Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.
В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.
Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.
Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.
Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.
Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.
– Какие функции выполняет элитарная/массовая культура в современном обществе?
Элитарная составляющая культуры проявляет себя во многих сферах человеческой активности, выполняя при этом конкретные функции. Приоритетными в этом плане выступают: культуротворческая функция, функция самореализации и самоактуализации личности, а также эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной) функция. Кроме того, элитарная культура выступает хранителем, транслятором культурного опыта прошлого, а также генератором новых смыслов, идей и ценностей, что аккумулирует процесс культурного развития общества в целом.
В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:
приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз
пропагандирует господствующий образ жизни
отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться
8 Проанализируйте текст и письменно ответьте на вопросы.
Преодоление социального неравенства есть стремление к социальному равенству. Сегодня в социологии выделяют несколько аспектов равенства:
1) равенство перед законом, легальное равенство – выражается в равенстве всех граждан перед законом;
2) равенство возможностей – каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам и способностям;
3) равенство результатов – каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей;
4) равенство условий жизни (право на достойное жилье, питание, медицинское обслуживание и т. д.).
Письменно ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ:
–Какой из этих аспектов вы считаете наиболее важным для себя и для общества?
наиболее важным для себя и для общества я считаю равенство условий жизни (право на достойное жилье, питание, медицинское обслуживание и т. д.).
–Есть ли равенство в нашей стране?
Да, в нашей стране есть равенство, например, равенство перед законом.
9 Проанализируйте текст и письменно ответьте на вопросы.
Т.Мальтус считал: «бедность - следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения, и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии, а заботу о бедных и всецело доверить частной благотворительности».
Письменно ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ:
–Согласны ли вы с этим утверждением?
–Подходит ли рецепт Мальтуса к России?
Рецепт Мальтуса не подходит ни одному государству. Рост населения не может быть чрезмерным. Население - это всегда основной ресурс государства. Организация труда населения может быть недостаточно эффективной. В этом случае кажется, что появляются "лишние люди". Ответственность за это несет государство. Теория Мальтуса позволяет уйти от вопроса неэффективности государственной организации и подменить его вопросом о чрезмерности населения.
10 На основании изучения теоретического материала по теме письменно ответьте на следующие вопросы и письменно обоснуйте свой ответ:
–Какую роль в обществе играет средний класс?
Средний класс играет очень большую роль в обществе, буквально, важнейшую. Это связано с тем, что средний класс является фундаментом развития и стабильности всего общества. В общем, средний класс – социальный слой, который находится между богатыми и бедными. Чем шире средний класс, тем благополучнее общество себя чувствует. Соответственно, чем средний класс уже, тем больше становится пропасть между бедными и богатыми. Если социальное неравенство становится большим, то в обществе появляется напряженность. На среднем классе держится экономика, потому что средний класс может многое себе позволить и является категорией с наиболее активной покупательской способностью.
–Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?
Во-первых, удельный вес в России меньше из-за того, что в России рынок появился 30 лет назад, а в Западной Европе и в США очень давно. У них рыночная система слажена и стабильна, у нас ее фактически нет и поэтому средний класс находится в меньшинстве и в очень слабом состоянии. Кроме того, экономическая стабильность и благополучие также обуславливают увеличение среднего класса. Высокие заработные платы, образование, которое ценится во много раз выше, чем где-либо еще зарубежом. Защита прав, обеспечение качественной медицины и достойных условий жизни также являются залогом развития и увеличения среднего класса.
–Почему необходимо различать “старый” и “новый” средний класс?
Внутри среднего класса можно выделить две основные категории — старый средний класс и новый средний класс. Старый средний класс составляют мелкие предприниматели, а новый состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом.
11 Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом.
Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.
Сторож, доярка, кассир, продавец, мясник, сантехник, токарь, плотник, сталевар, водитель, менеджер, учитель, шахтер, юрист, преподаватель, врач, банкир.
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся между собой понятия «общество» и «социальная система»?
Социальная система — это общественная система, то есть система принадлежащая обществу.
В этом и есть первое и самое главное отличие социальной системы от общества. Общество — это люди, и общество системообразующий элемент этой системы, оно её причина. Поэтому общество не входит в систему и постоянно растет и развивается. Общество в отличии от системы живое. А результаты жизни общества и есть социальная система.
2. Что отличает общество от природы?
В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры. Общество является организованной системой. Негативное взаимодействие общества на природу. истощение окружающей природной среды; разрушение окружающей природной среды; загрязнение атмосферы, воды почвы.
3. По какому критерию выделяются подсистемы общества?
Основными подсистемами общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная. Экономическая подсистема включает основные отрасли народного хозяйства (промышленность, аграрный сектор), отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмен готовой продукцией и её распределение.
4. В чем различие понятий «стратификация» и «социальная структура»?
Социальная структура - это все то, что входит в понятие социальной сферы общества, внутренне взаимодействие в этой сфере определенных частей (социальных институтов и групп, например). А социальная стратификация - это разграничение всей социальной структуры на группы в определенной иерархии (по социальному статусу людей, по уровню дохода, например).
5. Как соотносится неравенство и социальная стратификация?
Социальная стратификация связана с социальным неравенством в том, что оба этих понятия говорят об расслоении в обществе, которое, условно говоря, делится по социальным слоям по должности и профессиональному престижу (сверху-вниз: от зажиточных сословий к более бедным).
6. Каково место среднего класса в обществе и каковы его признаки?
Средний класс -- совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В странах, считающихся развитыми, средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.
Нет единых критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев отнесения к среднему классу называют:
· уровень образования и доходов;
· стандарты потребления;
· владение материальной или интеллектуальной собственностью;
· способность к высококвалифицированному труду;
· самоидентификация как представителя "социальной середины".
7. Как можно охарактеризовать стратификационную систему в современной России?
Современному российскому обществу характерно формирование стратификационной системы на основе экономического фактора. Так, важнейшими критериями выступают уровень доходов, наличие собственности, возможность заниматься самостоятельной хозяйственной деятельности.
8. Какие существуют типы, направления и виды социальной мобильности?
Существует два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од ной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).
Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — пример нисходящей.
В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.
Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.
Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.
Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.
Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.
– Какие функции выполняет элитарная/массовая культура в современном обществе?
Элитарная составляющая культуры проявляет себя во многих сферах человеческой активности, выполняя при этом конкретные функции. Приоритетными в этом плане выступают: культуротворческая функция, функция самореализации и самоактуализации личности, а также эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной) функция. Кроме того, элитарная культура выступает хранителем, транслятором культурного опыта прошлого, а также генератором новых смыслов, идей и ценностей, что аккумулирует процесс культурного развития общества в целом.
В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:
приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз
пропагандирует господствующий образ жизни
отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться
8 Проанализируйте текст и письменно ответьте на вопросы.
Преодоление социального неравенства есть стремление к социальному равенству. Сегодня в социологии выделяют несколько аспектов равенства:
1) равенство перед законом, легальное равенство – выражается в равенстве всех граждан перед законом;
2) равенство возможностей – каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам и способностям;
3) равенство результатов – каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей;
4) равенство условий жизни (право на достойное жилье, питание, медицинское обслуживание и т. д.).
Письменно ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ:
–Какой из этих аспектов вы считаете наиболее важным для себя и для общества?
наиболее важным для себя и для общества я считаю равенство условий жизни (право на достойное жилье, питание, медицинское обслуживание и т. д.).
–Есть ли равенство в нашей стране?
Да, в нашей стране есть равенство, например, равенство перед законом.
9 Проанализируйте текст и письменно ответьте на вопросы.
Т.Мальтус считал: «бедность - следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения, и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии, а заботу о бедных и всецело доверить частной благотворительности».
Письменно ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ:
–Согласны ли вы с этим утверждением?
–Подходит ли рецепт Мальтуса к России?
Рецепт Мальтуса не подходит ни одному государству. Рост населения не может быть чрезмерным. Население - это всегда основной ресурс государства. Организация труда населения может быть недостаточно эффективной. В этом случае кажется, что появляются "лишние люди". Ответственность за это несет государство. Теория Мальтуса позволяет уйти от вопроса неэффективности государственной организации и подменить его вопросом о чрезмерности населения.
10 На основании изучения теоретического материала по теме письменно ответьте на следующие вопросы и письменно обоснуйте свой ответ:
–Какую роль в обществе играет средний класс?
Средний класс играет очень большую роль в обществе, буквально, важнейшую. Это связано с тем, что средний класс является фундаментом развития и стабильности всего общества. В общем, средний класс – социальный слой, который находится между богатыми и бедными. Чем шире средний класс, тем благополучнее общество себя чувствует. Соответственно, чем средний класс уже, тем больше становится пропасть между бедными и богатыми. Если социальное неравенство становится большим, то в обществе появляется напряженность. На среднем классе держится экономика, потому что средний класс может многое себе позволить и является категорией с наиболее активной покупательской способностью.
–Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?
Во-первых, удельный вес в России меньше из-за того, что в России рынок появился 30 лет назад, а в Западной Европе и в США очень давно. У них рыночная система слажена и стабильна, у нас ее фактически нет и поэтому средний класс находится в меньшинстве и в очень слабом состоянии. Кроме того, экономическая стабильность и благополучие также обуславливают увеличение среднего класса. Высокие заработные платы, образование, которое ценится во много раз выше, чем где-либо еще зарубежом. Защита прав, обеспечение качественной медицины и достойных условий жизни также являются залогом развития и увеличения среднего класса.
–Почему необходимо различать “старый” и “новый” средний класс?
Внутри среднего класса можно выделить две основные категории — старый средний класс и новый средний класс. Старый средний класс составляют мелкие предприниматели, а новый состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом.
11 Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом.
Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.
Сторож, доярка, кассир, продавец, мясник, сантехник, токарь, плотник, сталевар, водитель, менеджер, учитель, шахтер, юрист, преподаватель, врач, банкир.
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся между собой понятия «общество» и «социальная система»?
Социальная система — это общественная система, то есть система принадлежащая обществу.
В этом и есть первое и самое главное отличие социальной системы от общества. Общество — это люди, и общество системообразующий элемент этой системы, оно её причина. Поэтому общество не входит в систему и постоянно растет и развивается. Общество в отличии от системы живое. А результаты жизни общества и есть социальная система.
2. Что отличает общество от природы?
В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры. Общество является организованной системой. Негативное взаимодействие общества на природу. истощение окружающей природной среды; разрушение окружающей природной среды; загрязнение атмосферы, воды почвы.
3. По какому критерию выделяются подсистемы общества?
Основными подсистемами общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная. Экономическая подсистема включает основные отрасли народного хозяйства (промышленность, аграрный сектор), отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмен готовой продукцией и её распределение.
4. В чем различие понятий «стратификация» и «социальная структура»?
Социальная структура - это все то, что входит в понятие социальной сферы общества, внутренне взаимодействие в этой сфере определенных частей (социальных институтов и групп, например). А социальная стратификация - это разграничение всей социальной структуры на группы в определенной иерархии (по социальному статусу людей, по уровню дохода, например).
5. Как соотносится неравенство и социальная стратификация?
Социальная стратификация связана с социальным неравенством в том, что оба этих понятия говорят об расслоении в обществе, которое, условно говоря, делится по социальным слоям по должности и профессиональному престижу (сверху-вниз: от зажиточных сословий к более бедным).
6. Каково место среднего класса в обществе и каковы его признаки?
Средний класс -- совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В странах, считающихся развитыми, средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.
Нет единых критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев отнесения к среднему классу называют:
· уровень образования и доходов;
· стандарты потребления;
· владение материальной или интеллектуальной собственностью;
· способность к высококвалифицированному труду;
· самоидентификация как представителя "социальной середины".
7. Как можно охарактеризовать стратификационную систему в современной России?
Современному российскому обществу характерно формирование стратификационной системы на основе экономического фактора. Так, важнейшими критериями выступают уровень доходов, наличие собственности, возможность заниматься самостоятельной хозяйственной деятельности.
8. Какие существуют типы, направления и виды социальной мобильности?
Существует два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од ной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).
Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — пример нисходящей.