ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад по социологии на тему: «Исторические предпосылки возникновения социологии»
С древнейших времён человека всегда интересовали не только природные явления, которых он никак не мог объяснить, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей, таких же, как и он сам. Поэтому возникали такие вопросы, как: «Почему люди стремятся жить вместе, среди других, а не в одиночестве?» или «Почему одним позволено пользоваться различными благами, а другим нет?». Вследствие этого, учёным и древним мыслителям пришлось обратить внимание на человека и на общество, в котором он живёт. Существует очень много философских и научных работ, посвящённые теме социологии и её природе. Примером таких размышлений являются книги философов даосской школы Мао-цзы, в которых делались огромные попытки на основе различных наблюдений определить наилучший способ правления или воспитания молодёжи.
Воззрения античных философов. Античная мысль дала новый толчок исследования социальной сферы, заложила ряд идей и фундамент для социологии. Ещё тогда первыми социологами были философы (их ещё называют «социальные философы). Самыми известными из них являются Платон (427—347 до н.э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Работы Платона «Государство» и «Законы», исследование Аристотеля «Политика» положили начало изучению отдельных общественных институтов, а также затронули тему государства, семьи и права. Так как слова «государство» и «общество» не различались в античности, то их всегда использовали в качестве синонимов. Рассмотрим по отдельности философские воззрения Платона и Аристотеля.
Платон (427—347 до н.э.). Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее. По мнению Платона, идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие
ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.
Аристотель (384—322 до н.э.). Идеальным строем философ считал Политию, правление большинства в интересах общей пользы. «Полития является соединением олигархии и демократии, при которой правит большинство в интересах общей пользы». В отличие от Платона, идея Аристотеля не была утопичной, так как полисы с таким государственным строем действительно существовали. Аристотель считал, что благоприятнее всего для государства развитие среднего класса, поэтому он выдвигает следующий тезис относительно прав человека: «Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним». По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политика и законодателя – не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемым и гибким. Аристотель выделяет две главные формы государственного устроения: демократию и олигархию. Демократией называют строй, при котором верховная власть находится в руках большинства, а олигархией - строй, при котором эта власть принадлежит меньшинству. Но, по разъяснению Аристотеля, повсюду зажиточных бывает меньшинство, а неимущих - большинство. Поэтому формальный признак принадлежности к большинству или меньшинству не может, согласно Аристотелю, быть основой для различения олигархии и демократии. Настоящим признаком отличия олигархии и демократии служит богатство и бедность. Там, где власть основана - безразлично, у меньшинства или большинства - на богатстве, мы
имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия. "Средний" элемент Аристотель ищет среди тех классов граждан, которые принадлежат к свободным и которые одни образуют государство в аристотелевском смысле слова. "В каждом государстве, - поясняет Аристотель, - мы встречаем три части граждан; очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими... очевидно... средний достаток из всех благ всего лучше". И Аристотель находит, что государство, состоящее из "средних" людей, будет иметь и наилучший государственный строй, а составляющие его граждане будут в наибольшей безопасности. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что этим "средним" принадлежит.
Воззрение на общество в средние века. На рубеже древности и Средневековья в Европе широко распространялось христианство. Поэтому значимой особенностью Средневековья был теоцентризм. Теоцентризм –представление об обществе и мире, центром которых ставит Бога. Понятие «общества» в средневековой Европе имело конфессиональный характер, т.е. оно относилось к католической церкви и её последователям. Представители теоцентризма – Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Человечество разделено на два царства, два вида общества – «Град земной» и «Град Божий». Град земной (государство) – основан на насилии, злости, бесконечном грехе, где господствует «мрак общественной жизни» и правит большая «разбойничья шайка» (государственная власть). Град Божий – царствуют божественная правда и добро – это высшая духовная общность, которая все более утверждается в человечестве благодаря христианской церкви. Несмотря на то, что оба Града две противоположности, они необходимы людям. Они дополняют друг друга, как «инь» и «янь». Однако «Град земной» находится в положении подчинения.
Фома Аквинский (1225/1226 – 1274 гг.). Создатель томизма – главного философского учения католицизма. Фома Аквинский исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана. Считал, что церковная власть имеет приоритет над светской.
Воззрение на общество в Новое время. Она характеризовалась следующими тенденциями в развитии идей об обществе. Первая тенденция – секуляризация научного знания, то есть отделение его от религии. Зарождение светского знания само по себе было выдающимся достижением, давшим толчок к развитию более объективного знания об обществе. Второй тенденцией было экстраполяция законов развития природы на законы развития общества. Получил распространение так называемый механицизм. Третья тенденция заключалась в признании за человеком, а не за Богом, творческой природы, что обусловило такое культурное явление как Ренессанс. Все эти тенденции воплотились в воззрения на общество таких мыслителей, как Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьѐ и др.
Дж. Локк (1689 г.) способствовал распространению сенсуализма, считал общественный договор и договор граждан с государством одним и тем же. Государство, по Локку, — единое, независимое политическое сообщество с общей властью, законом и судом. Теперь лишь оно воплощает политическую власть, проистекающую из договора и согласия тех, кто составляет сообщество.
Томас Гоббс (1651 г.) – государство рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на всё», имеется и свобода воли.
Жан-Жак Руссо (1762 г.) – критиковал современное общество, основанное на неравенстве, противопоставляя ему «естественное» состояние людей, равное и свободное. Его научные труды: «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или о Воспитании». В трактате «Об общественном договоре» описывает идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации (т.е. усиление различия в положении обществ. групп (соц. дифференциации), доходящее до их противостояния друг другу (полярности)) богатства и нищеты. Выступает за прямую демократию, когда законы одобряются всеми гражданами.
Источники
Фролов С.С. Социология [Текст] : учебник для вузов / C.С. Фролов / М.: Наука, 1994 – 256 с.
Идеальное государство Платона научно-публицистическая статья 27.02.2019 Кочесоков Р.Х.
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются наиболее известными представителями теории общественного договора.