Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
Уральский технический институт связи и информатики (филиал) ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" в г. Екатеринбурге (УрТИСИ СибГУТИ)
КАФЕДРА
Экономики связи
(ЭС)
ОТЧЕТ
По дисциплине «Социология и право»
Практическая работа № 1
«Общество как социокультурная система»
Выполнил: | студент(ка) гр. ТЕ-01б Денисова Е.П. |
Проверил: | д.и.н., профессор кафедры ЭС Евдакова Е.Н. |
Екатеринбург, 2021
Задания:
1 Дайте определения понятий: «социология», «общество», «культура», «социальная общность», «социальная группа», «социальная организация», «социальное неравенство», «толпа», «молодежь», «групповая динамика», «класс»,«интеллигенция».
Социоло́гия — наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях, общностях и группах.
Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Социа́льная о́бщность — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальная организация – исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей или социальных отношений, где установлена иерархическая субординация и есть определенная структура.
Социальное неравенство- это различный доступ к социальным благам. Социальное неравенство означает, что между различными группами (стратами, слоями) населения существует неравномерное распределение доходов, власти, образования, объема и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.
ТОЛПА большая, стихийно возникающая, внутренне не организованная, меняющаяся по своему составу группа людей, случайно собравшихся вместе по какому-либо временно волнующему всех их поводу, в каком-либо определенном месте. Т.-это разновидность больших социальных групп.
Молодёжь — это социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (примерно от 16 до 27 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.
Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов.
Интеллигенция.- социальный слой людей, профессионально занятый квалифицированным умственным трудом и обладающий необходимым для этого образованием.
2 Вопросы для обсуждения (подготовить письменные ответы):
2.1 Понятие общества и его основные характеристики. Важнейшие подсистемы общества.
2.2 Культура и общество.
2.3 Типология социальных общностей (реальные и номинальные общности, массовые и групповые общности). Интеллигенция как общность и духовная элита общества.
2.4 Понятие и классификация социальных групп. Групповая динамика.
2.5 Классы в социологической теории. Марксистская концепция классов.
2.6 Теории социальной стратификации. Средний класс.
2.7 Социальная структура и стратификация как система неравенства. Имущественное, политическое и социальное неравенство.
2.8 Социальная мобильность и ее виды. Каналы мобильности в современном российском обществе.
2.9 Маргинальность как социальное явление. Социальные последствия маргинальности. Проблемы миграции.
3 На основании изучения теоретического материала по теме составьте таблицу 1: «Типология обществ».
Таблица 1 – Типология обществ
Название | Определение | Характерные черты | Примеры стран |
Аграрное общество | Этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. | Господство натурального сельского хозяйства и ремесел Сословная иерархия Преобладание ручного труда Низкий образовательный уровень большей части населения и неразвитость науки | Индия . Китай Пакистан . Индонезия. Бангладеш. Нигерия. Эфиопия Вьетнам. Египет. Филиппины |
Индустриальное общество | Общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. | Разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни. | США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. |
Постиндустриальный общество | Общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве. | Центральную роль в экономике играют знания и информация. В промышленности доминируют наукоемкие отрасли. Свыше половины населения заняты в сфере услуг. Производство услуг становится важнее производства товаров. Растет слой интеллектуальных работников - ученых, технократов, управленцев. Повышается уровень жизни, растет доступность образования и медицины Усложнение социальной структуры: переход от классовой системы к профессиональной дифференциации. Меритократия - социальный статус зависит от способностей и заслуг человека, а не от его происхождения | США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Норвегия Канада, Австралия, Новая Зеландия ывцу Израиль. |
Информационное общество | Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний | Эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах | Информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа). |
4 Изучите материал по теме и составьте таблицу 2 «Теории развития общества».
Таблица 2 – Теории развития общества
Ученые | Основные положения |
Г. Спенсер | Введение понятия «социология». Выделение двух типов общества: «военного» и «промышленного» |
К. Маркс | Законы общественного развития. Теория прибавочной стоимости. Теория социалистической революции. Учение о высшей фазе общественного развития. Дискуссия о роли марксизма в современном мире |
П.А. Сорокин | Нормальным развитием общества Сорокин считает мирное, ненасильственное течение истории, без потрясений, которые разрушают правовые устои общества. Право, по Сорокинку, это сила, мотивирующая поступки людей. |
Н.Я. Данилевский | выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития. |
А. Тойнби | Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. |
Э. Дюркгейм | Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество) и органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Механическая солидарность преобладает, по Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах. |
5 Опишите основные стадии развития общества согласно учению О. Конта, составьте таблицу 3 «Стадии развития общества по О.Конту».
Таблица 3 – Стадии развития общества по О.Конту
Стадия развития | Характерные черты |
Теологическая | Господствующее положение в обществе, определяющее его развитие, занимает религия |
Метафизическая | Главенствующую роль в развитии общества играет философия |
Позитивная | Решающую роль в развитии общества занимает наука, конкретное положительное знание, которое необходимо использовать практически для совершенствования общества |
6 На основании изучения теоретического материала по теме письменно ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ:
–Можно ли считать, что молодежь – это единая социальная группа?
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
– Что отличает молодежь от других социальных групп?
Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.
К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.
Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.
– Какие факторы дифференцируют молодежь на отдельные подгруппы?
Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют: — возрастные границы и социально-психологические особенности. — специфику социального статуса, социально-культурное поведение. — процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации».
7 Дискуссия «Массовая и элитарная культура».
Группа делится на две подгруппы: «представители элитарной культуры» и «представители массовой культуры». Основная задача каждой группы – аргументировано представить преимущества каждой из типов культур, ее роль в современном обществе. Участники готовят выступление в защиту своей позиции, в ходе которого они должны ответить на вопросы:
– Какими особенностями обладает элитарная/массовая культура?
Исследуя сущность элитарной культуры, ее особенности, ученые приходят к выводу, что только элитарная культура способная сохранить культурные достижения для потомков, и только она обладает возможностью и потенциалом к культурному прогрессу общества.
В элитарной культуре можно выделить ряд принципиальных отличий от других видов и типов культур.
Произведения элитарной культуры характеризуются сложностью, креативностью, специализированностью, новационностью.
Произведения элитарной культуры способны оказывать на сознание реципиента определенное воздействие, формируя его готовность к творчеству, к активной преобразовательной деятельности, сообразуясь с объективными законами действительности.
Элитарная культура в целом концентрирует в себе все самое лучше, что было создано предыдущими поколениями в духовной, интеллектуальной и художественной сфере.
Элитарная культура характеризуется своей закрытостью и создается ограниченным кругом ценителей искусства для такого же ограниченного круга.
Элитарная культура строго соблюдает жесткую систему норм, принятых в ее сообществе «посвященных».
Элитарная культура искусственно генерирует процессы усложнения внутренней структуры элитарных текстов.
Восприятие произведений элитарной культуры предполагает максимально субъективный оценочный компонент, который зачастую трансформируется в индивидуально-творческую интерпретацию, которая приобретает черты художественного эксперимента над реальностью, когда видимые картины реального мира превращаются в сознании реципиента в деформированную реальность, домысленную и переосмысленную.
Элитарной культуре характерна замкнутость, закрытость. Смыслы элитарной культуры составляют некое подобие сакрального знания, табуированного для общей массы людей и доступного только избранным, посвященным. Такая особенность элитарной культуры часто поэтизируется в литературе
Рассмотрим основные особенности массовой культуры.
Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия