ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА КАК ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ
Художественная литература как одно из высших проявлений человеческого духа, как источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания способствует становлению личности, формированию ее характера и нравственных ориентиров. Художественная литература удовлетворяет потребность человека в осмыслении жизни, потребность в прекрасном и одновременно объединяет людей разных времен, народов, культур.
Произведения художественной литературы входят в жизнь ребенка задолго до поступления в школу и обычно существуют независимо и параллельно от нее. В этом принципиальное отличие литературы и других дисциплин эстетического цикла от большинства предметов школьной программы.
Литература как школьный предмет осознает себя по отношению к литературе вообще, как к области культуры. Где проходит граница между чтением обычным и школьным, т.е. учебным? Каким целям служит литературное образование, как оно соотносится с другими предметами, какие знания и умения дает?
С одной стороны, школьная литература продолжает читательский опыт детей, существенно влияет на формирование вкуса, с другой - она качественно отличается от «нешкольного» чтения. Основой самоопределения литературы как школьного предмета является обнаружение и осмысление всех компонентов содержания и содержательной формы, выяснение взаимодействия содержания, выраженного в словах, и собственно художественного содержания, заключенного во всем многообразии средств поэтической изобразительности и выразительности. Итак, литературное образование в школе призвано научить читать и воспринимать литературный текст как произведение искусства, искусства слова.
Каждое художественное произведение - это отражение художественного видения автора, его представлений о добре и зле. Следовательно, изучение литературного текста через обязательный диалог с художником предполагает приобщение читателя к художественному миру писателя, который связан со временем, национальной и мировой культурой, определенной литературной традицией и всегда уникален. Содержание произведения при каждом отдельном прочтении перевоплощается в индивидуальном восприятии и понимании читателя. Поэтому в центре внимания авторов программы находится ученик и воспринимаемый им художественный мир писателя. Только по-настоящему квалифицированный читатель может войти в этот мир, понять его закономерности и красоту.
Одним из главных результатов литературного образования является воспитание эстетического вкуса. Поэтому авторы программы предлагают для изучения только тот материал, который отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Повседневное общение школьников с высшими образцами художественной литературы, накопление эстетического опыта формирует литературный вкус и читательское чутье, позволяющее отличать собственно художественную литературу от всего, что не претендует или неоправданно претендует на художественность. Эстетический принцип отбора материала совпадает с методическим: самое совершенное в художественном отношении является наиболее эффективным в учебном смысле. Это как раз те произведения, на материале изучения которых успешно вырабатываются разнообразные читательские умения. Разумеется, при таком подходе к материалу учитываются возрастные особенности школьников.
УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Поскольку главной целью школьного литературного образования признается углубление и расширение читательского опыта каждого ученика, авторы программы считают необходимым обратиться к непосредственному восприятию художественного текста. Речь в данном случае идет об осознании и осмыслении читателем собственной реакции на прочитанное произведение. Главным становится вопрос о том, как он, читатель, понял это произведение. Тогда в сферу анализа включается рефлексия ученика, что, в свою очередь, порождает целую вереницу вопросов, обращенных непосредственно к тексту. Этим определяются характер и направленность уроков литературы.
Именно на уроке литературы у ученика появляется возможность соотнести свое восприятие мира с восприятием одноклассников и учителя. Представление об уникальности собственной оценки соединяется с представлением о множественности и оправданности других мнений и оценок. Диалог на уроке призван научить не только грамотно говорить, но и слушать, соотносить свою позицию с позицией другого читателя. При этом урок является ведущей частью всего комплекса обучения именно потому, что только в его рамках возможен подобный многосложный диалог учителя и учеников.
К учителю предъявляются совершенно иные требования, нежели прежде: максимальное внимание к индивидуальным особенностям ученика, владение методикой развития сильных сторон личности и выравнивания слабых, умение встать на позицию ребенка, понять его внутренний мир и увидеть перспективы развития личности.
Авторы программы считают определяющим компонентом литературного образования самостоятельную творческую деятельность ученика. Все предлагаемые в программах задания можно, правда очень условно, разделить на аналитические и ориентированные на собственно литературное творчество ребенка. И тот, и другой путь позволяют ученику приблизиться к литературному тексту, ощутить произведение писателя как часть своего собственного духовного опыта.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Настоящая программа предъявляет особые требования к профессиональным умениям учителя литературы, поскольку его роль и значение в процессе обучения коренным образом преображаются.
Опираясь на непосредственное восприятие художественного произведения, учитель создает на уроке такие условия, которые являются оптимальными для понимания текста каждым учеником. Следовательно, ведущим, определяющим фактором, от которого зависит успех работы, является знание общих закономерностей восприятия художественного текста, приемов интенсификации его восприятия. Предлагаемая учителем система вопросов и заданий (в программе приводятся примеры заданий) рассчитана на то, чтобы обнаружить основные моменты освоения произведения, причем каждый из вопросов ни в коей мере не ведет к «выравниванию» взглядов, навязыванию читательской реакции. Аналогичным целям подчинены и литературно-творческие задания, при выполнении которых на первый план выступают фантазия учеников, а также их умение работать в определенном направлении. Задания и вопросы подбираются учителем таким образом, чтобы удовлетворить интересы каждого ученика.
Другое направление литературно-творческой деятельности детей - это обращение к собственному жизненному опыту. Поэтому учителю необходимо знать класс, тенденции развития личности каждого ученика и всего коллектива детей в целом. Только в этом случае может возникнуть ситуация, позволяющая ученику слушать и понимать себя, преломлять содержание литературных произведений через призму собственного духовного опыта, делая прочитанное частицей этого опыта.
Таким образом, при реализации предлагаемой программы необычайно возрастает психолого-педагогическая составляющая в общем объеме подготовки учителя литературы.
Литературоведческая подготовка учителя, работающего по настоящей программе, также требует существенной корректировки относительно современного стандарта. Каждая литературоведческая категория понимается как инструментальная, выводимая из текста, передающая во взаимодействии с другими содержание произведения. Необходимо определить индивидуальный характер реализации этих категорий в художественной системе писателя.
Обращаясь к анализу детского литературного творчества, анализируя его достоинства и недостатки, объясняя пути совершенствования текста, учитель в конечном итоге подчиняет литературное творчество школьников формированию читательских умений как средству, способствующему становлению личности.
В методическом отношении программа также предъявляет к учителю далеко не традиционные требования. Учитель постоянно, из урока в урок, выступает в крайне сложной роли режиссера детской импровизации, но при этом преследует определенную профессиональную и методическую цель. Особенно ценными являются такие личностные качества учителя, как высокая контактность, умение точно оценить и помочь оформить мысль ученика, создать ситуацию успеха.
Совершенно особое значение в отношениях учителя и ученика приобретает обратная связь, поскольку, постоянно анализируя деятельность ученика, учитель находится в динамически подвижной системе, когда усвоение и творчество очень трудно спрогнозировать по скорости и направлению. Пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения каждого учащегося и всего класса - обязательное условие успеха литературного образования.
При этом по-новому решается проблема оценки знаний: оценивается успех отдельного ученика - это его личный успех, максимальная реализация его возможностей на сегодня. Поэтому оценка знаний, умений, творческой работы ученика носит стимулирующий характер. В любом случае учителю важно видеть и показывать ученику перспективу совершенствования читательской, исследовательской, творческой работы, намечать вместе с учеником конкретные пути такого совершенствования. Широкий спектр заданий позволяет каждому выбрать посильное и выполнить на высшем для себя уровне. Это упрощает дифференциацию оценки, из усредненной она становится оценкой деятельности конкретного ученика.
Совместное планирование учебной деятельности учеником и учителем, составление плана чтения с выделением необходимого базового компонента, максимальное выявление склонностей и вкусов ученика, тактичная компенсация слабых его сторон позволяют идти от особенностей каждого отдельного ребенка на всех этапах обучения и выходить на оптимальный именно для него результат.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ
И СТРУКТУРА КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эстетический принцип является основным при отборе литературного материала на всех этапах литературного образования, поэтому в программе практически не представлены произведения, имеющие историческую, публицистическую и т. п., но не художественную ценность. По большей части выбраны произведения, бесспорно входящие в золотой фонд русской или мировой литературы. При выборе литературного материала для программ V—IX классов авторы ориентировались прежде всего на то, какие произведения в наибольшей мере удовлетворяют
поставленным учебным целям; другими словами, подбирался материал, необходимый для определенного этапа обучения, отвечающий конкретным учебным задачам.
Одна из принципиальных особенностей программы в целом - серьезное внимание к лирике, обращение юных читателей уже в школьном возрасте к глубоким и трепетным переживаниям, знакомство с тем, какими разнообразными способами и путями воплощается лирическое чувство.
Включение мифологии в программу V-IX классов позволяет показать мифологические истоки некоторых сказок и произведений художественной литературы, увидеть отличия мифа от фольклора и литературы. Именно через миф можно в полной мере понять и осмыслить метафорическую природу искусства слова. В связи с этим необходимы два принципиально важных замечания. Во-первых, список произведений, включенных в эту программу, как и в любую программу по литературе, является в какой-то степени субъективным. Во-вторых, если учесть, что то или иное произведение читается и изучается для достижения определенных учебных целей на конкретном этапе формирования читательских знаний и умений, то оно может быть, по усмотрению учителя, заменено на другое, которое в данных условиях отвечает поставленным учебным задачам, или перенесено в другой блок.
Программа литературного образования - это совокупность целей и этапов формирования читательских знаний, умений, художественного вкуса. Пути и средства учитель выбирает самостоятельно.
Авторы программы предлагают только один из возможных вариантов, на их взгляд, наиболее логичный, удовлетворяющий интересам учеников, их возрастным и индивидуальным возможностям, склонностям, вкусам. В списках произведений выделен литературный материал, представляющийся наиболее важным для достижения поставленных целей; второй ряд - произведения, рассчитанные на учеников, заинтересованных данной темой, творчеством конкретного автора, или рекомендуемые для изучения в классах с углубленным преподаванием литературы.
Каждый раздел из программы V-IX классов составлен таким образом, что произведения, увлекательные для школьников определенного возраста, дополняются теми, которые на первый взгляд не слишком интересны, но необходимы в процессе нравственного становления личности и развития читательского потенциала.
В школьном литературном образовании выделяются два крупных этапа: базовое литературное образование (V-IX классы) и историко-литературный курс «Мировая литература» (X-XI классы) в составе общего интегративного курса «История мирового искусства».