Файл: Основные типы мировоззрения миф, религия, философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Людвиг Фейербах (1804-1872), немецкий философ, который разработал материалистическую концепцию. По его мнению, в основе восприятия мира находится натурализм в единстве с антропологизмом, согласно чему религия проявляется через человеческую сущность. Основу религии составляет чувство зависимости человека от природы, а наиболее ярким выявлением его зависимости есть чувство страха.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) создают диалектико-материалистическую концепцию религии. Религия объясняется ими как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Так, религия отражает момент зависимости человека от условий собственной жизни и определенных социальных отношений. Реальные силы, с которыми сталкивается человек в своей жизни и которые господствуют над человеком, отражаются через религиозное сознание в деформированном виде и выступают как неземные, сверхъестественные силы. Понятие «бог» и «дух» есть не что иное, как последствие отрыва общих понятий от реальных предметов, которые они обозначают.

Согласно этой концепции, религия возникает на определенном уровне развития эмоциональной структуры личности в одном ряду со страхом, отчаянием, горем, одиночеством. Религиозные представления формируются на ранних этапах развития человеческого общества, в значительной мере под влиянием стремления человека понять окружающий его мир, исходя из представлений о собственной природе человека. Поэтому первобытный человек объяснял природу по аналогиям со своими практическими поступками: неживые объекты наделялись сознанием, возможностью к действию, им приписывались материальные сущности. Важным моментом в марксистской концепции становится мысль, что по мере развития человек может преодолеть религиозность при условиях овладения человеком силами природы и преодолением противоречий между людьми в социально-экономической и политической сферах общества.

Макс Вебер (1864-1920 гг.), немецкий философ и социолог, основатель социологии религии считает, что предпосылкой религии выступает проблема смысла, связанная с переживанием «иррациональности мира» и человеческой жизни. В экстремальном виде иррациональность имеет свои проявления в смерти, страдании, гибели, моральной испорченности. М. Вебер характеризует религию как способ предоставления смысла социальным действиям, пояснению мира и повседневной этике «рациональности».


Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), французский социолог и философ обосновал идею о том, что осознание человеческой природы принципиально невозможно без изучения общества, в котором действует человек. Интегрирующей основой общества Э. Дюркгейм считает общественное сознание  общие верования, чувства, ценности, нормы. При этом ослабление верований и чувств приводит к ослаблению социальных связей между людьми и в перспективе угрожает дезинтеграции общества, приводит к общественному распаду. Э. Дюркгейм анализирует религию как социальное явление, которое отождествляется с общественным сознанием вообще. Для Э. Дюркгейма религиозным есть все коллективное, общественные представления и верования, если они имеют обязательный для всех членов общества характер и подчиняют себе деятельность индивида.

  • Биологические и психологические концепции рассматривают религию как порождение внутренних потребностей человеческого организма, результат его физиологических процессов. В такой интерпретации религия определяется как атрибут биологической природы человека.

  • Этнологическая концепция базируется на использовании этнографического материала, для объяснения сущности религии привлекается антропология культуры. Согласно этой концепции, источник религии содержится в “человеческой природе” и составляет комбинацию материальных и духовных потребностей человека, или же религиозные представления комбинируются в определенный культурно-антропологический комплекс. Этнологическая концепция связана с именами Э. Тейлора, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросса и других.

  1. Религия и культура.

Философское обобщение культурологического подхода к религии позволяет рассмотреть её как явление (часть) культуры (целое). В деятельностной концепции культуры религия предстаёт религиозной культурой, взаимодействующей с нерелигиозной культурой в широком смысле – совокупностью дорелигиозного (миф) и секулярного элементов духовной культуры. Религиозное и нерелигиозное являются сферами культуры.

Религия принадлежит к духовной культуре и взаимодействует с материальной культурой как непосредственно, так и опосредованно (с помощью других составных частей духовной культуры).

Религиозная культура обладает относительной самостоятельностью, то есть способностью к саморазвитию, свойствами изменяться под воздействием нерелигиозной культуры и обратного воздействия на нее.



Как специфический тип мировоззренческой культуры, религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического и философского, соотносится с религиозным сознанием в единстве обыденного и теоретического и потому является одновременно развитым и массовым мировоззрением, в этом смысле единственным из трёх исторических типов мировоззрения.

Религиозная культура представляет собой целостное образование в единстве объективного и субъективного. Религиозность, соотносимая с духовностью, является социокультурным качеством личности и группы, способом бытия религиозной культуры в субъективности.

Все аспекты религии как социальной подсистемы, мировоззрения, теории и практики находят выражение в религиозной культуре. В религиозно-культурном комплексе можно выделить внутренние и внешние слои. Внутреннее «ядро» включает священное (сакральное), внешние слои являются преимущественно религиозным продуктом взаимодействия священного и несвященного. К внешним слоям религиозно-культурного комплекса относят образования из феноменов, оказавшихся под влиянием религии (религиозные: миф, философия, мораль, право, искусство, наука, политика).

Основа религиозных ценностей состоит в противоречии теоцентризма и антропоцентризма. В единстве теизма и гуманизма изначально заложены принадлежность религиозных ценностей к разряду высших ценностей культуры и различие религиозных и гуманистических ценностей.

Из соотношения религиозного и светского элементов можно выделить три основных типа положения религии в культуре.

Религиозная культура совпадает с духовной. Сознание и поведение индивидов и групп имеют религиозный характер. Социальные отношения, социальные и этнические общности выступают как религиозные отношения и этноконфессиональные общности. Система ценностей конструируется ценностью священного. Политические институты слабо дифференцированы и подчинены институтам религиозным. Пожалуй, самым ярким примером типа является средневековая культура Востока и Запада.

Религиозная культура является ведущим элементом духовной культуры. Религия и мистика определяют обыденную культуру, доминируют в нравственности, искусстве, гуманитарном знании. Есть господствующая конфессия. Этническая и религиозная общности частично не совпадают. Сферы экономики, политики и права относительно свободны от влияния религии. В современном мире формы этого типа положения религии в культуре присутствуют в католических, мусульманских странах Латинской Америки, Азии, Африки, в регионе индо-буддийской культуры.


Религиозная культура является второстепенным элементом духовной культуры.Религиозная жизнь представлена многими конфессиями, обычно сохраняется приоритет одной, традиционной конфессии. Религия сравнительно влиятельна в сфере нравственности, в семье, в социальных и этнических субкультурах. Религиозная и этническая общности разграничены. Экономика, политика, право, элитарные субкультуры независимы от религии. В конституции может подчеркиваться светский характер государства и религиозный плюрализм в обществе, провозглашаться свобода совести. Религиозным организациям обеспечена (традицией или правом) возможность участия в политической и культурной жизни общества, а также влиять на средства массовой информации. Этот тип положения религии в культуре характерен для Канады, США, большинства стран Европы и СНГ.

История культуры знает примеры обострения взаимоотношений конфессиональных культур, религиозного и светского элементов культуры (цивилизации). Религия бывает источником конфликта, но чаще формой социального или этнического противостояния, содействующей его обострению или разрешению. Примерами межконфессиональных конфликтов могут служить многочисленные религиозные войны, а также экономическое и внеэкономическое регулирование в интересах господствующей конфессии, этноконфессиональной общности в странах с многими конфессиями. Иллюстрацией обострения конфликта религиозного и светского элементов культуры являются взаимоотношения церкви и коммунистической партии в России – СССР в 1903-1941, 1956-1965 годах.

Конфессии, религиозная в целом и светская культуры могут выражать как гуманистическую, так и антигуманную ориентации. Опыт межкультурного диалога и взаимодействия конфессий, религиозного и светского мировоззрений, структур может быть перспективным в деле разрешения глобальных проблем человечества, определении парадигмы дальнейшего бытия цивилизации и культур, утверждении гуманистических, экологических стандартов поведения «Человека Культурного».

  1. Философия, как особый тип мировоззрения.

Философия является одним из исторических типов мировоззрения. Исторически первыми типами мировоззрения являются мифология и религия. Философия как особый тип мировоззрения возникает позже из потребности рационально объяснить мир.


Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер. Философия (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе с греческого означает любовь к мудрости. В современном значении философия – система знаний о мире и месте человека в нем, об отношениях между человеком и миром. Таким образом, предметом философии являются свеобщие связи в системе «человек – мир».

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком назвавшим себя философом был Пифагор, в а качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель - Платон. Сначала философия включала всю совокупность знаний. Позднее из нее выделяются математика, медицина, механика, химия, биология, юриспруденция и др. Философия превращается в систему самых общих знаний о мире (природе, обществе, человеке).

Философы размышляют над вечными проблемами, которые волнуют каждое поколение. В структуре философского знания можно выделить следующие разделы:

1.Учение о бытии, т.е. устройстве мира и фундаментальных основах его существования (онтология).

2.Учение о познании (гносеология).

3.Учение о человеке (философская антропология).

4.Учение о практической деятельности человека (праксеология).

5.Учение о ценностном отношении человека к жизни (аксиология).

6.Учение о нравственном поведении человека (этика).

7.Учение о прекрасном (эстетика).

8. Учение об обществе (социальная философия).

Существуют и другие проблемы находящиеся в сфере философского осмысления. Специфика философского способа постижения мира заключается в стремлении объяснить его рационально, а не эмоционально-образно как это имело место в мифологии и религии. В жизни человека и общества философия выполняет следующие основные функции:

1. Мировоззренческая - разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека.

2. Методологическая - выступает теоретической базой любой науки.

Вывод: Философия представляет собой рациональный способ постижения мира, вооружает человека методом познания сущности явлений, формирует мировоззрение, помогает ему подняться над обыденностью, открыть путь к общечеловеческим ценностям.

Главные направления в философии