Файл: 12. индивиднотипические свойства личности. Строение тела и особенности психики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Оглавление ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. МНОГООБРАЗИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. ...................................................................................................................................................................... ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В НАУКАХ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТАТУС ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ. ............................................... СИСТЕМНЫЙ И ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ. ............................................................... ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ. ........................................................................... ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ..................................................... ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИП РЕАКТИВНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ...................... ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЯ ПОТРЕБНОСТЬ, МОТИВ, ЭМОЦИИ, ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ .......................................................................................................................................................................... ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОБУЖДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ...................................... ПРИНЦИП САМОРАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЛОЖЕНИЕ О РОЛИ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. ПОНЯТИЕ ВЕДУЩЕГО МОТИВА, ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ........................................................................................................................................................ СРЕДА, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ГИПОТЕЗА РАССЕИВАЮЩЕГО ОТБОРА. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА КАК БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК И ОСНОВАНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. 61
12.
ИНДИВИДНО-ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ. СТРОЕНИЕ ТЕЛА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ. .................................................................................................................................................................... 68
13. ТЕМПЕРАМЕНТ. ФАКТОРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ КРИТИКА. УЧЕНИЕ И.П.ПАВЛОВА О ТИПАХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ТЕМПЕРАМЕНТА. ...................................... 72
14. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. 76
15. ЭТАПЫ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОАНАЛИЗЕ 3. ФРЕЙДА. ....................................... 78
16. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ДБ. ЭЛЬКОНИНА ................................................................. 80
17. ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ............................. 82
19. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. ТАЛАНТ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ. ....................................................................................... 83
20. ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ, ХРОМОСОМНЫЙ, ГОНАДНЫЙ И ПОЛ ЧЕЛОВЕКА, ФЕНОМЕН ТРАНССЕКСУАЛИЗМА.83
22. ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА И ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНИЯ. ..................................................... 85
23. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ТИПИЧЕСКОГО В ЛИЧНОСТИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ. 87
24. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. .................................................................................................. 90
25. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФУНКЦИЯХ - РОЛЯХ И ИХ МЕСТЕ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ. РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ КРИТИКА. ............................................................................................................................. 93
26. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ
(Л.С. ВЫГОТСКИЙ) ........................................................................................................................................................ 98
27. КОНЦЕПЦИЯ Э. ФРОММА О СОЦИАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ. ...................................................................................... 99
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ............................................. 102
29. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. ............................................................................................. 108
30. ПРОДУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ,
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ. .................................................................................................................................................... 109
38. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ. ................................................................................... 112
40. ПОНЯТИЕ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ КАК УСТОЙЧИВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ. ПСИХОМЕТРИКА И ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИКИ. ............................................................................................................................................................... 114
3
1. Основные понятия психологии личности. Многообразие феноменологии в психологии личности. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика - системное свойство высокоорганизованных живых организмов, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Индивид- человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.). Индивид – биологические особенности человека, принадлежность к "человеку разумному" (особому биологическому виду Homo Sapiens). У ч-ка подвижность суставов самая высокая из всех живых существ (психол. - степени свободы. Из теориии Маркса (скорее даже Энгельса "О происхождении из обезьяны человека Единственное, что отличает ч-ка от обезьяны в физиологическом отношении, - это отстоящий большой палец. Такое его положение сильно увеличило манипулятивность руки ч-ка, что и привело к существенному развитию личности. По пути ч-ческого развития пошли только те обезьяны, у к-ых большой палец отстоял. Те. биологические особенности тела ч-ка, на кой развивается личность. Если обратиться к антропологическим исследованиям, можно выяснить, что построению тела (преобладающий рост, развитие слуха и т.д.) все нации различаются. Уровень индивидности – анализ биологии и физиологии ч-ка, к-ый становится тем субстратом, на ком развивается личность ч-ка. Индивидуальность- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.(проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Индивидуальность.Под индивидуальностью понимают психологические и психические особенности ч-ка, отличающие одного ч-ка от другого (напр, различия в высших психических ф-циях: мышление, речь, память, восприятие, внимание и воля. Это свойственно каждому ч-ку, но нельзя найти двух одинаковых людей, у к-ых эти ф-ции были бы развиты одинаково. Эйдетическая память – способность мгновенно запечатлевать образ (картинку) до мельчайших подробностей. Высшие психические ф-ции человека мышление, речь, восприятие, память и воля. Помимо них существуют различные проявления эмоций. Психология выделяет несколько групп национальностей, к-ые делятся на холодные, тёплые и горячие культуры. Эмоциальнальные проявления отличаются друг от друга. Плюс к этому существуют особенности характера. Те. существуют общие ф-ции, но проявляются они в каждой личности уникально. Личность- системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения. Личность. Современные представления о личности сущестенно различаются. Это связано с философскими взглядами. Самые ортодоксальные течения утверждают, что было всего несколько личностей (личность как таковая ещё не родилась Иисус Христос, Будда и т.д. (ключевые фигуры религиозных направлений, к-ые достигли вершин понимания морали, нравственности и т.д.). Большая часть психологов придерживается более умеренных взглядов. Под личностью они понимают некоторое системное образование личностью становятся. Формула Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. Личность – это системное образование, кое возникает у ч-ка в процессе его деятельности. Личность – явление социальное (без других людей личности нет она застывает на уровне индивидуальности. Не возникает "самости, что было характерно для древних людей. Древнеегипетские папирусы и др. источники авторы большей частью пишут, используя местоимение "мы. Понятие "Я" возникает достаточно поздно. "Я" очень долгое время в истории ч-чества отсутствовало. Выделение себя из общей массы коллектива произошло не больше 4-5 тыс. лет назад. о этого уровня развития доходила только элита ч-ческого общества, кое имело время и способности к размышлению. Личность возникает на опред. стадии развития ч-ка. В научной литературе можно встретить термин "личность ребёнка", сточки зрения общей психологии это грубая ошибка. На вопрос "Когда возникает личность, однозначного ответа нет Фрейд считал, что личность возникает в постгубертатный период (14-15 лет человек начинает идентифицировать себя с определённым полом. Борис Эльконин считал, что личность у ребёнка начинается влет, когда заканчивается "игровое детство. Личность, раз сформировавшись, является неотъемлемой частью индивида. Личность формируется на базе физиологического субстрата (тела, а существует в отрыве от этого субстрата То членение, кое мы имеем, позволяет ч-ку компенсировать множество ограничений и недостатков, связанных сего индивидуальными и индивидными особенностями.
4 Наличие такого образования как личность позволяет компенсировать многие его недостатки. Пример Эйнштейна был физеологически и физически ущербным, как индивидуальность обладал скверным характером (вспыльчивый, эмоционально распущенный и т.д.). Именно благодаря своему личностному величию, вокруг него всегда было огромное кол-во друзей и поклонниц. С возрастом он сумел взять под контроль эмоциональные проявления. Личность существует в отрыве от тела и может оказывать влияние на людей без физического присутствия. Вопрос "Всегда ли у человека возникает личность" Личность ч-ка может возникнуть только в опред. социуме С одной стороны, личность не возникнет в отсутствие тела, но одного тела для возникновения личности недостаточно. (Дети, к-ых воспитывали животные – пример отсутствия личности. Сенситивный период в развитии личности (вспомним по отношению к способностям, задаткам. Если развитие личности в этот период не произошло, то дальше личность не сформируется. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно- исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности. Многообразие феноменологии в психологии личности При всем разнообразии подходов к пониманию личности в истории познания и обыденной жизни становится все более очевидным, что именно многомерность выступает как сущностная характеристика личности. Человек, будучи мерой всех вещей, сам не имеет меры, т.к. в принципе не сводим к какому-либо одному из измерений, проявляющихся в эволюции природы, истории общества и развитии его индивидуальной жизни. Выделение многомерности как исходной характеристики понимания личности в неклассическом историко-эволюционном подходе позволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю открытий различных измерений личности в действительности, а не историю заблуждений или ошибок. На разных этапах становления человеческой мысли, к каким бы феноменам действительности ни обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к феномену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, достоинстве, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора. Именно многомерность феноменологии личности нашла свое отражение в различной этимологии и определениях личности, встречающихся в философии, гуманитарных, социальных и естественных науках о человеке, а также выступила как основание для выделения следующих аспектов понимания проблемы личности многогранность феноменологии личности, отражающая многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и собственной жизни человека междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения философии, социальных и естественных наук зависимость понимания личности от мировоззрения, стиля мышления и образа человека, явно или скрыто существующих в культуре и науке на определенном этапе их развития несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений анализа развития человека в эволюции природы, истории общества и индивидуального развития субъекта как неповторимой самости разведение исследовательской установки, ориентирующей на понимание закономерностей развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на помощь и коррекцию личности. Многомерность личности обусловила то, что историей развития мышления о человеке стала история драматической борьбы разных полярных ориентации (в том числе традиционной оппозиции материалистической и идеалистической ориентации, входе которой разные мыслители, как правило, выделяли какую-либо одну из реальных граней человеческого бытия, а другие стороны жизни личности либо оказывались на периферии познания, либо не замечались или отрицались. Методология философии, общенаучные принципы историко-эволюционного системного анализа, деятельностный подход к пониманию человека позволяют выделить междисциплинарные связи в человекознании и наметить пути к пониманию механизмов развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.
2. Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Проблемы личности и уровни методологии науки. Психология личности – самый противоречивый раздел общей психологии очень размыт предмета к личности обращаются представители многих наук. Человек как объект изучения становится предметом медицины, философии, истории, психологии, социологии т.д. При этом сам человек не меняется, просто предстаёт в разных
5 ракурсах. При обращении к ПЛ важно понять, что существует несколько уровней методологии науки, на к-ых по- разному анализируются человеческая личность
1. Общефилософский уровень – попытка анализа явления "человек" сточки зрения общефилософских воззрений. Психология долгое время (сотни лет) развивалась в рамках философии. Практически каждый философ обращался к проблеме "самости" (некоей неповторимой сущности, присущей конкретному индивиду самоидентификация, неповторимость человека, мыслительных процессов, взгляда на мир, взаимоотношений с богом и т.д. Философия как мега-наука (является источником всех наук, в т.ч. и ПЛ. ПЛ как и любая другая психология, делится намного школ и направлений, к-ые уходят корнями в философскими направлениями. Существование направления ПЛ, которое исследует понятия "этики, "нравственности, "морали, невозможно без знаний философии.
2. Уровень собственно науки психологии Существует огромное кол-во школ и направлений. Официальная история психологии насчитывает около 150 лет. Начало психологии считается от экспериментов Вундта по интроспекции (самонаблюдению) 1861 г. Каждая из школ психологии называла в кач-ве объекта своего изучения разные вещи. Напр, бихевиоризм изучал поведение человека когнитивная психология – когнитивные (мыслительные) процессы гештальтпсихология - процессы восприятия человеком действительности (память, внимание, интеллект, мышление, но больше именно образное восприятие. Психоанализ и неопсихоанализ – бессознательные и сознательные явления. Современная психология динамические направления в психологии (потребностно-мотивационная сфера человека. Каждый исследователь меняет фокус своего внимания и с одного процесса в рамках личности переходит на другой. Длительное время отельные школы изучали различные аспекты личности, но единой картины сформировать не получалось. Сравнительно недавно появилась отечественная школа, к-ая попыталась дать сквозное объяснение личности – школа теории деятельности (Алексей Николаевич Леонтьев (Московская школа, Лев Семёнович
Выгодский -- культурно-историческая гипотеза легла в основу теории деятельности, Лев Семёнович Рубинштейн,
Онаньев (Питерская школа, Узнадзе (Тбилиси. На сегодняшний день официально признано только одно направление (теория деятельности, к-ая попыталась сформировать целостное представление о явлении "личности.
3. Уровень, связанный с вычленением элементов Вычленение отдельного аспекта (явления) в изучаемом предмете – разложение сложного явления на элементы. Это отраслевые направления в общей психологии.
4. Уровень научного эксперимента – когда мы вычленяем частную проблему, выстраиваем вокруг неё эксперимент, выдвигаем гипотезу и пытаемся эту гипотезу либо подтвердить, либо опровергнуть. Четыре уровня методологии науки дают нам разные взгляды на явление личности. При этом само явление не меняется, меняются только ракурсы рассмотрения личности человека. Очень важно при этом иметь сквозную идею, на кую можно "нанизать" теории ив последствии получить общую картину. Из учебника Асмолова: Многомерность личности обусловила то, что историей развития мышления о человеке стала история драматической борьбы разных полярных ориентации (в том числе традиционной оппозиции материалистической и идеалистической ориентации, входе которой разные мыслители, как правило, выделяли какую-либо одну из реальных граней человеческого бытия, а другие стороны жизни личности либо оказывались на периферии познания, либо не замечались или отрицались. В философии и гуманитарных науках выделяются следующие полярные и вместе стем взаимодополняющие ориентации, в пространстве которых акцентируются различные проявления личностного бытия человека.
1. Объектная—субъектная ориентации В первом случае человек познается как вещь среди вещей, которая порождается в природе и/или обществе (например, метафизический материализм, позитивизм, прагматизм во втором случае личность предстает как активное творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и свое собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя и т.п. (например, христианство, философия жизни, философская антропология, экзистенциализм, персонализм.
2. Детерминистическая—индетерминистическая ориентации. В первом случае познание личности основывается на природной или социальной причинной детерминации, выводится из прошлого или настоящего, внутреннего или внешнего (наследуемых природных и/или социальных непосредственных воздействий на индивида. В своих крайних формах детерминистическая ориентация выступала в представлениях о предопределенности, предначертанности существования человека, его жесткой зависимости от судьбы в таких различных направлениях мышления, как материализм античности и философия Нового времени, христианство, картезианство, позитивизм и фатализм. Во втором случае деятельность человека как автономного существа спонтанна и свободна воля лежит в основе выбора его деяний и поступков он самане его среда или
6 наследственность, в ответе за выбор своей собственной судьбы. Такие варианты понимания человека наиболее ярко выступали в философии жизни, экзистенциализме, неопозитивизме. В известном смысле попыткой преодоления оппозиции детерминизм — индетерминизм выступает учение Бенедикта Спинозы о человеке как субстанции, являющейся причиной самой себя, идея самодетерминации деятельности человека.
3. Монологическая—диалогическая ориентации. Монологическая ориентация проявляется в таких установках мышления как методологический изоляционизм, антропоцентризм, в которых в процессе познания рассматривается человек вне мира, а мир вне человека (например, учение о монадах Г.Лейбница, философская антропология, позитивизм. Диалогическая ориентация изучает личность в пространстве коммуникаций, межличностного и внутриличностного общения, диалога, в том числе диалога с самим собой, рассматривает личность как особую форму инобытия субъекта в других людях, которое может иметь объектные и субъектные формы существования. В контексте диалогической ориентации личность предстает как полифония голосов, обретающая существование в непрерывном диалоге. Подобные взгляды развивались и продолжают развиваться в столь непохожих течениях мысли как материализм Л.Фейербаха, экзистенциализм М.Бубера, структуралистская концепция личности Ж.Лакана, диалогическая концепция гуманитарного познания М.Бахтина. В контексте развития философских направлений, имеющих принципиальное значение для изучения личности, также могут быть выделены такие полярности, как «структурно-функциональная» (функционализм, структурализм) и
«историко-генетическая» ориентации например, немецкая классическая философия, марксизм
«номотетическая» и «идеофафическая» ориентации (неокантианская баденская школа В.Виндельбанда и
Г.Риккерта); сциентистская ориентация объяснения (позитивизм) и герменевтическая ориентация понимания феноменология Э.Гуссерля, понимающая психология и понимающая социология. Весь спектр этих ориентации, иллюстрирующий многомерность личности в истории мышления о человеке, проявился в различных образах человека в истории конкретных наук, в том числе в биологии, психологии и социологии ощущающий человек (человек как сумма ощущений, знаний, умений и навыков человек как устройство по переработке информации человек потребитель (нуждающийся человек человек как система инстинктов и потребностей запрограммированный человек (в поведенческих науках — человек как система реакций в социальных науках — человек как репертуар социальных ролей и сценариев «полидеятельностный человек — человек, осуществляющий выбор человек как выразитель мотивов, смыслов и ценностей. Приведенные выше описания различных ипостасей человека как личности, а также стоящие за различными пониманиями личности философские традиции наглядно иллюстрируют междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в поле внимания социальных и естественных наук, духовной культуры и практики. Психология и социология, антропология и этнография, культурология и семиотика, археология и филология, политология и генетика, биология и история ищут пути преодоления межведомственных границ при анализе развития человека в эволюции природы, истории общества и становлении индивидуальной жизни личности. При этих поисках возникает соблазн выделить одну-единственную науку, владеющую всей правдой о личности. В результате в поисках выхода из кризиса в области психологии личности возникают волны ее модернизации, представители которых связывают избавление психологии от ее собственных противоречий либо с успехами других смежных наук, либо с получившими широкое распространение направлениями холистической психологии или более вплетенной в сферу этики гуманистической психологии. Одна из этих волн может быть названа волной антропологизации. Продуктивный момент «антропологизации» в психологии личности, касается ли он обращения к антропогенезу при анализе индивидных свойств личности, особой психологической антропологии как основы психологии субъективности (В.И.Слободчиков) или же одухотворения человека в романтической поэтической антропологии (В.П.Зинченко), весьма перспективен как источник ценностной установки на поиск целостности реального человека и одновременно протест против частичных образов человека. Вместе стем «антропологизация» психологии личности несет серьезный риск растворения собственных вопросов психологии личности в лоне философской методологии и безфаничного парения над океаном эмпирических фактов, с таким трудом добытых в конкретных областях психологии. Другая волна связана с гуманизацией и «этизацией» в психологии личности (Б.С.Братусь, А.Б.Орлов). По выражению Б.С.Братуся, академическая психология была психологией, в которой победителей не судят. Она утратила духовное человечное в человеке. В отличие от академической психологии, гуманитарная психология обладает еще нереализованным потенциалом «ценностеполагания» (не путать с «целеобразованием»), который столь желанен для растерявшей жизненные идеалы личности. Но и гуманитарную психологию, черпающую свои силы в истории культуры, религии, филологии и этике, подстерегает опасность, пользуясь излюбленным выражением Л.С.Выготского, отдать богу богово», а кесарю кесарево, те. отдать человечное в человеке — этике и религии, а тело и познавательные процессы — биологии и академической, например, когнитивной психологии. И, наконец, еще одна из волн модернизации, касающаяся междисциплинарного статуса личности, могла бы быть охарактеризована как прагматическая философская «вестернизация» психологии личности Старая формула