Файл: Курсовая работа особенности физичесокй подготовки хоккеистов (возраст 10 11 лет).docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 946
Скачиваний: 43
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гибкость определяется способностью выполнять различные движения с оптимальной амплитудой. Для осуществления рационального отталкивания на коньках необходимо обладать особой, превышающей средние показатели, амплитудой разгибания стопы. Если угол наклона голени вперед недостаточный, то не создается оптимальных условий для выполнения отталкивания при любой высоте посадки. Углы в коленном и голеностопном суставах, при которых достигается максимальная угловая скорость, могут рассматриваться в качестве показателей, отличающих технику высококвалифицированных спортсменов от спортсменов более низкого уровня подготовленности.
Разработка подвижности голеностопного сустава требует кропотливых круглогодичных усилий. Увеличение тыльного и подошвенного сгибания стопы в период летней подготовки приводит к соответствующему повышению угла наклона голени вперед во время бега на льду и увеличению амплитуды разгибания стопы во время отталкивания.
Особенности физической подготовки игроков в хоккее. Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что освоение определенных технических приемов становится невозможным или замедляется темп их усвоения и совершенствования. Например, хоккеист, обладающий хорошей гибкостью, при обводке может убрать шайбу дальше от соперника и обыграть его, не теряя контроля; избежать травм [13].
Координация движений в хоккее приобретает особую значимость. Широкая вариативность в характере нервно-мышечных усилий, постоянная смена двигательных режимов в игровой деятельности хоккеистов требуют высокого уровня координации движений. Двигательная деятельность характеризуется повышенной координационной сложностью, что предполагает наличие необходимого запаса двигательных действий, сходных по структуре и проявляется в технической готовности хоккеиста[4,с.26-28].
Хоккеист должен обладать достаточной устойчивостью, чтобы иметь возможность вести шайбу, совершать передачи, удары, видеть при этом и соперника, и партнера. Для выполнения поворотов, скольжения по дугам разной кривизны, требуется уверенное владение ребрами коньков, умение уравновешивать центробежную силу путем смещения центра тяжести вовнутрь дуги, умение выполнять эти элементы на различной скорости.
В игре широко применимы элементы с безопорной фазой: прыжки на двух, с двух на две, одну, с одной на две, одну ногу, с поворотом на 90, 180, 360º с приземлением как на две, так и на одну ногу в остановку или с последующим движением в заданном направлении. Выполнение этих элементов требует четкого уравновешивания в момент толчка, в безопорной фазе и при приземлении [25].
Данное движение должно быть выполнено в возможно быстром темпе, без сбоя ранее имеющейся скорости движения. При необходимости хоккеист должен преодолеть определенную высоту в прыжке (перепрыгивание через игрока), рационально выполнить поворот в воздухе на определенное количество градусов. Особого внимания требует освоение движений с «неудобной» стороны. К показателям координационной подготовки относят также специализированные восприятия, уровень развития которых во многом определяет умение спортсмена управлять своими движениями. В хоккее к ним относятся чувство пространства, чувство льда, чувство клюшки и чувство шайбы. Для планомерного и эффективного управления процессом физической подготовки необходимо регулярно выполнять контрольные упражнения и проводить специальные измерения.
Глава 2. Развитие физических качеств у юных хоккеистов в возрасте 10-11лет
2.1. Особенности физического развития юных хоккеистов
Знания об особенностях и закономерностях динамики параметров тотальных размеров тела и телосложения спортсменов детского и подросткового возраста очень важны для тренеров и спортивных врачей на всех этапах подготовки, особенно в аспекте увеличения объема физических нагрузок и значительного увеличения риска травматизма в современном хоккее с шайбой [2,с. 40-43].
Данные об особенностях детей, занимающихся спортом, малочисленны и разрозненны. На показатели антропометрического профиля спортсменов большое влияние оказывают два взаимосвязанных фактора: спортивный отбор и воздействие специфических физических нагрузок.
С увеличением спортивного стажа становится больше доля спортсменов со значениями длины тела и массы тела «выше среднего» и «высокие» [1,с.56-63]. Длина и масса тела имеют высокую степень генетической детерминированности, при этом характер и интенсивность физических нагрузок могут оказывать разнонаправленное действие на темпы физического развития [12,с. 12-17].
Силовой характер соревновательной деятельности хоккеистов отражен в величине антропометрических показателей высококвалифицированных игроков. Взрослые хоккеисты из элитных команд характеризуются большой массой тела и длиной тела выше среднего[19,с.131-135].
В странах, которые не входят в ТОП-5 команд на международной арене, хоккеисты отличаются меньшими значениями массы тела и ИМТ. Аналогичная картина выявлена в зависимости от рейтинга хоккейных Лиг внутри стран [15].
Несмотря на то, что по результатам анкетирования тренеров значимость критериев физического развития для отбора хоккеистов уже на начальном этапе подготовки велика, данные литературы об особенностях физического развития хоккеистов детского возраста в России противоречивы [8,с. 162-164].
Недостаточно данных об особенностях тотальных размеров тела юных хоккеистов других странах мира. Внимание ученых в большей мере направлено на физическое развитие хоккеистов во взрослом профессиональном спорте. Однако специалисты, занимающиеся подготовкой спортивного резерва в хоккее с шайбой, нуждаются в знаниях об особенностях физического развития юных хоккеистов.
Процесс спортивной подготовки детей и подростков в специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва лимитируется программой по хоккею с шайбой[12,с.12-17].
В соответствии с программой дети школы олимпийского резерва отбираются на основе критериев физической подготовленности, но, как правило, это дети, которые предварительно занимались общефизической подготовкой в группах спортивно-оздоровительной направленности.
По данным литературы, в группы начальной подготовки отбираются дети, физическое развитие которых не выходит за пределы возрастно-половых норм, среди которых большинство имеет средние значения длины и массы тела. Доля детей с параметрами «ниже среднего» составляет всего 17 и 8 % соответственно. При этом 84 % хоккеистов, отобранных в группы начальной подготовки, развиты гармонично, т. е. ИМТ не выходит за пределы средних популяционных значений [12,с. 12-17].
В возрасте 7–8 лет в другом игровом виде спорта – футболе, схожем по возрасту этапов спортивной подготовки, антропометрический профиль уже учитывается как при отборе в группы начальной подготовки, так и при определении амплуа игроков [7]. В группе начальной подготовки (9–10 лет) хоккеисты одинаковы со сверстниками по длине тела, но имеют большую массу тела.
Несмотря на внутригрупповые различия по длине и массе тела, физическое развитие большинства детей групп начальной подготовки гармонично по ИМТ. Данные об особенностях физического развития хоккеистов фрагментарны и, как правило, относятся к отдельным возрастным группам и регионам.
Физическое развитие хоккеистов 9–10 лет по плотности тела (ИМТ) гармонично. Для сравнения параметров физического развития хоккеистов относительно спортсменов игровых видов спорта правомерно использовать футбол, который сопоставим с хоккеем по возрасту детей и подростков на этапах многолетней спортивной подготовки. Хоккеисты 9–10 лет сопоставимы с футболистами [1,с. 56-63] как по тотальным размерам тела, так и по ИМТ. В 11–12 лет хоккеисты отличаются от сверстников, не занимающихся спортом, большими тотальными размерами тела и ИМТ, что подтверждается сдвигом вправо в центильном распределении всех антропометрических параметров.
Смещение значений ИМТ вправо у юных хоккеистов происходит вследствие увеличения как массы мышечного компонента в составе тела, так и массы костного компонента из-за активизации процессов минерализации костной ткани у представителей игровых видов. Большие тотальные размеры хоккеистов 11–12 лет обусловлены проведением очередного этапа спортивного отбора и увеличением массы мышечной ткани под влиянием специфических физических нагрузок[1,с.56-63].
По сравнению со спортсменами-футболистами, хоккеисты 11–12 лет больше как по тотальным размерам тела, так и по ИМТ. Важность величины ИМТ в антропометрическом профиле хоккеиста подтверждается наличием высокой степени взаимосвязи между показателем и максимальной скоростью движений, а также уровнем скоростно-силовых качеств. При этом очень большие значения ИМТ могут, наоборот, способствовать увеличению риска травм у хоккеистов [15].
Хоккей относится к ситуативным видам спорта, успешность соревновательной борьбы в которых зависит от очень большого числа факторов, что приводит к расширению диапазона морфофункциональных параметров в рамках модельной характеристики хоккеиста и наличию внутригрупповой вариативности, в том числе по параметрам физического развития.
Среди юных хоккеистов в 9–10 лет соотношение детей групп «средний» и «выше среднего» по длине тела соответствует значению 7: 3, тогда как в 11–12 лет оно становится противоположным – 3: 7. Ранее было выявлено, что хоккеисты 11–12 лет с большей длиной тела имеют большие перспективы в дальнейшем при отборе в молодежный хоккей[6,с.67-75].
Характер внутригруппового распределения игроков по массе тела, высокие значения которой отличают взрослых хоккеистов от представителей многих игровых видов спорта, несколько иной. В детском возрасте массу тела «выше среднего» имеют игроки половины команды хоккеистов 9–10 лет и подавляющего большинства игроков 11– 12 лет. [2,с.40-43].
Несмотря на внутригрупповые различия по массе тела, физическое развитие большинства детей групп начальной подготовки (9–10 лет) по ИМТ гармонично. В 11–12 в хоккейной команде появляется малочисленная группа хоккеистов с ИМТ «ниже среднего».
Таким образом, антропометрический профиль юных хоккеистов отличается относительно сверстников, не занимающихся спортом, и представителей других игровых видов спорта. Отличия в показателях тотальных размеров тела и плотности тела (ИМТ) игроков обусловлены: возрастными закономерностями морфофункционального развития и адаптации к воздействию специфических физических нагрузок; результатами спортивного отбора на каждом этапе спортивной подготовки. Наиболее значимы отличия юных хоккеистов относительно сверстников, не занимающихся спортом, и представителей других игровых видов спорта в 9–10 и 11–12 лет по массе тела, а также плотности тела (ИМТ). Однако при этом успешно проходит отбор малочисленная группа игроков с параметрами ниже среднего в 9–10 лет по массе тела, в 11–12 лет – по ИМТ.
Хоккеисты данной группы, по-видимому, компенсируют свои массо-ростовые параметры высоким уровнем развития других ведущих для игрока качеств. В 11–12 лет становится значимым для дальнейшей перспективы спортивного отбора игроков показатель длины тела. Большинство хоккеистов относятся к группе с показателем «выше среднего». Отсутствует группа игроков с длиной тела «ниже среднего».
2.2. Методика развития физических качеств у юных хоккеистов в возрасте 10-11лет
В детском возрасте физическая подготовка должна быть направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей [16].
С хоккеистами в возрасте 10-11 лет проводится общая силовая подготовка с целью разностороннего развития всех мышечных групп, образования достаточно крепкого мышечного корсета, укрепления дыхательной мускулатуры. Основное средство отягощения - собственный вес тела и частей тела. Упражнения должны быть динамичными. В силовой подготовке детей следует использовать упражнения в лазанье и перелезание через различные препятствия, упражнения с футбольными, баскетбольными и набивными мячами в различных исходных положениях, упражнения в висах и упорах, упражнения с гантелями и предметами весом до 3 кг, утяжеленными клюшками и шайбами, прыжки и многоскоки. Необходимо использовать как можно шире естественные условия местности: ходить и бегать по песку, по мелкой воде, по мягкому грунту[11].
На этапе первоначальной подготовки нужно обучить юного хоккеиста упражнениям, которые в дальнейшем будут выполняться со штангой, экспандерами и другими отягощениями. Основной метод - повторный, однако упражнения выполняются не «до отказа».
Наряду с воспитанием силы у хоккеиста развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения. Поэтому тренировочные задания силовой направленности необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление (семенящий бег, бег трусцой, встряхивание и поглаживание мышц).
Чтобы избежать травм при воспитании силы, необходимо соблюдать ряд требований:
- выполнению упражнений обязательно должна предшествовать разминка;
- при появлении болей в мышцах и суставах следует прекратить выполнение упражнения;