Файл: Курсовая работа особенности физичесокй подготовки хоккеистов (возраст 10 11 лет).docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 947
Скачиваний: 43
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- нужно избегать односторонней неравномерной нагрузки отдельных мышц;
- при выполнении приседаний нужно выбирать исходное положение, позволяющее сохранить свободу движения в коленном суставе (ноги должны быть слегка разведены);
- необходимо предупреждать излишнюю нагрузку на позвоночник, для чего желательны упражнения в положениях лежа, сидя, в упоре, в висах и др.;
- следует тренировать мышцы спины, что снижает нагрузку на позвоночник;
- при всех упражнениях с отягощениями нужно следить за тем, чтобы позвоночник был прямой.
Тренировочные задания для силовой подготовки лучше использовать в конце занятия [13].
Методика развития скорости. Наиболее благоприятные сроки для развития всех форм быстроты приходятся на возраст от 7 до 14 лет. Для воспитания скоростных качеств хоккеистов используются различные упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- техника этих упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельной скорости;
- упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы во время их выполнения усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
- продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствии утомления. Продолжительность упражнения для юных хоккеистов не должна превышать 10 сек;
- упражнения по своим характеристикам должны соответствовать соревновательному упражнению [25].
Основными методами скоростной подготовки хоккеистов являются:
-
игровой; -
соревновательный; -
повторный; -
вариативный.
Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий). При выполнении упражнений повторным методом необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Интервал отдыха должен обеспечивать восстановление до пульса 100-110 уд/мин. В паузах выполняются различные упражнения (активный отдых), не требующие больших усилий.
Вариативный метод предусматривает чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях.
В период начального обучения, когда хоккеисты еще недостаточно овладели техникой хоккея, развитием быстроты следует заниматься вне льда. По мере того, как хоккеисты освоят тот или иной технический прием (а это может быть один из приемов владения клюшкой), его уже можно использовать в качестве средства для развития скоростных способностей на льду. Воспитанием быстроты следует заниматься в начале занятия после соответствующей разминки [17].
Методика развития выносливости. Детский и подростковый возраст являются наиболее благоприятными для совершенствования общей выносливости основы для последующей тренировки в большом объеме с высокой интенсивностью. Поэтому в этот период возрастного развития (10-11лет) следует обращать особое внимание на развитие общей выносливости. Систематическое использование тренировочных заданий, предъявляющих значительные требования к скоростной выносливости, может быть оправдано в основном после завершения процессов полового созревания и при наличии хорошо развитой общей выносливости [10].
Сказанное не означает, что в тренировке хоккеистов более раннего возраста не должны присутствовать упражнения анаэробного характера. Важно, чтобы их объем был незначительным.
Для повышения общей выносливости лучше всего использовать циклическую работу с умеренной (частота сердечных сокращений находится в диапазоне 130-150 уд/мин) и средней интенсивностью (частота сердечных сокращений - 150-160 уд/мин), выполняемую равномерным методом (обычно это бег на стадионе по дорожке, в лесу, по берегу реки, бег на коньках, бег на лыжах, плавание, езда на велосипеде). Продолжительность этих упражнений постепенно увеличивается в зависимости от возраста и подготовленности хоккеистов от 10 до 60 мин. Вместе с тем используется и переменный метод тренировки (сочетание бега с разной скоростью и ходьбы), особенно в подготовке детей 10-11 лет. На занятиях с детьми младшего школьного возраста в основном применяются подвижные игры с небольшой интенсивностью и высокой моторной плотностью [24].
Для повышения скоростной выносливости используются: бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, преодоление полосы препятствий, челночный бег на коньках, игровые упражнения. Упражнения характеризуются следующими чертами: интенсивность критическая (частота сердечных сокращений160-180 уд/мин) и субмаксимальная (частота сердечных сокращений 180 и выше уд/мин); продолжительность от 30 с до 2 мин; интервалы отдыха постоянные или сокращаются от 3-5 до 1 мин. между повторениями и до 10 мин. между сериями; отдых пассивный; число повторений в серии от 3 до 5 раз, число серий - 1-3[10].
Упражнения для развития выносливости целесообразно планировать на вторую половину тренировки.
Методика развития ловкости. Воспитание ловкости у хоккеистов должно идти, прежде всего, по пути обучения широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе:
-
из основной и спортивной гимнастики, акробатики (кувырки, перевороты, кульбиты); -
легкой атлетики (различные виды прыжков, метаний); -
подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим [21].
Используются многие упражнения в равновесии.
Для наиболее полного проявления хоккеистами ловкости целесообразно регулярно обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных условиях (например, ограничение коридора для приема или броска шайбы, прыжок на коньках с дополнительным поворотом перед приземлением, ведение шайбы с опусканием на одно или два колена, одновременное ведение баскетбольного мяча руками и футбольного ногами, ведение шайбы с закрытыми глазами и т.п.).
Развитие ловкости лучше всего проводить в начале основной части тренировочного занятия. Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления.
Методика развития гибкости. Гибкость (подвижность в суставах) - это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой.
Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что:
- приобретение определенных технических приемов становится невозможным или замедляется темп их усвоения и совершенствования. Например, хоккеист, обладающий хорошей гибкостью, при обводке может убрать клюшкой шайбу дальше от соперника и обыграть его, не теряя контроля над шайбой;
- у хоккеистов часто возникают травмы (повреждение мышц, связок);
- повышение уровня других физических качеств задерживается или их развитие не может быть использовано полностью;
- качество управления движением ухудшается. В частности, снижается его экономичность [24].
Наибольшие темпы прироста гибкости отмечаются в период до 13-14 лет. С возрастом показатели гибкости, а также способность к ее развитию уменьшаются. Поэтому в подготовке хоккеистов до 14 лет необходимо уделять большое внимание развитию гибкости. В более позднем возрасте гибкость нужно поддерживать на необходимом уровне. Подвижность в суставах по своему характеру специфична. Хорошая подвижность в каком-либо одном суставе в одном направлении совершенно не влияет на увеличение амплитуды в другом направлении и тем более в другом суставе. Поэтому необходимо выполнять упражнения на развитие подвижности в разных плоскостях и во всех суставах [20].
Для развития гибкости и ее поддержания применяются упражнения, выполняемые с максимально возможной амплитудой движения, - упражнения на растягивание. Эти упражнения могут быть активными (выполняются самостоятельно за счет активной работы мышц) и пассивными (выполняются за счет внешних отягощений, партнера).
К упражнениям, развивающим гибкость, относятся:
1) маховые движения отдельными звеньями тела;
2) пружинящие движения;
3) статические упражнения, связанные с сохранением максимальной амплитуды в течение нескольких секунд [16].
Упражнения на гибкость выполняются повторным методом, сериями по 10-25 раз в каждом подходе. Количество серий - не менее 2-3 в каждом упражнении. Амплитуда движений постепенно увеличивается до максимальной. Темп выполнения упражнения средний и медленный. Каждый комплекс упражнений целесообразно выполнять длительное время для получения желаемого эффекта. Упражнения на растягивание можно выполнять до появления легкой боли, что является сигналом к прекращению работы.
Упражнения на развитие гибкости должны присутствовать в каждом занятии во время разминки. Их полезно выполнять между силовыми и скоростными заданиями. В заключительной части занятия следует выполнять упражнения для развития пассивной гибкости и статические задания.
Заключение
Хоккей способствует разностороннему физическому развитию человека, предъявляя к организму исключительно высокие требования. Широкая вариативность в характере нервно-мышечных усилий, постоянная смена двигательных режимов в соревновательной деятельности хоккеистов сопряжена с комплексным проявлением физических способностей. Хоккеист обязан в совершенстве владеть многими сложно координированными двигательными навыками. В значительной мере здесь ценятся скорость движений, эффективное использование разнообразных двигательных действий в различных тактических ситуациях.
Физическое развитие юных хоккеистов относительно сверстников, которые не занимаются спортом, умеет более высокий уровень. Наиболее значимы отличия по массе тела, а также плотности тела. Отличия в показателях тотальных размеров тела и плотности тела игроков обусловлены: возрастными закономерностями морфофункционального развития и адаптации к воздействию специфических физических нагрузок; результатами спортивного отбора на каждом этапе спортивной подготовки.
Физическая подготовка юных хоккеистов должна быть направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей.
С хоккеистами в возрасте 10-11 лет должна проводиться общая силовая подготовка с целью разностороннего развития всех мышечных групп, образования достаточно крепкого мышечного корсета, укрепления дыхательной мускулатуры. Также тренировка должна проводиться в большом объеме, с высокой интенсивностью, для развития общей выносливости. С использованием разнообразных двигательных действий для развития ловкости юных хоккеистов
Список использованной литературы
-
Антипова О.С. Морфологические особенности физического развития хоккеистов как результат адаптации к занятиям при подготовке в спортивных школах// Вестник Нижневартовск. гос. ун-та. – 2016. – № 4. – С. 56–63. -
Бабикова А.С. Состояние здоровья детей, систематически занимающихся спортом // Бюл. Восточ.-Сибир. науч. центра Сибир. отд-ния РАМН. – 2013. – Т. 91, № 3. – С. 40–43. -
Бакутин А.Ю. Юный хоккеист: Пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 208 с. -
Богачев Е.М. Функциональный высокоинтенсивный тренинг. Итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура и массовый спорт в основе здоровье сберегающих технологий». - Москва, 2014 г.- С. 26–28. -
Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. - М.: Терра Спорт, 2010.-64с. -
Взаимосвязь параметров физического развития хоккеистов 11–12 лет с перспективами спортивного отбора в молодежный хоккей // Человек. Спорт. Медицина. – 2017. – Т. 17, № 3. – С. 67–75. -
Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 264 с. -
Газимов И.Р. Значимость факторов, определяющих предрасположенность детей 6–7 лет к хоккею // Омский науч. вестн. – 2015. –Т. 135, № 1. – С. 162–164. -
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 200 с. -
Колосков В.И. Подготовка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 208 с. -
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. Издательство «Советский Спорт».- М., 2004. -
Линдт Т.А. Показатели физического развития хоккеистов в возрасте от 11 до 21 года // Лечебная физ. культура и спортив. медицина. – 2016. – № 1. – С. 12–17. -
Никонов Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов. Учебное пособие.- Минск «Асар», 2003. -
Николаев В.А. Физическая подготовка хоккеистов: Метод. указания. - Смоленск, 2014. - 30 с. -
Павлова Н.В. Отбор и ориентация юных хоккеистов в системе многолетней спортивной подготовки. – Омск: СибГУФК, 2016. – 52 с. -
Пучков Н.Г., Шилов В.В. Курс лекций по теории и методике хоккея.-СПб, 2008. -
Решетников Н.В. Физическая культура. Учебник. - М.: Academia, 2014. - 176 c. -
Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2013. -С. 172–176. -
Самсонова А.В. Возраст и физическое развитие хоккеистов – участников Олимпийских игр // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – Т. 115, № 9. – С. 131–135. -
Ткачук М.Г. Морфологические критерии спортивного отбора в хоккее.- СПб.: Питер, 2017. -
Теория и методика спортивных игр. Учебник. - М.: Academia, 2014. - 464 c. -
Фатеева О.А., Фатеев Г.В. Хоккей. Современные технологии физической подготовки: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015. – 180 с. -
Федотова Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 224 c. -
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.2-е изд., испр. и доп.- М: Издательский центр «Академия», 2011.-480с. -
Шестаков М.П., Назаров А.П., Черенков Д.Р. Специальная физическая подготовка хоккеистов. СпортАкадемПресс, 2012.