Файл: Основные типы мировоззрения миф, религия, философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Основные типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Основные понятия:
Мироззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества
Миропонимание - система идей о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причинах и характере мир. изменений и месте человека в мире.
Мироощущение - это отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных настроениях, чувствах, действиях и поступках.
Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления
Религия - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации
Философия - это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём
-
Миф как основа античного миропонимания
Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения.
При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др. Теогонические мифы отвечали фундаментальной потребности человека понять каким образом произошел мир, как он устроен, какое место в нем занимает человек. В пределах самой мифологии появились мысли о рождении всего существующего. Гесиод в своей «Теогонии» описывает этот процесс как величественную картину рождения мира из первоначального хаоса.
Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: «Мы все — вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (7 в. до н.э.) — крестьянский поэт, автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. «Родословная богов» начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб — начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо — видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. Такова предварительная «Теогония», т.е. происхождение мира. После этого начинается родословная богов: от брака Геи и Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны — гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов — Кроноса— берет начало новое поколение богов: сын Кроноса — Зевс в борьбе за власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое с огромной небесной выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви — Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и слиянности — та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот, мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов.
-
Мифы современности и их влияние на повседневную жизнь человека.
Современная культура гораздо более самокритична и рационалистична, любое утверждение и мышление подвергается анализу. Она допускает существование разных взглядов и принципов, но найдется мало мифов, которые бы современники считали правдой. Современная мифология отличается от древней, она не является основой всей культуры. Мифы в настоящий период используются чаще всего как усилитель ценностей. Они выражают верование, предают престиж традициям, учат правилам поведения.
Иногда, совершенно нелепые с научной точки зрения мифы, могут соответствовать действительности. Например, убеждение против майских браков сохранилось до наших дней. Хоть этому нет научного объяснения, но статистика подтверждает: в Англии, среди пар, заключивших брак в мае, разводов больше, чем среди пар, заключивших брак в другие месяцы. А во Франции существует поверье, что преступники рождаются в среду. Проанализировав списки преступников во французских тюрьмах, обнаружилось, что среди них большая часть из тех, кто родился в среду. Ещё один миф современного общества – астрологические гороскопы. В них нет никаких научных оснований для подтверждения связи людей со звездами. Однако, нередко качества человека оказываются соответствующими его гороскопу.
Таким образом, мифические вымыслы могут найти подтверждение в действительности, потому что люди сами создают их, т.е. мифы стимулируют поведение, поскольку человек верит в свои убеждения. Люди становятся основным фактором, воздействующим на окружение и подталкивающим на воплощение мифов в реальность. Верящий в миф человек воспринимает его как реальность, живет и действует по этим правилам. В нашем мире мифы несут как позитивную, так и негативную функции. Такие мифы, как излечение от серьёзной болезни при помощи колдунов или экстрасенсов, игнорируя медицинскую помощь, могут привести к необратимому исходу.
С течением времени и развитием цивилизации мифология, и её влияние охватывают все больший круг природных явлений и человеческих дел. Во многих домах существуют свои суеверия. Например, подвешивание над входом в жилище подковы для привлечения удачи и богатства. Вера в мифы возрождает угаснувшие надежды, поднимает дух, способствует развитию самовнушения. Все это помогает человеку поверить в собственные силы и справиться и жизненными трудностями. Многие сказания несут в себе поучительный смысл, расширяют кругозор.
-
Религии: основные типы религии, концепции религиозного мировоззрения.
Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:
-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;
-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
-отражение действительности;
-общественную подсистему;
-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.
Мировые религии.
Термином «мировые религии» исследователи подчеркивают такие особенности типа религии, как: стремление подняться выше этнического, распространение среди многих народов на разных континентах. Для понимания специфики этнокультурного анализа мировых религий имеют особое значение следующие положения.
1. Все мировые религии возникли в определённой этнокультурной среде на основе верований народа или группы народов.
2. Феномен распространения среди других этносов и превращения в мировую религию связан с духовным кризисом и социально-политическими потрясениями, сопровождающими возникновение, серьёзный кризис или распад государства в полиэтнической стране.
3. Усвоение новой религии другими этносами осуществлялось, как правило, благодаря поддержке правящей элиты или сильной оппозиции.
4. Врастая в новую этнокультурную общность, мировая религия дополнялась местными особенностями и превращалась в очередную более или менее самостоятельную этноконфессиональную разновидность (субкультура) теоретически единой религии. Таким образом, мировая религия есть система близких по культуре этноконфессиональных подсистем (субкультур). В этом смысле правомерно выделение буддийского, христианского и исламского (мусульманского) этнокультурных ареалов.
По числу последователей основными религиями в мире являются: 1) христианство (католичество, протестантизм, православие, ориентальные церкви) 2) ислам (суннизм, шиизм, ибадизм, кураниты, ахмадийя) 3) индуизм (конгломерат самых разных религиозных учений Индии) 4) буддизм 5) сикхизм 6) конфуцианство 7) иудаизм 8) даосизм.
Исходя из этих концептуальных положений, мы можем обратиться к рассмотрению некоторых религиоведческих концепций.
-
Теологические (конфессиональные) концепции объясняют феномен религии посредством соответствующего религиозного опыта. В зависимости от самой религии (конфессии) существуют некоторые расхождения, но основным остается представление о религии как связи с Богом, с Абсолютом, со Сверхсилой, с Трансценденцией и т. д.
Неотомизм происходит от учения средневекового богослова Фомы (Томы) Аквинского, который акцентирует внимание на наличии в христианском откровении двух истин, которыми возможно овладеть при помощи человеческого разума. Первая истина достигается с помощью познания реальных вещей и явлений, которые окружают человека. Вторая истина познается только через откровения Бога. Фома Аквинский, используя учение Аристотеля, разработал систему пяти доказательств бытия Бога. Эти доказательства не утратили своего значения и сейчас, они составляют основу официальной идеологии католической церкви.
Диалектическая теологияразработана швейцарским протестантским теологом К. Бартом (1886-1968 гг.). Он утверждает, что познание Бога невозможно при помощи разума. Бог может восприниматься только через веру, а вера идет от самого Бога. Таким образом, вера – это мистическое соединение с Богом и основа существования религии.
-
Философские и социологические концепции очень разнообразны, они различаются даже в основных принципах и методах. Уже при становлении философских размышлений религиозные вопросы волновали людей, а с появлением социологии как самостоятельной науки и осмысления религиозных феноменов приобретают теоретический и научный характер.
Иммануил Кант (1724-1804 гг.), немецкий философ, рассмотрев существующие до него религиозные концепции и основываясь на своих собственных идеях, приходит к выводу, что метафизика (метод познания, основанный на идеальном восприятии действительности) имеет статус науки, но научное знание о Боге и душе невозможно. Кант подчеркивает практическую необходимость существования Бога и души для морали, для этики, в особенности для достижения самого высшего блага – необходимой свободы в достижении цели, которая определяется моральным законом. Обосновывая существование морального закона, И. Кант доказывает существование Бога как моральной причины добра, подчеркивая, что этот аргумент достаточный только для морального человека.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), немецкий философ, воспринимал субстанцию всего существующего как мышление. Идея воспринималась как абсолютная. Абсолютная идея творит и природу, и общество, которые зависимы от нее. В такой связи религия, по Гегелю, есть порождение Божественного духа, результат Божественного влияния на человека.