Файл: Отчет по дисциплине Социология и право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

Уральский технический институт связи и информатики (филиал) ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" в г. Екатеринбурге (УрТИСИ СибГУТИ)

КАФЕДРА

Экономики связи


(ЭС)



ОТЧЕТ

По дисциплине «Социология и право»

Практическая работа № 1

«Общество как социокультурная система»

Выполнил:

студент(ка) гр. ТЕ-01б

Денисова Е.П.

Проверил:

д.и.н., профессор кафедры ЭС

Евдакова Е.Н.



Екатеринбург, 2021

Задания:

1 Дайте определения понятий: «социология», «общество», «культура», «социальная общность», «социальная группа», «социальная организация», «социальное неравенство», «толпа», «молодежь», «групповая динамика», «класс»,«интеллигенция».

Социоло́гия — наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях, общностях и группах.
Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Социа́льная о́бщность — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальная организация – исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей или социальных отношений, где установлена иерархическая субординация и есть определенная структура.
Социальное неравенство- это различный доступ к социальным благам. Социальное неравенство означает, что между различными группами (стратами, слоями) населения существует неравномерное распределение доходов, власти, образования, объема и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

ТОЛПА большая, стихийно возникающая, внутренне не организованная, меняющаяся по своему составу группа людей, случайно собравшихся вместе по какому-либо временно волнующему всех их поводу, в каком-либо определенном месте. Т.-это разновидность больших социальных групп.
Молодёжь — это социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (примерно от 16 до 27 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.
Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов.
Интеллигенция.- социальный слой людей, профессионально занятый квалифицированным умственным трудом и обладающий необходимым для этого образованием.

2 Вопросы для обсуждения (подготовить письменные ответы):

2.1 Понятие общества и его основные характеристики. Важнейшие подсистемы общества.

2.2 Культура и общество.

2.3 Типология социальных общностей (реальные и номинальные общности, массовые и групповые общности). Интеллигенция как общность и духовная элита общества.

2.4 Понятие и классификация социальных групп. Групповая динамика.

2.5 Классы в социологической теории. Марксистская концепция классов.

2.6 Теории социальной стратификации. Средний класс.

2.7 Социальная структура и стратификация как система неравенства. Имущественное, политическое и социальное неравенство.

2.8 Социальная мобильность и ее виды. Каналы мобильности в современном российском обществе.

2.9 Маргинальность как социальное явление. Социальные последствия маргинальности. Проблемы миграции.

3 На основании изучения теоретического материала по теме составьте таблицу 1: «Типология обществ».
Таблица 1 – Типология обществ

Название

Определение

Характерные черты

Примеры стран

Аграрное общество

Этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве.

Господство натурального сельского хозяйства и ремесел

Сословная иерархия

Преобладание ручного труда

Низкий образовательный уровень большей части населения и неразвитость науки


Индия .

Китай

Пакистан .

Индонезия.

Бангладеш.

Нигерия.

Эфиопия

Вьетнам.

Египет.

Филиппины


Индустриальное общество

Общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса.

Разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

США,

Япония,

Великобритания,

Германия,

Франция,

Италия,

Канада.

Постиндустриальный общество

Общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.

Центральную роль в экономике играют знания и информация.

В промышленности доминируют наукоемкие отрасли.

Свыше половины населения заняты в сфере услуг. Производство услуг становится важнее производства товаров.

Растет слой интеллектуальных работников - ученых, технократов, управленцев.

Повышается уровень жизни, растет доступность образования и медицины

Усложнение социальной структуры: переход от классовой системы к профессиональной дифференциации.

Меритократия - социальный статус зависит от способностей и заслуг человека, а не от его происхождения

США,

Япония,

Великобритания,

Германия,

Франция,

Норвегия

Канада,

Австралия,

Новая Зеландия ывцу

Израиль.

Информационное общество

Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний

Эффективное информационное взаимодействие людей
их доступ к мировым информационным ресурсам
удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

Информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа). 





4 Изучите материал по теме и составьте таблицу 2 «Теории развития общества».

Таблица 2 – Теории развития общества

Ученые

Основные положения

Г. Спенсер

Введение понятия «социология». Выделение двух

типов общества: «военного» и «промышленного»

К. Маркс

Законы общественного развития. Теория

прибавочной стоимости. Теория социалистической

революции. Учение о высшей фазе общественного

развития. Дискуссия о роли марксизма в

современном мире

П.А. Сорокин

Нормальным развитием общества Сорокин считает мирное, ненасильственное течение истории, без потрясений, которые разрушают правовые устои общества. Право, по Сорокинку, это сила, мотивирующая поступки людей.

Н.Я. Данилевский

выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития.

А. Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Э. Дюркгейм

Согласно Дюркгеймуразвитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество) и органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Механическая солидарность преобладает, по Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах.


5 Опишите основные стадии развития общества согласно учению О. Конта, составьте таблицу 3 «Стадии развития общества по О.Конту».


Таблица 3 – Стадии развития общества по О.Конту

Стадия развития

Характерные черты

Теологическая

Господствующее положение в обществе, определяющее его развитие, занимает религия

Метафизическая

Главенствующую роль в развитии общества играет философия

Позитивная

Решающую роль в развитии общества занимает наука, конкретное положительное знание, которое необходимо использовать практически для совершенствования общества


6 На основании изучения теоретического материала по теме письменно ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ:

–Можно ли считать, что молодежь – это единая социальная группа?

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

– Что отличает молодежь от других социальных групп?

Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.

К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.

Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.

– Какие факторы дифференцируют молодежь на отдельные подгруппы?

Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют: — возрастные границы и социально-психологические особенности. — специфику социального статуса, социально-культурное поведение. — процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации».

7 Дискуссия «Массовая и элитарная культура».

Группа делится на две подгруппы: «представители элитарной культуры» и «представители массовой культуры». Основная задача каждой группы – аргументировано представить преимущества каждой из типов культур, ее роль в современном обществе. Участники готовят выступление в защиту своей позиции, в ходе которого они должны ответить на вопросы:


– Какими особенностями обладает элитарная/массовая культура?

Исследуя сущность элитарной культуры, ее особенности, ученые приходят к выводу, что только элитарная культура способная сохранить культурные достижения для потомков, и только она обладает возможностью и потенциалом к культурному прогрессу общества.
В элитарной культуре можно выделить ряд принципиальных отличий от других видов и типов культур.

Произведения элитарной культуры характеризуются сложностью, креативностью, специализированностью, новационностью.

Произведения элитарной культуры способны оказывать на сознание реципиента определенное воздействие, формируя его готовность к творчеству, к активной преобразовательной деятельности, сообразуясь с объективными законами действительности.

Элитарная культура в целом концентрирует в себе все самое лучше, что было создано предыдущими поколениями в духовной, интеллектуальной и художественной сфере.

Элитарная культура характеризуется своей закрытостью и создается ограниченным кругом ценителей искусства для такого же ограниченного круга.

Элитарная культура строго соблюдает жесткую систему норм, принятых в ее сообществе «посвященных».

Элитарная культура искусственно генерирует процессы усложнения внутренней структуры элитарных текстов.

Восприятие произведений элитарной культуры предполагает максимально субъективный оценочный компонент, который зачастую трансформируется в индивидуально-творческую интерпретацию, которая приобретает черты художественного эксперимента над реальностью, когда видимые картины реального мира превращаются в сознании реципиента в деформированную реальность, домысленную и переосмысленную.

Элитарной культуре характерна замкнутость, закрытость. Смыслы элитарной культуры составляют некое подобие сакрального знания, табуированного для общей массы людей и доступного только избранным, посвященным. Такая особенность элитарной культуры часто поэтизируется в литературе
Рассмотрим основные особенности массовой культуры.

 Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия