Файл: 12. индивиднотипические свойства личности. Строение тела и особенности психики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Движущие силы развития личности. Понятия потребность, мотив, эмоции, личностный смысл Потребность- состояние индивида, которое создаётся испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Мотив- побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный, ради которого она осуществляется. Предмет потребности. Эмоции- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Личностный смысл индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта их жизненным смыслом для него. Теория деятельности. Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать сих органических форм. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пищеводе, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (и не только человек, но и высшие животные, ток этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две. Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, ив первую очередь со взрослыми индивидами. Потребность в социальных контактах, или в общении, остается одной из ведущих у человека. Только стечением жизни она меняет свои формы. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Познавательная потребность тоже развивается вместе с ростом ребенка.

33 Потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему также, как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа. Два этапа в жизни каждой потребности Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность второй этап - после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не расшифрована для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворённости, ноне знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. Входе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в жизни потребности. Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В элементарных своих формах он известен как механизм импринтинга (те. запечатления. Пример импринтинга
- пробуждение реакции следования у новорожденного гусенка при виде любого движущегося мимо него предмета, в том числе неживого он начинает идти за ним, как за матерью (опыты К. Лоренца). В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта – в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете. Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на тоже событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность. Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью, потребностью именно в данном предмете. Предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту потребность другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Если до этого момента, как мы уже говорили, поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает вектор, или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен. Множество, или гнездо, действий, которые собираются вокруг одного предмета, - типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие. Ради чего-то человек, как правило, производит много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности. Особенные виды деятельности хорошо известны. В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельности. Однако тоже понятие можно применить к массе других активностей человека, например, заботе о воспитании ребенка, увлечению спортом или решению крупной научной проблемы. Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. Предмет может быть идеальным, например той же нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п. Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий. Дело в том, что один и тот же мотив может удовлетворяться, вообще говоря, набором разных действий. С другой стороны, одно и тоже действие может побуждаться разными мотивами. Если же мы возьмем одного конкретного субъекта, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. По своей роли, или функции, не все мотивы, сходящиеся на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы порождают действия, те. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму - неосознаваемые. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. К другому классу относятся не осознаваемые мотивы. Этот класс значительно больше.и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

34 Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании Нет, не значит. Они проявляются в сознании, нов особой форме. Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если сточки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции. Эмоции – очень важный показатель и, следовательно, ключ к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются. Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Личностный смысл - другая форма проявления мотивов в сознании. Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. В смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы- стимулы, которые, играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, ноне смыслы. Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на переходных процессах, когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека созданием, то здание это у разных людей будет иметь очень разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной - одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (те. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании - узкоэгоистическом мотиве - или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают вкруг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и событий. Здание это может быть высокими низким, в зависимости от силы ведущего мотива и т. д.
Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. При анализе деятельности единственный путь движения - от потребности к мотиву, затем к цели и действию (П-М-
Ц-Д). В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс входе деятельности формируются новые мотивы и потребности (Д-М-П). В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива нацель (другой вариант его названия - механизм превращения цели в мотив. Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, те. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно. Итак, предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Дополнительный материал Теория деятельности. Любой живой организм – система открытая (Асмолов). Закрытая система самодостаточна, те. ей не требуется взаимодействие с внешним миром. У человека есть некие потребности (нужды) в некоторых объектах, с помощью к-ых данный организм может поддержать собственную жизнедеятельность. Физеологическая нужда (драйв) противопоставляется психологической потребности. Некая физеологическая нужда запускает механизм психофизеологической реакции (еда, пить, отдых, сексте. есть некий объект, к-ый находится вне живого организма, к-ый может удовлетворить физеологическую нужду. Развитие ребёнка.
Ребёнок рождается с набором физиологических нужд, определённых генетически, те. они не требуют контроля сознания. Помимо обозначенных нужд (их список гораздо шире, чем то, что описано выше. На врождённые физеологические нужды указывал Маслоу. Есть ещё врождённые потребности (драйвы) – общение с себе подобными и информация из внешнего мира (интерес к окружающей действительности – познавательная потребность. Статистика заключённые в одиночные камеры люди живут не больше 5 лет. Когда в организме формируется состояние нужды, из множества объектов внешнего мира (к-ые, вообще говоря, могут быть удовлетворены различным образом, начинается хаотический поиск объекта, способного удовлетворить эту потребность. (Хочу не знаю чего.

35 Теорией деятельности был вскрыт механизм от природы нам запрограммирована только сама нужда, но объект, с помощью кого эта потребность может быть удовлетворена, генетически не заложен (нужда в пище может быть удовлетворена разными объектами в пределах допустимых физеологических рамках. Вместе стем в какой-то момент эту поливариативность объектов нужно ограничить (иначе деятельность ч-ка будет носит хаотический характер. Как только потребность удовлетворяется в первый раз с помощью кто объекта, происходит опредмечивание потребности. Через механизм импринтинга возникает жёсткая связка между потребностью и предметом. (Хочу именно сладкого, солёного и т.д."). Если бы ч-к оставался на уровне животного, его потребности оставались бы на уровне физеологических нужд (его потребности удовлетворялись бы с помощью ногтей и зубов (аллюзия на Маркса. Когда объектом, на к-ый направлена потребность, опредмечивается (становится результат человеческого труда, мы имеем дело с мотивом. По своей природе нужда не знает объекта. Именно это позволяет человеку адаптироваться в любой среде (пример с Николае I привезли плитку шоколада, он её пожевали выплюнул, сказав "Какая гадость. те. его потребности нашли опредмечивание в других объектах, шоколад сего потребностью не коррелировал. Подробнее о механизме импринтинга раньше в роддомах новорожденных первый раз кормили из бутылочки. В результате потребность ребёнка веде опредмечивалась именно в бутылочки с соской, а грудное вскармливание шло гораздо труднее. Делались выводы о том, что соску проще сосать, нона самом деле механизм другой. Мотив появляется именно тогда, когда потребность человека опредмечивается. При этом сам мотив порождает новые мотивы (именно поэтому человечесство не стоит на месте, а развивается. Образно говоря, мотив – это предмет потребности. Но мотивы предметы бывают оч-чень разные (от яблока до симфонической музыки. Откуда появляется цель Как только потребность опредметилась, человек начинает к ней стремится. Ион ставит себе цель достичь (Хочу сладкого) Появляется упорядоченная деятельность человека (до этого была хаотическая – "Хочу не знаю чего. "Означает ли это, что мотив всегда осознаётся?" У ребёнка достаточно долгое время все потребности осознаются (99.9%). Затем вступает в силу закон, согласно кому у ч-ка начинает формироваться бессознательное. Замечание бессознательное – это не отсутствие сознания Бессознательное человека имеет социальную человеческую) природу. У ребёнка, у кого сформировалось сознание (Маугли сознанием не обладал, но обладал психикой, уже появляется бессознательное, поскольку он находится в определённой среде, к-ая пронизана правилами. Нравственность, мораль, мировоззрение диктуют нам (людям, что можно и нельзя, хорошо и плохо. Часть этих правил вступают в противоречие с физеологическими потребностями. Ранний Фрейд выделял только одну нужду, к-ая вступает в противоречие с культурой -- эрос. Позднее он выделил ещё и танатос -- стремление к смерти (умерщвить другого или умерщвить себя. Всё существование ч-ка продиктовано борьбой именно между этими двумя полюсами. Стремление умереть или выжить может быть и подсознательным.Шкала эрос-танатос противоречит нормам культуры (является "постыдным. Поэтому Фрейд выделял 3 я "Я, "оно" и "сверхъя". Я – это всё, что попадает в сознание человека. Ч-к усваивает эти нормы и правила и усваивает их. Ч-к сначала узнал об этих нормах, а затем интернализировал их и начал руководствоваться этими правилами и нормами (это и стало "сверхъя"). Таким образом, свурхъя -- это 100% культурное. Но именно тогда человек и разграничивает себя, выводя некие свои потребности (физеологически обусловленные) в сферу бессознательного. Появляется граница в сознании, делящая ч-ка на сознательное и бессознательное. За эту границу (в область бессознательного) вытесняется всё то, что противоречит сверхъя.
Драйвы, к-ые противоречат сверхъя, никуда из человека не делись, а просто вытеснились в область бессознательного. Эти мотивы и потребности человеком не осознаются. Человек тратит огромные энергитические усилия, чтобы поддержать эту искусственно созданную границу. Существует 3 механизма, по к-ым бессознательное прорывается в сферу сознания 1. Физиологические реакции покраснение щёк, кожно-гальваническая реакция, на основе кой действует детектор лжи
2. Оговорки и описки
3. Сны. Итак, не все наши мотивы осознаются. Чем больше ограничений общество накладывает на человека (чем более конформно общество, тем большее количествомотивов вытесняется в бессознательное.
Встаёт вопрос "Мотивов и потребностей чрезвычайно много. Как же мотивы начинают управлять нашими потребностями Почему мы не начинаем колебаться между удовлетворением различных потребностей" Существует так называемая иерархия потребностей и мотивов (Леонтьев). Есть некая ведущая потребность и ведущий мотив и подчинённые мотивы и потребности. Именно ведущий мотив управляет нашей деятельностью. Внешне деятельность может носит определённую форму напр, обучение) носит одинаковый характерно мотивируется по-разному (обучение в ВУЗе как средство

36 неформального общения с себеподобными, как средство положить начало карьере, как возможность получить бесценные знания и т.д.) Механизм эмоций. Долгое время психологическая природа эмоций была непонятна. Леонтьев дал теоретическое обоснование эмоций. Эмоции характеризуют нам, как результат нашей деятельности соотносится сведущим мотивом. Негативные эмоции возникаеют если текущая деятельность противоречит основному мотиву, позитивные -- если совпадает. Для того, чтобы возникла эмоция, результат (или процесс) деятельности должен вступить в противоречие с внутренним мироощущением. Личностный смысл. Реальность, в кой мы сущетвуем, окращена смысловыми красками. Либо нечто приобретает особое значение, либо оно (нечто) нейтрально. Как только некий объект приобретает особое значение, возникает личностный смысл (личностное значение. При этом важен не сам по себе объекта его способность возможность) удовлетворить ведущий мотив. Личностный смысл всегда индивидуален, уникален и имеет жёсткую привязку к объекту. Всё психологическое тестирование, направленное на выявление "оно, затрагивают именно личностно окрашенные явления. Цветовой тест Люшера: Специально подобранные 7 цветов. Человек выбирает из них наиболее приятные для него. По той последовательности, в кой человек убирает цвета, можно очень многое сказать о его текущем состоянии. Этот тест создавался более 20 лет. Тест Люшера имеет свои очень значительные (в частности культурные) ограничения (для северных народов он не работает, тку них мир монохроматический. Подстроить свою деятельность под основной мотив нам помогают именно механизмы эмоций и личностные смыслы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Асмолов. Движущие силы и условия развития личности. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями соотношение среды и наследственности степень животности и степень человечности в личности роль ситуации и диспозиции (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности внутренняя и внешняя детерминация развития личности объективные и субъективные факторы ее развития соотношение социального и индивидуального в поступках личности и ее восприятия мира и т.п. Сторонники представлений о главенствующей роли среды, ситуации, общества, объективной и внешней детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Без анализа внешних факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий среды, начиная со старых позиций эмпиризма, согласно которым пришедший в мир человек — чистая доска, на которой среда выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны ситуации. Каскад подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих независимые внешние переменные, поддерживает победоносное шествие сторонников современного варианта теорий среды. Однако, по меткому замечанию известного психолога начала XX в. Вильяма Штерна, старые нативистские установки (native — врожденное) опираются на не менее достоверные факты, поддерживающие победоносное шествие концепции наследственности, традиционно объясняющей развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом. В более современной и не столь жестко привязанной к врожденным факторам форме теория наследственности выступает в различных диспозиционных подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из врожденных или приобретенных черт личности, характерологических особенностей, то есть различных внутренних факторов, которые определяют прежде всего индивидуальные различия в поведении человека. Какой бы пагубной ни была среда, настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорастив любых, даже неблагоприятных внешних условиях. Так утверждают представители теории наследственности в ее традиционном варианте. Но кто станет спорить, что человек, как и любое другое живое существо, обладает многими общими с животными формами поведения ест, пьет, спит, размножается. В письме А.Эйнштейну основатель психоанализа З.Фрейд констатирует, что человеку от природы присуща агрессивность. Та же самая натура человека становится территорией для поиска индивидуальных различий в человеческих действиях, их отклонений от нормативного типичного поведения, предписанного обществом. Один из специалистов в области изучения мотивации поведения личности Х.Хеккаузен выделяет три параметра индивидуального действия личности, которые нелегко объяснить с помощью внешних ситуационных или «средовых» факторов. Первый параметр — это степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше действие человека отклоняется от типичных действий большинства людей, тем вернее, что за ним стоят внутренние

37 личностные факторы — внутренние диспозиции (предрасположенности к действиям. Второй параметр — степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуациях. Третий параметр индивидуального действия степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлом в сходных ситуациях (стабильность во времени. Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по-иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения внутренними, индивидуальными, а не «средовыми», социальными факторами. Подобного рода устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг среда, используется представителями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками ситуационных концепций личности. Представления о наследственной и «средовой» детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестойкостью. Вместе стем лежащий в их основе механистический линейный детерминизм уже вначале вызывал резкие возражения. В конце нашего века эти возражения в принципе сохранилась, а дискуссия о соотношении «средового» и наследственного факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, А.М.Эткинд обращает внимание на весьма красноречивый результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы среда или диспозиция, лишний разубеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью. Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, каких иногда называют, концепций двойной детерминации развития личности человека теория конвергенции двух факторов
(В.Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З.Фрейд). Теория конвергенции двух факторов. В.Штерн, предложивший эту теорию, с подкупающей откровенностью писал, что его концепция представляет компромиссный вариант между теориями среды и теориями наследственности. В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, таки наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В.Штерном схема или принцип конвергенции не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил среды и сил, исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.
Г.Олпорт прав, утверждая, что схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы конвергенции двух факторов (сил, опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В.Штерна и Г.Олпорта эта схема характеризовалась как диалектическое взаимодействие двух факторов. Однако, оттого, что к складыванию двух противоположных факторов прибавляется термин диалектика, ни методологический анализ развития человека в природе и обществе, ни конкретно-психологическое исследование механизмов развития личности не продвигаются ни на шаг. Напротив, использование мнимой диалектики создает опасную видимость решения проблемы там, где нет ни методологически корректной постановки вопроса, ни конкретнонаучных поисков путей его решения. В связи с этим, например, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека. Теория конфронтации двух факторов. Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе З.Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга, а также многих представителей неофрейдизма
(Э.Фромм, К.Хорни и др. В менее явной форме идея о конфликте между биологическими социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.
З.Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности — принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа

38 реальности. В соответствии с принципом реальности душевный аппарат человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря воспитанию удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначается
З.Фрейдом через изначальный конфликт между различными инстанциями личности — «Сверх-Я» и Оно. Сверх-Я представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные входе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубине организма природное начало. При всем различии подходов к изучению соотношения среды и наследственности, степени животности и степени человечности, индивидуального и социального в развитии человека эти подходы опираются на некоторые общие методологические установки.
Антропоцентристская парадигма мышления. Сущность человека ищется либо в самом человеке, либо в воздействующей на него среде (биологической, социальной или физической. Тем самым на уровне философской методологии разработка проблемы соотношения биологического и социального ведется в контексте биологизированной, социологизированной или психологизированной антропоцентрической парадигмы мышления о человеке, изучающей человека вне мира, а мир вне человека. Иными словами, из антропоцентрической парадигмы мышления вытекает дуалистический взгляд на человека, приводящий к изъятию человека из природы и общества, а затем с помощью схем двухфакторной детерминации развития человека превращающий его в кентавра из древнегреческих мифов — полуживотное, получеловека, полубиологическое, полусоциальное существо. Абсолютизация филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития человека. Из антропоцентрической парадигмы мышления о человеке вытекает либо взгляд на человека вне истории его развития, либо абсолютизация закономерностей какого-либо этапа одного процесса эволюции человека. Бушующие дискуссии о степени животности или степени человечности человека, как правило, начинают свое обсуждение «биосоциальной» природы человека с рассмотрения его в онтогенезе, либо совершают рекордный повременному интервалу прыжок из филогенеза в онтогенез. При этом изменения человека входе эволюции его образа жизни в антропогенезе и социогенезе полностью сбрасываются со счетов. Человек — существо социально-генетическое не только потому, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза. В связи с этим постановка вопроса о степени животности и степени человечности человека в обществе некорректна в самой своей основе Она, во-первых, изолирует человека из системы общества, в которой он только и существует во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого видав антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику истории человеческого видав эволюции, смену закономерностей этой эволюции. Поэтому, например, бихевиористы, изучающие человека как
«стимульно-реактивное» существо, взаимодействующее стой же средой, что и животные, допускают не только неправомерную абстракцию от закономерностей развития человека в истории общества. Они допускают также и необоснованную абстракцию как биологи, отождествляя закономерности развития вида человека с закономерностями других видов. Аналогичную двойную абстракцию проделывает и социобиология, перенося закономерности развития общественных насекомых на закономерности человеческого вида и общества. Своего рода образцом скачка из филогенеза и эмбриогенеза в область изучения типологии личности служит конституционная концепция личности Уильяма Шелдона. Беря за основание своей концепции понятие
«соматотония» (тип телосложения, У.Шелдон из трех слоев зародышевых листиков в эмбриогенезе — эндодермы из эндодермы образуются внутренние органы, мезодермы (из мезодермы образуются мышечные ткани) и эктодермы (из эктодермы развиваются кожа и нервные ткани) выводит разные соматотипы, из них — типы темперамента, из них — характер личности, а затем и закономерности развития общества. Закономерности эмбриогенеза организма, присущие самым разным биологическим видам в филогенезе, абсолютизируются и возводятся в ранг закономерностей развития общества. На место закономерностей развития общества становятся закономерности филогенеза и эмбриогенеза, присущие разным биологическим видам. Концепция У.Шелдона опять жене только не учитывает социального происхождения личности. Она еще в большей степени, чем концепции бихевиористов, погружает процесс развития человека в самые глубокие пласты биологической эволюции, забывая о биологической специфике вида Homo sapiens. Примером абсолютизации закономерностей социогенеза и их прямого переноса на онтогенез личности является концепция рекапитуляции Стенли Холла. Согласно С.Холлу, подобно тому как эмбриогенез в сжатом виде

39 воспроизводит филогенез, онтогенез в сжатом виде проходит основные исторические этапы социогенеза. С.Холл устанавливает отношения изоморфизма между тремя разными периодами развития человеческого вида — эмбриогенезом, социогенезом и онтогенезом. Так, ребенок в индивидуальном развитии воспроизводит все фазы развития общества (животная фаза, фаза охоты и рыболовства, конец дикости и начало цивилизации и т.д.), как эмбрион проходит основные этапы филогенеза. За этими примерами стоит абсолютизация тех или иных частных реальных закономерностей эволюционного процесса и изолирование процесса становления личности из антропогенетического, социогенетического и онтогенетического историко-эвалюционного процесса развития человечества. Развитие личности опосредствовано историей антропогенеза и социогенеза человеческого вида, а поэтому вопрос о существовании животного, низшего начала в человеке и т.п. как сточки зрения философской методологии, таки с позиций системной и конкрентно-научной методологии упускает из виду тот факт, что человек родится человеком в мире человека. Искусственные миры вместо мира человека в обществе. Парадоксальность различных представлений о среде, культуре и т.п. заключается в том, что так называемые среды, например физическая среда в понимании Ньютона, геометрическое пространство Эвклида, система координат Декарта, являются человеческим изобретением, как и любые другие системные проявления предметного мира.
В.И.Вернадский называл научную деятельность человечества тем геологическим фактором, который приводит к возникновению ноосферы. В ноосфере и обитают многочисленные лабораторные миры, искусственные среды, абстрактное время и пространство, открытые наукой, а потом принятые за реальность, подчиняющуюся универсальным законам. За пределами мира человека открываются и конструируются в соответствии с представлениями науки и культуры конкретно-исторической эпохи искусственные миры, в которых помещается человека затем начинает исследоваться. Искусственные миры, неявно выдаваемые за особенности образа жизни в данном обществе или оправдываемые действительно необходимой аналитической стратегией экспериментатора, приводят к возникновению не только психологических миров, физической среды, биологической среды, но ив не меньшей степени к искусственным мирам культуры. Человеческое существо живет неводном только объективном мире, неводном только мире социальной деятельности, как это обычно считается. В значительной степени человек находится во власти конкретного языка, являющегося для данного общества средством выражения. Было бы заблуждением считать, что человек приспосабливается к действительности абсолютно безучастия языка. На самом же деле реальный мир в большей степени строится бессознательно на основе языковых норм данной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем действительность так, а не иначе, в значительной мере потому, что языковые нормы нашего общества предрасполагают к определенному выбору интерпретации. Эти строки известного лингвиста Э.Сепира представляют собой не только предельное выражение гипотезы лингвистического детерминизма в объяснении поведения и познания личности, но и символизируют помещение человека в новый искусственный мир — мир языка. Основой образа жизни человека становится язык, который и представляет собой, по Сепиру, человеческую среду. Из реального влияния языка на развитие познания и личности делаются выводы о том, что человек живет в мире языка. Из реальных фактов существования социальных норм в мире человека исследователь, оказавшийся под влиянием схем двухфакторной детерминации развития личности, вынужден сделать выводы о существовании двух изолированных миров — мира социальных норм, присущего некоей типичной личности в данной культуре базовой личности, и психофизиологического мира индивида, от индивидуальных естественных особенностей которого зависит в незначительной степени адаптация к этим социальным нормам.
Гомеостатическая модель развития психики человека. За схемами двухфакторной детерминации развития личности стоит гомеостатическая модель, выводящая любые проявления активности организма входе эволюции из стремления к достижению равновесия. Именно эта модель была исходной для психоанализа З.Фрейда, его метапсихологических построений. Впоследствии на гомеостатичес-кую модель опиралось большинство теорий психического развития человека, в том числе и теория швейцарской школы генетической психологии Ж.Пиаже, по праву получившей мировую известность. Ж.Пиаже провел скрупулезный анализ разных вариантов гомеостатических объяснений эволюции в биологии и психологии, рассматривающих процесс взаимоотношения организма со средой. По мнению Ж.Пиаже, могут быть выделены неэволюционистские и эволюционистские подходы к пониманию адаптации. К числу самых распространенных неэволюционистских подходов относится преформизм, сводящий адаптацию к актуализации изначально заложенных в организм наследственных структур и, по сути, нивелирующий роль внешней среды в процессе эволюции. Среди эволюционистских взглядов на взаимоотношение организма и среды Ж.Пиаже выделил три варианта а) объяснение адаптивных изменений организма исключительно влиянием среды (ламаркизм б) объяснение адаптации эндогенными внутренними мутациями с последующим отбором в) объяснение адаптации прогрессирующим влиянием внешних и внутренних факторов. Свою теорию

40 познавательного развития Ж.Пиаже относит к третьему варианту — к концепции двухфакторной детерминации познавательного развития ребенка. При всем своеобразии теории генетической психологии Ж.Пиаже она в понимании адаптации процесса развития сходна с представлениями психоанализа об ассимиляции и диссимиляции, обеспечивающими стремление организма при взаимодействии со средой к состоянию равновесия. Тем самым идеи психоанализа о развитии, о двухфакторной детерминации личности нив коей мере не следует считать только достоянием истории психологии. Основываясь на идеях З.Фрейда, Ф.Александер предложил свою схему действия на организм отрицательных эмоций у человека. Адаптивное значение отрицательных эмоций в регуляции поведения организма заключается в том, чтобы оценить смысл для организма неблагоприятной ситуации. После эмоциональной оценки ситуации как неблагоприятной могут быть осуществлены два типа поведенческих реакций — бегство или борьба. У животных отрицательная эмоциональная оценка ситуации приводит к таким физиологическим изменениям организма, которые призваны обеспечить либо борьбу, либо избегание неблагоприятной ситуации (повышение мышечного тонуса, учащение пульса, повышение артериального давления и т.п.). Вслед за такой психофизиологической преднастройкой у животных разворачивается поведенческий акт. По-иному происходит адаптация у человека. В силу многих социальных запретов при эмоциональной оценке ситуации как опасной он далеко не всегда может отреагировать бегством или агрессией. Между тем механизмы физиологической мобилизации, выработанные входе эволюции, срабатывают, что и приводит вначале к стойкому вегетативному возбуждению, а затем и к органическому поражению внутренних органов, например к гипертонической или язвенной болезни. Из схемы разрядки эмоции в поведении, предложенной Ф.Александером, следуют три вывода
1) отрицательные эмоции вредны организму, причем если они подавлены, то их вред возрастает
2) эмоционально-нейтральная ситуация предпочтительнее для адаптации организма, чем отрицательные эмоции
3) позитивные эмоции полезны для организма, так как дают возможность более полно проявиться принципу удовольствия (В.С.Ротенберг). Здравый смысла также некоторые факты из области психосоматики на первый взгляд подтверждают гомеостатическую схему разрядки эмоций Ф.Александера, а тем самым концепцию конфронтации двух факторов З.Фрейда. Схема разрядки Ф.Александера была проанализирована В.С.Ротенбергом — одним из последователей создателя физиологии активности Н.А.Бернштейна. В.С.Ротенберг приводит две группы фактов, которые не только противоречат схеме Ф.Александера, но и показывают ограниченность концепций детерминации двух факторов. Первая группа фактов основывается на наблюдениях врачей за поведением людей, их подверженностью различным заболеваниям вовремя экстремальных критических ситуаций, массовых катастроф, войны, блокады. Вовремя войн падает процент психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, гипертония. Далее, в экстремальных условиях повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, например у борющихся с эпидемиями врачей у матерей, которые являются единственными кормильцами детей. В указанном круге ситуации резкое ухудшение условий жизни, порой совершенно нечеловеческие ее условия приводят к возрастанию отрицательных эмоций, которые не только не влекут за собой предсказанные З.Фрейдом и
Ф.Александером последствия, а приводят при одном обязательном условии к прямо противоположным эффектам. В качестве такого условия выступает активное вовлечение людей в экстремальных ситуациях в ратную или трудовую деятельность, за которую они несут ответственность и ради которой преодолевают самые различные препятствия. При отказе от деятельности и при возвращении в нормальные ситуации, несмотря на положительные эмоции, как это ни парадоксально, процент психосоматических заболеваний вновь возрастает. Вторая группа фактов, рассогласующихся со схемой разрядки эмоций Ф.Александера, касается болезней достижения, или, каких удачно называет В.С.Ротенберг, синдрома Мартина Идена». Для болезней достижения характерно то, что резко выраженные психосоматическуие заболевания возникают у людей на гребне успеха, то есть при достижении той целик которой они стремились и наконец достигли. Человек стремится завершить любимое дело, неутомимо борется за истину, в общем, ставит перед собой сверхзадачи, разрешает их и. возникают болезни достижения (инфаркты и т.п.), вызванные психогенными причинами. В основе болезней достижения лежит та же самая причина, которая вела к повышению сопротивляемости человека к психосоматическим заболеваниям, — поисковая активность, деятельность по преодолению подобных ситуаций. Однако при болезнях достижения резкий отказ от поисковой активности влечет за собой утрату смысла существования, что может привести и приводит порой к тяжелым соматическим последствиям, в том числе и к смертельному исходу. Данные две группы фактов не укладываются в традиционные представления психосоматики, а тем самым в стоящую за психосоматикой гомеостатическую модель развития личности.

41 Они также свидетельствуют о том, что без учета целенаправленной деятельности, снимающей оппозиции человек — среда, личность — общество, картина представлений о развитии личности непросто обедняется, а искажается, приводя к противопоставлению человека и его жизни в человеческом мире. Дуализм схем двухфакторной детерминации развития личности, устойчиво поддерживаемый антропоцентрической парадигмой мышления о человеке, помещением человека в искусственные миры среды и культуры вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютизацией закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики человека преодолеваются в системном историко-эволюционном деятельностном подходе к изучению человека. Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида. С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека это — исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему это — исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им. Тоже относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека. Данная А.Н.Леонтьевым характеристика психологии личности представляет собой пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную стратегию психологии личности как самостоятельного направления психологической науки. Основная особенность данной характеристики психологии личности состоит в том, что она является выражением полисистемного видения личности и тем самым контрастирует с любыми описаниями индивида и личности в рамках антропоцентрической парадигмы, изолирующей их из системы природы и общества. Первый ориентир — это разведение понятий индивид и личность, а также выявление различных качеств индивида и личности, отражающих специфику их развития в природе и обществе. При выделении понятия индивид в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в нем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие индивид не следует смешивать с противоположным по значению понятием индивидуальность, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. Индивид обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия индивид является латинский термин «individuum» (индивидуум. Характеризуя личность, также имеют ввиду целостность, но такую целостность, которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, а его онтогенез характеризуется как реализация определенной филогенетической программы вида, достраиваемой в процессе созревания организма. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн). Важность разграничения понятий индивид и личность весьма продуктивна в психологии. Но при этом не должно произойти подмены терминов, при которой вместо биологического употребляется «индивидное», вместо социальное — личностное, асам взгляд на проблему соотношения биологического и социального остается дуалистическим. Разграничение понятий индивид и личность имеет не только методологические, но и эмпирические основания. Если представить шкалу с противоположными точками индивид и личность, тона одном ее конце окажется личность без телесного индивида, вроде описанного Ю.Тыняновым поручика Киже или различных мифических личностей, а на другом — индивид безличности, вроде детей, выращенных животными (феномен
Маугли). Трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей, приходится иногда наблюдать в домах-интернатах для престарелых (В.Ф.Болтенко). При разграничении понятий индивид и личность в эмпирическом плане самого пристального внимания заслуживает обнаруженный психогенетиками феномен «мы-самость» (we-self) — существование одной личности у однояйцевых близнецов, не могущих существовать друг без друга ни во времени, нив пространстве. Одна личность тем самым как бы обслуживается двумя индивидами. Наряду с разграничением понятий индивид и личность в отечественной и зарубежной психологии при характеристике личности используют различные триады организм, социальный индивид, личность
,М.Г.Ярошевский, Ром Харре); индивид, личность, индивидуальность (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьевым было введено представление об индивиде, личности, субъекте деятельности и индивидуальности. Через

42 понятие индивид он обозначил «индивидные» природные свойства человека через понятие личность — социальное положение человека в обществе, общественные функции — роли, цели и ценностные ориентации, определяющие социальную биографию человека. Под субъектом деятельности Б.Г.Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и активно преобразующего мир в познании, труде и т.д., а под индивидуальностью — интегративное целостное объединение индивида, личности и субъекта деятельности. Сходных взглядов на индивидуальность придерживался В.С.Мерлин, разрабатывающий концепцию интегральной индивидуальности. Такого рода разграничение разных проявлений жизни личности в обществе является продуктивным, особенно когда в целях экспериментального исследования ставится задача выделения тех или иных специфических закономерностей становления личности. Вместе стем прирезком разведении личности на различные триады возникают определенные затруднения. При анализе соотношений индивида, личности и индивидуальности как элементов эволюционирующей системы анализируются их взаимосвязи в филогенетическом, антропогенетическом, социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах их развития, а также ставится вопрос о преобразовании закономерностей историко-эволюционного процесса входе истории вида. При разведении понятий индивид, личность и индивидуальность в контексте историко-эволюционного подхода к изучению развития человека не происходит подмены этими понятиями терминов биологическое и социальное. Сама постановка вопроса о животно-биологическом в человеке, навязанная антропо-центристской парадигмой мышления, теряет смысл. Главными вопросами становятся вопросы о преобразовании закономерностей биологической эволюции в историческом процессе развития общества и о системной детерминации жизни личности, способом существования и развития которой является совместная деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи. Второй ориентир — системная схема детерминации развития личности. Основанием этой схемы является совместная деятельность, посредством которой осуществляется развитие личности в социально-исторической системе координат данной эпохи. Во избежание односторонней интерпретации представлений о совместной деятельности как основания развития личности необходимо подчеркнуть, что центром личности являются не столько сами по себе узлы или иерархии деятельностей» личности в социальном мире, а то, что порождается в многообразных деятельностях, то, ради чего и как человек использует приобретшие для него личностный смысл социальные нормы, ценности, идеалы, в том числе и индивидные свойства, в своей жизни. На определенном этапе развития личности взаимоотношение между личностью и порождающим ее деятельностным основанием изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по- прежнему детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Иначе говоря, входе жизни обозначается переход от режима употребления, усвоения культуры — к режиму конструирования различных социальных миров.
Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально- генетическое, а его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства (термин Б.Г.Ананьева) на ранних этапах онтегенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в потоке деятельностей», а выступают как безличная предпосылка развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Безусловно, индивидные предпосылки человека, преобразуясь входе жизни человека, являются условием развития личности. В деятельностном подходе к изучению личности тем самым речь идет не об остановке биологической эволюции человека, а о том, что у человека устойчивы видовые морфологические особенности, не выходящие за пределы вариантов, не имеющих социально приспособительного значения. Вопросы же изучения «индивидных предпосылок развития личности в онтогенезе заключаются в том, при каких обстоятельствах, каким путем ив чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в жизненном пути индивидуальности, а также в том, как преобразуются индивидные свойства человека в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.
Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно также как социальные условия жизни — хижины или дворцы, усвоенные в процессе социализации роли, — сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этих условиях пекущийся о своем благополучии приспособленец или же герой, готовый отдать жизнь ради рождения культуры достоинства. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Темперамент и задатки, впрочем, как и любые индивидные предпосылки, не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой или базой

43 личности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицами самому себе, оказывают влияние на становление личности. При изучении индивидных свойств человека не следует забывать, что они развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.
Социально-исторический образ жизни — источник развития личности в социогенезе. В философской методологии, а также в ряде конкретных социальных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида с условиями жизни данной общности или индивида. В психологии в сходном смысле употребляется понятие социальная ситуация развития, которое было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личности, в частности входе критики представлений о среде как о факторе развития личности. Говоря о социальной ситуации развития, Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не есть обстановка развития, то есть некий фактор, непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю индивида, сами по себе выступают как безличные предпосылки развития личности.
Социально-исторический образ жизни личности — источник развития личности, который входе жизни личности превращается в ее результат. В реальности личность никогда не скована рамками заданных социальных ролей. Она — не пассивный слепок культуры, не ролевой робот, как это порой явно или неявно утверждается в ролевых концепциях личности.
Преобразуя деятельность, развертывающуюся потому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции входе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, которая своими личностными действиями (Д.Б.Эльконин), поступками и деяниями вмешивается в культуру, порой отстаивая себя в культуре, а порой теряя себя в ней. Проявления активности личности возникают не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск двигателя, дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе потока деятельностей противоречиях, которые и являются движущей силой развития личности. Кульминационным пунктом входе анализа личности является рассмотрение продуктивных (творчество, воображение, целеобразование и т.п.) и инструментально-стилевых (способности, интеллект, характер) проявлений индивидуальности личности. В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесеные между собой области изучения личности. Индивидуальность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния наиболее выраженно проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенциальные возможности развития культуры. Методология философии, общенаучные принципы историко-эволюционного системного анализа, деятельностный подход к пониманию человека позволяют выделить междисциплинарные связи в человекознании и наметить пути к пониманию механизмов развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

8. Органические побуждения и их влияние на поведение личности.
Асмолов. Органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личности. Потребности нужды и потребности роста. К органическим побуждениям индивида, имеющим видотипичный характер, относятся побуждения голода, жажды, половое побуждение, выступающие как органические предпосылки осуществления деятельности. В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различия различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует деятельность субъекта в предметной среде. Потребность как органическая предпосылка деятельности субъекта относится к индивидным свойствам, проявляющимся в активации и возбуждении, в обладающей слабой селективностью поисковой активности, то есть в формально-динамических характеристиках деятельности человека. После встречи органического побуждения стем или иным объектом потребность преобразуется в мотив деятельности личности и начинает определять направленность поведения.

44
Формально-динамическая характеристика побуждения при этом не исчезает, а начинает выступать виной форме
— в форме побудительной силы мотива личности. В психологии личности основное внимание уделяется изучению мотивов поведения, в то время как побуждения индивида, то есть те органические предпосылки, которые определяют диффузную поисковую активность, изучены недостаточно. Эти побуждения характеризуют как потребности нужды (А.Маслоу) или потребности сохранения (П.В.Симонов), которые подчинены принципу редукции напряжения, стремлению к достижению равновесия, гомеостаза. За расчленением потребностей на потребности нужды, присущие индивиду, и потребности роста, присущие личности, стоит представление об иерархической уровневой организации личности, в основе которой размещены базальные биологические потребности, а на вершине — социальные потребности.
П.В.Симонов предпринимает попытку рассмотреть проблему побуждения в контексте эволюционного подхода, напоминая, что элементарной единицей эволюции является популяция, а не отдельная особь. Он также отмечает, вслед за А.А.Ухтомским, что с возникновением социального образа жизни основной тенденцией развития мотивов (потребностей — А.А.) является экспансия в смысле овладения средой во всех расширяющихся пространственно-временных масштабах (хронотипе), а не редукция как стремление к защите от среды, уравновешенности с ней, разрядке внутреннего напряжения. Эта тенденция развития (потребности роста, по терминологии западных авторов, может реализоваться только благодаря ее диалектическому единству со способностью к сохранению живых систем и результатов их деятельности, благодаря удовлетворению потребностей нужды. Таким образом, П.В.Симонов разделяет побудительную сферу человека как бы на две подсистемы одна подсистема обеспечивает гомеостаз ив эволюционном аспекте выражает общую тенденцию к сохранению вида другая подсистема, в состав которой входят, например, потребности познания, выражает тенденцию развития видана уровне отдельного индивида. Рассмотрение проблемы побуждений индивида с позиции эволюционного подхода представляет важный шаг в преодолении преобладающего в психологии изучения потребностей, изолирующего потребности из процесса развития в биогенезе, социогенезе и персоногенезе. Вместе стем подобный анализ человека в известном смысле остается в рамках механического расчленения потребностей сферы индивида на биологические потребности, подчиняющиеся закономерностям естественного отбора, и присущие человеку социальные потребности. Несколько иной вариант анализа биологических потребностей предлагает известный этнограф С.А.Арутюнов. Он отмечает, что уже на уровне чисто биологических явлений, например родов, полового акта и т.п., проявляются этнические различия, обусловленные образом жизни. Эти этнические различия затрагивают те способы, те приемы, посредством которых удовлетворяются естественные потребности, то есть внешнюю сторону поведения, в то время как сам характер действий остается неизменным, универсальными инвариантным. Человек может спать и на полу в шалаше, и удерживаться от сна, но альтернативного действия в сфере естественного поведения не спать вообще) не существует. По мнению С.А.Арутюнова, естественные модели поведения теми отличаются от социокультурного поведения, что они не имеют альтернативы (есть или не есть, спать или не спать и т.п.). Реализация естественного поведения, побуждаемого общечеловеческими индивидными потребностями, не предполагает выбора конечной цели поведения, асоциальный образ жизни затрагивает способы достижения этой цели. Иная точка зрения заключается в том, что органические побуждения индивида не представляют характеристику особи как таковой, а выражают отношения, системные качества индивида (В.А.Иванников). Последовательное проведение этой точки зрения приводит к тому, что социально-исторический образ жизни личности в обществе преобразует как побуждения индивида, таки способы их удовлетворения. Сфера человеческих потребностей не может быть разведена на потребности нужды и потребности роста, а тенденции к сохранению и изменению развивающейся системы относятся к любым проявлениям мотивации человека. Граница проходит не между биологическими и социальными потребностями человека, а между потребностями человека и потребностями животных, так как исторические преобразования охватывают всю сферу потребностей человека (А.Н.Леонтьев). Действует ли механизм редукции напряжения или нет, зависит не от естественного или социального генеза потребностей самих по себе, а оттого, какое место в структуре человеческой деятельности занимают те или иные побуждения. Зависимость механизмов регуляции органических побуждений оттого, какое место занимают они в структуре деятельности человека — место мотива, цели, условия осуществления деятельности, — выступает при рассмотрении такого естественного побуждения, как голод. Положение о зависимости влияния потребности на поведение от ее места в структуре деятельности личности было конкретизированно в гипотезе, согласно которой влияние пищевой потребности на поведение личности зависит оттого, в установках какого уровня деятельности проявляется эта потребность (А.Г.Асмолов). Из этой гипотезы вытекают следующие предположения. Если потребность к пище приводит к актуализации импульсивных установок (установок на уровне операций, то она должна подавляться целевой установкой, вызванной инструкцией (установкой на уровне действия. Изменение воздействия на поведение импульсивной


45 установки на пищу может произойти лишь в том случае, если в ситуации депривации пищевой объект займет место мотива деятельности. При этом импульсивная установка на пищевой объект возвысится до уровня смысловой установки (установки на уровне деятельности) и станет подавлять целевую установку, несвязанную с пищей. Если же взять испытуемых, у которых мотивы, связанные с пищей, занимают ведущее место в мотивационной сфере личности, то у них смысловая установка на пищевые объекты будет проявляться в действиях, прямо несвязанных с пищей. Изложенная гипотеза обусловила построение методики эксперимента и выбор определенного контингента испытуемых (С.А.Курячий). В основу специально созданной для проверки данной гипотезы методики был положен методический принцип прерывания деятельности, в данном случае за счет введения неопределенной стимуляции. Кроме того, методика была построена так, чтобы столкнуть между собой установки различных уровней деятельности и тем самым выявить доминирующую установку. Эксперимент проводился в два этапа. Вначале испытуемым предлагали чистый листок бумаги и бланк с заданием, в котором содержались скелеты слов, например кока, -олод-, тор, б-лка (всего 24 слова. Затем испытуемым давалась инструкция, в которой их просили как можно скорее вставить пропущенные буквы в слова так, чтобы образовалось слово, отвечающее теме Природа. Если слово сходу не удавалось заполнить, то испытуемого просили переходить к следующему слову. После выполнения первого этапа эксперимента испытуемых просили вернуться к тем словам, которые им сразу не удалось заполнить, и вставить в них пропущенные буквы, уже не придерживаясь какой-либо определенной темы. Таким образом, из предложенных скелетов слов можно образовывать слова, относящиеся как к теме Природа (например, белка, торф, ветка, то есть в соответствии с заданной инструкцией, таки слова, имеющие прямое (булка, торт) или косвенное (вилка, блюдо) отношение к пище. В эксперименте участвовало три группы испытуемых. Первая группа — контрольная. В нее вошли студенты факультета психологии МГУ (25 человек. Вторая группа испытуемых состояла из больных, проходящих в клинике курс лечения голодом (10 человек. В третью группу испытуемых вошли больные нервной анорексией, проходящие курс лечения в клинике (7 человек. Остановимся вкратце на характеристике этой группы больных. Заболевание нервной анорексией, невротическое по своему характеру, наблюдается преимущественно у молодых склонных к полноте девушек. Оно начинается с того, что ради улучшения внешности или по какой-либо аналогичной причине девушки начинают резко ограничивать себя в питании, что обычно приводит к сильному истощению и дистрофии. Входе развития заболевания мотив произвольного голодания становится доминирующим в жизни этих больных, нередко подчиняя себе все остальные мотивы. Выбор пал на больных нервной анорексией именно потому, что для них все события и предметы, связанные седой, имеют личностный смысл, который и проявляется в соответствующей фиксированной смысловой установке
(М.А.Карева). В экспериментальном исследовании было установлено, что испытуемые контрольной группы образовывают слова преимущественно в соответствии с инструкцией, связанной с темой Природа. У них пищевая потребность реализуется на уровне операций, обусловливая существование импульсивных установок, которые подавляются целевой установкой, вызванной инструкцией. Сходная картина наблюдается у больных, находящихся на лечении голодом сроком до одного месяца. У них количество пищевых слов, данных впервой части эксперимента, лишь незначительно превосходит количество пищевых слов в контрольной группе. Этот факт нивелирования воздействия пищевой депривации на мотивационную сферу подтверждает предположения об относительной независимости поведения от воздействия пищевой депривации. У этих больных целевая установка, как ив контрольной группе, подавляет импульсивные установки на пищевые объекты. Однако во второй части эксперимента у этих больных возрастает количество слов на тему Пища, поскольку ситуация голодания, естественно, повышает у данного контингента испытуемых значимость связанных с пищей объектов и ситуаций. Среднее количество пищевых слов водной из подгрупп больных нервной анорексией впервой части эксперимента значительно превышает среднее количество пищевых слов в остальных двух группах. Этот факт свидетельствует о существовании у больных нервной анорексией фиксированных смысловых установок, подавляющих в экспериментальной ситуации целевую установку, вызванную инструкцией. Таким образом, предложенная методика позволяет выявить факт повышения импульсивных установок на пищевые объекты до уровня смысловых установок личности и тем самым факт изменения места пищевой потребности в структуре деятельности личности. Факты, полученные входе данного экспериментального исследования, позволяют опровергнуть положение о том, что поведение человека в ситуации пищевой депривации определяется в основном характером самой депривации. В действительности поведение человека в ситуации пищевой депривации определяется в первую очередь тем уровнем деятельности, на котором реализуется у данного человека потребность в пище. Сама же пищевая депривация в определенном временном диапазоне (примерно до месяца) может не вызывать изменений в поведении личности.


46 Описанные факты относятся к органическим побуждениям, связанным с удовлетворением голода. Однако выделенные в психологии личности закономерности, проиллюстрированные на материале пищевых побуждений, носят более общий характер и относятся к органическим побуждениям индивида в целом. Сами по себе органические побуждения человека не могут быть отнесены ник потребностям нужды, ник потребностям роста. Будет ли подчиняться динамика органических побуждений гомеостатическому принципу редукции напряжения или же за проявлением органических побуждений будет стоять тенденция к изменению, развитию, стремление к нарушению равновесия, зависит оттого, какое место занимают эти побуждения как в структуре целенаправленной деятельности личности, таки в иерархии мотивов личности в целом. В том случае, если органические побуждения проявляются на уровне условий осуществления действия, то есть в
стереотипизированных формах активности, они выражают общую тенденцию к сохранению и подчиняются механизмам гомеостаза, редукции напряжения. Однако при определенных обстоятельствах те же органические побуждения могут занять место смыслообразующих мотивов деятельности личности, за которыми стоит тенденция к изменению системы в тех или иных критических ситуациях, например в ситуации осознанно объявленной человеком голодовки. В этом случае органические побуждения будут включены в контекст неадаптивного поведения индивидуальности, отстаивающей те или иные жизненные цели и идеалы. При этом индивидуальность может сама поставить перед собой (сконструировать) альтернативу есть или не есть, быть или не быть, затрагивающую витальные конечные цели поведения. Социально- исторический образ жизни личности может в определенном диапазоне преобразовать закономерности функционирования органических побуждений индивида, динамика которых зависит от их места в структуре деятельности личности и которые, преобразовавшись в целенаправленной деятельности, становятся не только предпосылками поведения личности, но и ее результатом.
9. Принцип саморазвития деятельности. Положение о роли противоречий в системе деятельности. Иерархия потребностей. Понятие ведущего мотива, ведущей деятельности.
Асмолов. Методологические представления о самодвижении деятельности определили общую стратегию поиска конкретных психологических феноменов и механизмов этого самодвижения. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что источники как саморазвития, таки сохранения устойчивости деятельности должны быть найдены в ней самой. Для решения этой задачи, а тем самыми ответа на вопрос, как рождается новая деятельность, В.А.Петровским была предпринята попытка обнаружить и экспериментально исследовать возникающую походу движения деятельности избыточную активность, этот своего рода движитель деятельности. На материале анализа феномена бескорыстного риска, проявляющегося в ситуации опасности, им было показано, что человеку присуща явно неадаптивная по своей природе тенденция — тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней ситуативной необходимости. В основе феномена бескорыстного риска, в частности ив основе зарождения любой новой деятельности, лежит порождаемый развитием самой деятельности источник — «надситуативная активность. Исследования феномена бескорыстного риска выдвигают на передний план идею о неадаптивном, непрагматическом характере активности субъекта, его саморазвитии и тем самым закладывают основания для нового проблемного поля анализа личности. Один из феноменов, иллюстрирующих существование проявлений надситуативной активности, был продемонстрирован еще в х гг. экспериментами В.И.Аснина. В этих исследованиях детей 3 и 4 лет просили достать, например, шоколадку, лежащую на столе. Между ними и этой шоколадкой помещали барьер, например проводили черту, то есть делали так, чтобы они не могли прямо подойти и достать желаемую вещь. Рядом с ребенком клали, например, небольшую палку, с помощью которой эту шоколадку можно достать. Дети 3—4 лет методом проб и ошибок через некоторое время придвигали эту шоколадку к себе. После этого они были довольны, что достигли цели, которую передними поставили. Затем опыт воспроизводился уже с детьми 9 лет. Ребенок 9 лет, который, казалось бы, должен мгновенно решить эту задачу, мучается, ходит из стороны в сторону, не обращает никакого внимания на эту удобную, лежащую рядом с ним палку, с помощью которой он может достать шоколадку. Тогда В.И.Аснин сделал следующее он объяснил четырехлетнему ребенку, что тот нив коем случае не должен подсказывать своему старшему другу, как достать шоколадку, но при этом он должен находиться в комнате. Иными словами, ситуация внешне очень схожа, только в комнате рядом с девятилетним находится четырехлетний ребенок и опыт повторяется. Девятилетний ребенок вновь не может решить задачу. Наконец, четырехлетний ребенок не выдерживает, нарушает барьер, выступающий в виде запрета взрослого, и говорит Ты возьми палку, тогда достанешь шоколадку. Тогда девятилетний мальчик отвечает Таки каждый сможет.