Файл: Февральская революция 1917 года причины, итоги по дисциплине.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По заявлению самого генерала Хабалова, недостатка хлеба в продаже не должно быть. Если же в некоторых лавках хлеба иным не хватило, то потому, что многие, опасаясь недостатка хлеба, покупали его в запас, на сухари. Ржаная мука имеется в Петрограде в достаточном количестве. Подвоз этой муки идёт непрерывно.
Кроме городских запасов, мука имелась в пекарнях ещё на несколько дней, но лавочники её припрятывали. Военные запасы в счёт не шли, и в крайнем случае можно было и ими воспользоваться. По мнению последнего градоначальника Петрограда А.П. Балка, продовольственный вопрос, по причине неполного количества доставляемой ежедневно в столицу муки, хотя и был немного обострён, но не представлял причин для беспокойства. С началом революции Балк А.П. докладывает департаменту полиции, что «если бы с данного момента Петроград оказался бы в осадном положении и в столицу не было подаваемо ни одного вагона с продуктами, то жители могли бы оставаться на прежнем продовольственном пайке в течение 22 дней».
С другой стороны, британский посол в Петрограде Дж. Бьюкенен в своих мемуарах так описывает свою беседу с Николаем II 29 января 1917 года:
Единственные вопросы, на которые я обратил его внимание, были продовольственный кризис и численность русской армии. По первому вопросу я сказал ему, что, согласно моим сведениям, запасы продовольствия в некоторых губерниях настолько скудны, что, как ожидают, снабжение прекратится через две недели. Причиной такого сокращения запасов является, по-видимому, отсутствие координации в работе министерств земледелия и путей сообщения, а также отсутствие организованной системы распределения. Эта последняя функция, указывал я, могла бы быть с успехом вверена земствам. Император согласился с тем, что министр земледелия должен воспользоваться услугами земств, и прибавил, что если рабочие не будут получать хлеба, то, несомненно, начнутся забастовки.
22 февраля пристав 2-го участка Выборгской части докладывал: «Среди… рабочей массы происходит сильное брожение вследствие недостатка хлеба; почти всем полицейским чинам приходится ежедневно слышать жалобы, что не ели хлеба по 2–3 дня и более, и поэтому легко можно ожидать крупных уличных беспорядков. Острота положения достигла такого размера, что некоторые, дождавшиеся покупки фунтов двух хлеба, крестятся и плачут от радости». По воспоминаниям Дж. Бьюкенена, «Революция носилась в воздухе, и единственный спорный вопрос заключался в том, придёт она сверху или снизу… Народное восстание, вызванное всеобщим недостатком хлеба, могло вспыхнуть ежеминутно».
Сложным было положение с продовольствием и в других городах; в целом с началом войны население городов увеличилось с 22 до 28 миллионов. В Воронеже населению продавали только по 5 фунтов муки в месяц, в Пензе продажу сначала ограничили 10 фунтами, а затем вовсе прекратили. В Одессе, Киеве, Чернигове, Подольске тысячные толпы стояли в очередях за хлебом без уверенности что-либо достать. В декабре 1916 года карточки на хлеб были введены в Москве, Харькове, Одессе, Воронеже, Иваново-Вознесенске и других городах. В некоторых городах, в том числе, в Витебске, Полоцке, Костроме, население голодало.
События, последовавшие в ближайшие месяцы и годы после падения российской монархии, отнюдь не улучшили продовольственного снабжения Петрограда. В течение 1917 года всё-таки вводятся карточки на хлеб с нормой один фунт (409,5 г) на взрослого человека в сутки, летом 1917 года норма урезается до полуфунта.
1.6 Ход событий и итоги Февральской революции
Хотя факторы, подготовившие революционный взрыв в феврале 1917 года, складывались уже давно, а политики и публицисты, справа и слева, предрекали его неизбежность, революция разлилась стихийно и внезапно для всех партий и самого правительства. Ни одна политическая партия не проявила себя организатором и руководителем революции, которая застала их врасплох.
Ближайшим поводом к революционному взрыву послужили следующие события. В середине февраля резко ухудшилось снабжение Петрограда продовольствием, особенно хлебом. Хлеб был в стране в достаточном количестве, но из-за разрухи на транспорте и нерасторопности властей, отвечавших за снабжение, он не мог быть своевременно доставлен не только в Петроград, но и в другие города. Возникли длинные очереди у булочных, что вызвало нараставшее недовольство населения. В этой обстановке любой раздражающий население поступок властей или владельцев промышленных предприятий мог послужить детонатором социального взрыва. 18 февраля 1917 г. рабочие одного из крупнейших заводов Петрограда, Путиловского, начали забастовку, требуя из-за роста дороговизны увеличения зарплаты. 20 февраля администрация завода под предлогом перебоев со снабжением сырьем уволила забастовщиков и объявила о закрытии на неопределенное время некоторых цехов. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий города. 23 февраля (по новому стилю 8 марта) решено было начать всеобщую забастовку. В этот день забастовали 128 тысяч рабочих, на следующий – уже 214 тысяч. Забастовка сопровождалась демонстрациями. Активное участие в них принимали женщины, которые вышли на улицы с лозунгами: «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!», «Верните наших мужей!».
Власти сначала рассматривали эти демонстрации как стихийные продовольственные «беспорядки». Однако события с каждым днем нарастали и принимали угрожающий характер. 25 февраля забастовки охватили свыше 300 тысяч человек (80% рабочих Петрограда). Демонстранты выступали уже с политическими лозунгами: «Долой монархию!», «Да здравствует республика!», устремляясь к центральным площадям и проспектам города. Им удалось преодолеть полицейские и воинские заслоны и прорваться к Знаменской площади у Московского вокзала, где у памятника Александру III начался стихийный митинг. Митинги и демонстрации происходили и на других площадях города, на проспектах и улицах. Посланные против них казаки отказывались разгонять демонстрантов. В конных городовых демонстранты бросали камни и поленья.
26 февраля был воскресным днем. Фабрики и заводы не работали. Массы людей с красными знаменами и пением революционных песен вновь устремились к центральным улицам и площадям города. Беспрерывно шли митинги. По приказу командующего Петроградским военным округом генерала С.С. Хабалова полицейские открыли огонь по демонстрантам и митингующим. Были произведены аресты наиболее активных деятелей левых партий.
Исход всякой революции зависит от того, на чьей стороне окажется армия. Поражение революции 1905–1907 гг. во многом было обусловлено тем, что, несмотря на серию восстаний в армии и на флоте, в целом армия оставалась верной правительству и бы использована им для подавления крестьянских и рабочих выступлений. В феврале 1917 г. в Петрограде находился гарнизон численностью до 180 тысяч солдат. В основном это были запасные части, которым предстояла отправка на фронт. Здесь было немало новобранцев из кадровых рабочих, мобилизованных за участие в стачках, а также вылечившихся после ранений фронтовиков. Расстрел демонстрантов 26 февраля вызвал сильное возмущение солдат столичного гарнизона и оказал на них решающее воздействие: они перешли на сторону революции. Если утром 26 февраля на сторону восставших перешли 10 тысяч солдат, то к вечеру – 67 тысяч. 28 февраля на их стороне оказались 127 тысяч, а к 1 марта – 170 тысяч солдат. Были взяты Зимний дворец, Петропавловская крепость, захвачен арсенал, из которого рабочим отрядам было роздано 40 тысяч винтовок и 30 тысяч револьверов. На Литейном проспекте были разгромлены и подожжены: здание окружного суда и Дом предварительного заключения. Пылали полицейские участки, были ликвидированы жандармерия и охранка. 1 марта был взят Мариинский дворец и арестованы находившиеся в нем царские министры и высшие сановники.
В Петроград через Балтийский вокзал и по Петергофскому шоссе прибывали переходившие на сторону революции воинские части из Петергофа и Стрельны. 1 марта восстали моряки Кронштадского порта. Командир порта, военный губернатор города Кронштадта и несколько высших офицеров были расстреляны матросами.
27 февраля был сформирован «Временный комитет Государственной думы для водворения порядка и сношения с учреждениями и лицами». На следующий день он обнародовал воззвание о том, что берет на себя инициативу создания нового правительства. В качестве первой меры в министерства были направлены комиссары из членов Думы.
В тот же день, 27 февраля, социал-демократическая фракция Государственной думы вместе с представителями левой интеллигенции собралась в Таврическом дворце и образовала «Временный исполнительный комитет Петроградского совета депутатов трудящихся», который обратился с призывом немедленно выбрать депутатов в Совет – по одному от тысячи рабочих и от роты солдат. Были избраны 250 депутатов. Они, в свою очередь, избрали Исполнительный комитет Петроградского совета. Представителем его стал лидер социал-демократической фракции в Думе меньшевик Н.С. Чхеидзе, а его заместителями – трудовик (с 3 марта – эсер) А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. Большинство в Исполнительном комитете и в самом Совете принадлежало меньшевикам и эсерам – в то время самым многочисленным и влиятельным левым партиям в России. Петроградский совет начал действовать как орган революционной власти, приняв ряд важных решений. 28 февраля по его инициативе были созданы районные комитеты советов. Он сформировал военную и продовольственную комиссии, вооруженную милицию, установил контроль над типографиями и железными дорогами. Решением Петроградского совета были изъяты финансовые средства царской власти и установлен контроль над их расходованием. В районы столицы были посланы комиссары от Совета для установления в них народной власти.
1 марта 1917 года Совет издал знаменитый «Приказ №1», который предусматривал создание в воинских частях выборных солдатских комитетов, отменял титулование офицеров и отдание им чести вне службы, но главное – выводил Петроградский гарнизон из подчинения старому командованию. Этот приказ в советской литературе обычно расценивался как глубоко демократический акт. На самом деле, подчиняя командиров частей (военных профессионалов) солдатским комитетам, малокомпетентным в военном деле, он нарушал необходимый для всякой армии принцип единоначалия и тем самым способствовал падению воинской дисциплины. Помимо Петроградского совета, в марте 1917 года возникли Советы на местах, которые выбрали из своей среды постоянно действующие местные органы власти – исполнительные комитеты.
1.7 Падение монархии
Восстание 160-тысячного столичного гарнизона сильно осложнило положение царя, однако в распоряжении Николая II как Верховного главнокомандующего всё ещё находилась многомиллионная армия на фронте. По состоянию на 1 марта революция фактически ещё ограничивалась одним только Петроградом. Ричард Пайпс подчёркивает, что теоретически царь мог бы, «договорившись с немцами», перебросить, ценой оголения фронта, достаточное для подавления революции число войск. Действительно, после получения в Ставке известий из Петрограда, было начато формирование «карательной экспедиции» во главе с генералом Ивановым Н.И. Её численность по сравнению со 160-тыс. революционным Петроградским гарнизоном была относительно небольшой, и состоять она должна была из двух пехотных и двух кавалерийских полков из состава Северного фронта, а также пулемётной команды, двух артиллерийских батарей и батальона георгиевских кавалеров. Предполагалась также отправка от Западного фронта трёх пехотных гвардейских полков, которые на деле, впрочем, никуда так и не двинулись.
Сложившаяся ситуация таила в себе ряд опасностей. Во-первых, ход событий показывал, что революция начинает перекидываться с самого Петрограда также на гарнизоны в Ораниенбауме, Петергофе, Стрельне и Царском Селе, на военно-морскую базу в Кронштадте. Это создавало опасность того, что революционное брожение может в любой момент перекинуться и на солдат на фронте – с непредсказуемыми последствиями. При другом варианте развития событий, полномасштабные бои между войсками «карательной экспедиции» и революционным Петроградским гарнизоном в столице воюющей империи фактически означали начало гражданской войны – также с непредсказуемыми последствиями.
Современники и исследователи оценивают эти риски по-разному. Г. Катков подчёркивает, что силы «карательной экспедиции» были относительно небольшими в первую очередь потому, что «фронтовые начальники» не собирались оголять фронт, направляя свои войска на решение внутриполитических проблем. Кроме того, по мнению исследователя, первоначально предполагалось подавление революции именно небольшими силами с тем, чтобы не раздувать конфликт до состояния гражданской войны. Ричард Пайпс считает, что Петроградский гарнизон уже к 1–2 марта потерял боеготовность и превратился в «сброд», который могло бы разогнать небольшое количество надёжных войск.