхай» определяется обширной системой критериев, но основными по мнению экспертов являются критерии: 1 – надежность поставки, 2 – цена, 3 – качество товара, 4 – условия платежа, 5 – возможность внеплановых поставок.

Определим значимость критериев экспертным методом.

Так как экспертный метод универсален, прост в реализации, ''гибкости'' и достаточно высокой достоверности получаемых на его основе результатов оценки весомости свойств различных объектов.

Весьма близок к рассмотренному методу, как по процедуре опроса экспертов, так и по обработке результатов экспертизы так называемый метод ранга. При реализации этого метода эксперты должны осуществить прямое оценивание важности каждого выделенного критерия по шкале относительной значимости в диапазоне значений оценок от 1 до 5.

Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных. Очевидно, в качестве
экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения наиболее помогут принятию адекватного решения.

Результаты экспертной оценки представим в таблице 3.

Таблица 4 - Результаты экспертной оценки

Показатели

Оценка эксперта

Сумма рангов

Значимость критерия

1

2

3

4

5

Цена

4

4

5

4

5

22

0,22

Надежность поставки

4

3

4

4

3

18

0,17

Условия платежа

4

3

4

3

3

17

0,16

Качество товара

5

5

4

5

5

24

0,24

Возможность внеплановых поставок

4

4

5

5

4

22

0,21

Итого  

 

 

 

 

 

103




Анализируя таблицу 4, можно сделать вывод, что на первом месте, по мнению экспертов, стоит критерий качество товара (0,24), на втором цена (0,22), на третьем месте - условия платежа (0,21). Сумма весо­мых коэффициентов равна 1.

Рассчитаем рейтинг поставщиков, данные представим в таблице 4.

Таблица 5 – Расчет рейтинга поставщиков

Критерий выбора поставщика

Значимость критериев

Оценка поставщика

Произведение значимости на оценку

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Цена

0,22

5

1

1

2

4

1,1

0,22

0,22

0,44

0,88

Условия платежа

0,16

5

1

5

5

5

0,8

0,16

0,8

0,8

0,8

Качество товара

0,24

5

1

3

1

1

1,2

0,24

0,72

0,24

0,24

Надежность поставки

0,17

1

1

1

1

5

0,17

0,17

0,17

0,17

0,85

Возможность внеплановых поставок

0,21

2

1

5

2

1

0,42

0,21

1,05

0,42

0,21

Итого

1

18

5

15

11

16

3,69

1

2,96

2,07

2,98


По результатам экспертной оценки можно выделить трех поставщиков, которые удовлетворяют экспертов больше других: П1 - ОАО «Находка», П3 – ОАО «Дружба», П5 - ИП Дьяков.

Эти поставщики предлагают наиболее выгодные условия по цене, условиям платежа, качеству товара, надежности поставок и возможности внеплановых поставок. Таким образом, ранговая оценка позволила определить надежных поставщиков, с которыми кафе «Шанхай» рекомендовано заключить долгосрочные контракты на взаимовыгодной основе.