Файл: Литература как школьный предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА КАК ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ

Художественная литература как одно из выс­ших проявлений человеческого духа, как источник бескорыстной радости постижения мира и самопоз­нания способствует становлению личности, форми­рованию ее характера и нравственных ориентиров. Художественная литература удовлетворяет потреб­ность человека в осмыслении жизни, потребность в прекрасном и одновременно объединяет людей раз­ных времен, народов, культур.

Произведения художественной литературы вхо­дят в жизнь ребенка задолго до поступления в шко­лу и обычно существуют независимо и параллель­но от нее. В этом принципиальное отличие литера­туры и других дисциплин эстетического цикла от большинства предметов школьной программы.

Литература как школьный предмет осознает се­бя по отношению к литературе вообще, как к обла­сти культуры. Где проходит граница между чтени­ем обычным и школьным, т.е. учебным? Каким це­лям служит литературное образование, как оно со­относится с другими предметами, какие знания и умения дает?

С одной стороны, школьная литература продолжает читательский опыт детей, существенно влия­ет на формирование вкуса, с другой - она каче­ственно отличается от «нешкольного» чтения. Ос­новой самоопределения литературы как школьного предмета является обнаружение и осмысление всех компонентов содержания и содержательной фор­мы, выяснение взаимодействия содержания, выра­женного в словах, и собственно художественного содержания, заключенного во всем многообразии средств поэтической изобразительности и вырази­тельности. Итак, литературное образование в шко­ле призвано научить читать и воспринимать лите­ратурный текст как произведение искусства, ис­кусства слова.

Каждое художественное произведение - это от­ражение художественного видения автора, его представлений о добре и зле. Следовательно, изуче­ние литературного текста через обязательный диа­лог с художником предполагает приобщение чита­теля к художественному миру писателя, который связан со временем, национальной и мировой куль­турой, определенной литературной традицией и всегда уникален. Содержание произведения при каждом отдельном прочтении перевоплощается в индивидуальном восприятии и понимании читате­ля. Поэтому в центре внимания авторов программы находится ученик и воспринимаемый им художе­ственный мир писателя. Только по-настоящему квалифицированный читатель может войти в этот мир, понять его закономерности и красоту.


Одним из главных результатов литературного об­разования является воспитание эстетического вкуса. Поэтому авторы программы предлагают для изуче­ния только тот материал, который отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Повседневное общение школьников с высшими образцами художе­ственной литературы, накопление эстетического опыта формирует литературный вкус и читательс­кое чутье, позволяющее отличать собственно худо­жественную литературу от всего, что не претендует или неоправданно претендует на художественность. Эстетический принцип отбора материала совпа­дает с методическим: самое совершенное в худо­жественном отношении является наиболее эффек­тивным в учебном смысле. Это как раз те произведения, на материале изучения которых успешно вырабатываются разнообразные читательские уме­ния. Разумеется, при таком подходе к материалу учитываются возрастные особенности школьников.

УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поскольку главной целью школьного литератур­ного образования признается углубление и расши­рение читательского опыта каждого ученика, авто­ры программы считают необходимым обратиться к непосредственному восприятию художественного текста. Речь в данном случае идет об осознании и осмыслении читателем собственной реакции на прочитанное произведение. Главным становится вопрос о том, как он, читатель, понял это произве­дение. Тогда в сферу анализа включается рефлек­сия ученика, что, в свою очередь, порождает целую вереницу вопросов, обращенных непосредственно к тексту. Этим определяются характер и направ­ленность уроков литературы.

Именно на уроке литературы у ученика появ­ляется возможность соотнести свое восприятие мира с восприятием одноклассников и учителя. Представление об уникальности собственной оценки соединяется с представлением о множе­ственности и оправданности других мнений и оценок. Диалог на уроке призван научить не только грамотно говорить, но и слушать, соотно­сить свою позицию с позицией другого читателя. При этом урок является ведущей частью всего комплекса обучения именно потому, что только в его рамках возможен подобный многосложный диалог учителя и учеников.

К учителю предъявляются совершенно иные требования, нежели прежде: максимальное внима­ние к индивидуальным особенностям ученика, вла­дение методикой развития сильных сторон личнос­ти и выравнивания слабых, умение встать на позицию ребенка, понять его внутренний мир и увидеть перспективы развития личности.



Авторы программы считают определяющим компонентом литературного образования самостоя­тельную творческую деятельность ученика. Все предлагаемые в программах задания можно, прав­да очень условно, разделить на аналитические и ориентированные на собственно литературное твор­чество ребенка. И тот, и другой путь позволяют ученику приблизиться к литературному тексту, ощутить произведение писателя как часть своего собственного духовного опыта.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Настоящая программа предъявляет особые тре­бования к профессиональным умениям учителя ли­тературы, поскольку его роль и значение в процес­се обучения коренным образом преображаются.

Опираясь на непосредственное восприятие худо­жественного произведения, учитель создает на уро­ке такие условия, которые являются оптимальны­ми для понимания текста каждым учеником. Сле­довательно, ведущим, определяющим фактором, от которого зависит успех работы, является знание общих закономерностей восприятия художествен­ного текста, приемов интенсификации его восприя­тия. Предлагаемая учителем система вопросов и за­даний (в программе приводятся примеры заданий) рассчитана на то, чтобы обнаружить основные мо­менты освоения произведения, причем каждый из вопросов ни в коей мере не ведет к «выравнива­нию» взглядов, навязыванию читательской реак­ции. Аналогичным целям подчинены и литератур­но-творческие задания, при выполнении которых на первый план выступают фантазия учеников, а также их умение работать в определенном направ­лении. Задания и вопросы подбираются учителем таким образом, чтобы удовлетворить интересы каждого ученика.

Другое направление литературно-творческой де­ятельности детей - это обращение к собственному жизненному опыту. Поэтому учителю необходимо знать класс, тенденции развития личности каждо­го ученика и всего коллектива детей в целом. Толь­ко в этом случае может возникнуть ситуация, по­зволяющая ученику слушать и понимать себя, пре­ломлять содержание литературных произведений через призму собственного духовного опыта, делая прочитанное частицей этого опыта.

Таким образом, при реализации предлагаемой программы необычайно возрастает психолого-педагогическая составляющая в общем объеме подготовки учителя литературы.

Литературоведческая подготовка учителя, рабо­тающего по настоящей программе, также требует существенной корректировки относительно совре­менного стандарта. Каждая литературоведческая ка­тегория понимается как инструментальная, выво­димая из текста, передающая во взаимодействии с другими содержание произведения. Необходимо определить индивидуальный характер реализации этих категорий в художественной системе писа­теля.


Обращаясь к анализу детского литературного творчества, анализируя его достоинства и недостат­ки, объясняя пути совершенствования текста, учи­тель в конечном итоге подчиняет литературное творчество школьников формированию читательс­ких умений как средству, способствующему ста­новлению личности.

В методическом отношении программа также предъявляет к учителю далеко не традиционные требования. Учитель постоянно, из урока в урок, выступает в крайне сложной роли режиссера дет­ской импровизации, но при этом преследует опре­деленную профессиональную и методическую цель. Особенно ценными являются такие личностные ка­чества учителя, как высокая контактность, умение точно оценить и помочь оформить мысль ученика, создать ситуацию успеха.

Совершенно особое значение в отношениях учи­теля и ученика приобретает обратная связь, по­скольку, постоянно анализируя деятельность уче­ника, учитель находится в динамически подвиж­ной системе, когда усвоение и творчество очень трудно спрогнозировать по скорости и направле­нию. Пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения каждого учащегося и всего класса - обязательное условие успеха литературно­го образования.

При этом по-новому решается проблема оценки знаний: оценивается успех отдельного ученика - это его личный успех, максимальная реализация его возможностей на сегодня. Поэтому оценка зна­ний, умений, творческой работы ученика носит стимулирующий характер. В любом случае учите­лю важно видеть и показывать ученику перспек­тиву совершенствования читательской, исследова­тельской, творческой работы, намечать вместе с учеником конкретные пути такого совершенствова­ния. Широкий спектр заданий позволяет каждому выбрать посильное и выполнить на высшем для се­бя уровне. Это упрощает дифференциацию оценки, из усредненной она становится оценкой деятель­ности конкретного ученика.

Совместное планирование учебной деятельнос­ти учеником и учителем, составление плана чте­ния с выделением необходимого базового компо­нента, максимальное выявление склонностей и вкусов ученика, тактичная компенсация слабых его сторон позволяют идти от особенностей каж­дого отдельного ребенка на всех этапах обучения и выходить на оптимальный именно для него ре­зультат.

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

И СТРУКТУРА КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эстетический принцип является основным при отборе литературного материала на всех этапах литературного образования, поэтому в программе практически не представлены произведения, имею­щие историческую, публицистическую и т. п., но не художественную ценность. По большей части выбраны произведения, бесспорно входящие в зо­лотой фонд русской или мировой литературы. При выборе литературного материала для программ V—IX классов авторы ориентировались прежде всего на то, какие произведения в наибольшей мере удов­летворяют
поставленным учебным целям; другими словами, подбирался материал, необходимый для определенного этапа обучения, отвечающий кон­кретным учебным задачам.

Одна из принципиальных особенностей програм­мы в целом - серьезное внимание к лирике, обра­щение юных читателей уже в школьном возрасте к глубоким и трепетным переживаниям, знакомство с тем, какими разнообразными способами и путями воплощается лирическое чувство.

Включение мифологии в программу V-IX классов позволяет показать мифологические истоки некоторых сказок и произведений художественной литературы, увидеть отличия мифа от фольклора и литературы. Именно через миф можно в полной мере понять и осмыслить метафорическую природу искусства слова. В связи с этим необходимы два принципиально важных замечания. Во-первых, спи­сок произведений, включенных в эту программу, как и в любую программу по литературе, является в ка­кой-то степени субъективным. Во-вторых, если учесть, что то или иное произведение читается и изу­чается для достижения определенных учебных целей на конкретном этапе формирования читательских знаний и умений, то оно может быть, по усмотрению учителя, заменено на другое, которое в данных усло­виях отвечает поставленным учебным задачам, или перенесено в другой блок.

Программа литературного образования - это совокупность целей и этапов формирования читательских знаний, умений, художественного вкуса. Пути и средства учитель выбирает самостоя­тельно.

Авторы программы предлагают только один из возможных вариантов, на их взгляд, наиболее ло­гичный, удовлетворяющий интересам учеников, их возрастным и индивидуальным возможностям, склонностям, вкусам. В списках произведений вы­делен литературный материал, представляющийся наиболее важным для достижения поставленных целей; второй ряд - произведения, рассчитанные на учеников, заинтересованных данной темой, твор­чеством конкретного автора, или рекомендуемые для изучения в классах с углубленным преподаванием литературы.

Каждый раздел из программы V-IX классов со­ставлен таким образом, что произведения, увлека­тельные для школьников определенного возраста, дополняются теми, которые на первый взгляд не слишком интересны, но необходимы в процессе нравственного становления личности и развития читательского потенциала.

В школьном литературном образовании выде­ляются два крупных этапа: базовое литературное образование (V-IX классы) и историко-литератур­ный курс «Мировая литература» (X-XI классы) в составе общего интегративного курса «История ми­рового искусства».