Файл: Исторические предпосылки возникновения социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад по социологии на тему: «Исторические предпосылки возникновения социологии»

С древнейших времён человека всегда интересовали не только природные явления, которых он никак не мог объяснить, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей, таких же, как и он сам. Поэтому возникали такие вопросы, как: «Почему люди стремятся жить вместе, среди других, а не в одиночестве?» или «Почему одним позволено пользоваться различными благами, а другим нет?». Вследствие этого, учёным и древним мыслителям пришлось обратить внимание на человека и на общество, в котором он живёт. Существует очень много философских и научных работ, посвящённые теме социологии и её природе. Примером таких размышлений являются книги философов даосской школы Мао-цзы, в которых делались огромные попытки на основе различных наблюдений определить наилучший способ правления или воспитания молодёжи.

Воззрения античных философов. Античная мысль дала новый толчок исследования социальной сферы, заложила ряд идей и фундамент для социологии. Ещё тогда первыми социологами были философы (их ещё называют «социальные философы). Самыми известными из них являются Платон (427—347 до н.э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Работы Платона «Государство» и «Законы», исследование Аристотеля «Политика» положили начало изучению отдельных общественных институтов, а также затронули тему государства, семьи и права. Так как слова «государство» и «общество» не различались в античности, то их всегда использовали в качестве синонимов. Рассмотрим по отдельности философские воззрения Платона и Аристотеля.

Платон (427­—347 до н.э.). Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее. По мнению Платона, идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие
ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.

Аристотель (384—322 до н.э.). Идеальным строем философ считал Политию, правление большинства в интересах общей пользы. «Полития является соединением олигархии и демократии, при которой правит большинство в интересах общей пользы». В отличие от Платона, идея Аристотеля не была утопичной, так как полисы с таким государственным строем действительно существовали. Аристотель считал, что благоприятнее всего для государства развитие среднего класса, поэтому он выдвигает следующий тезис относительно прав человека: «Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним». По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политика и законодателя – не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемым и гибким. Аристотель выделяет две главные формы государственного устроения: демократию и олигархию. Демократией называют строй, при котором верховная власть находится в руках большинства, а олигархией - строй, при котором эта власть принадлежит меньшинству. Но, по разъяснению Аристотеля, повсюду зажиточных бывает меньшинство, а неимущих - большинство. Поэтому формальный признак принадлежности к большинству или меньшинству не может, согласно Аристотелю, быть основой для различения олигархии и демократии. Настоящим признаком отличия олигархии и демократии служит богатство и бедность. Там, где власть основана - безразлично, у меньшинства или большинства - на богатстве, мы

имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия. "Средний" элемент Аристотель ищет среди тех классов граждан, которые принадлежат к свободным и которые одни образуют государство в аристотелевском смысле слова. "В каждом государстве, - поясняет Аристотель, - мы встречаем три части граждан; очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими... очевидно... средний достаток из всех благ всего лучше". И Аристотель находит, что государство, состоящее из "средних" людей, будет иметь и наилучший государственный строй, а составляющие его граждане будут в наибольшей безопасности. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что этим "средним" принадлежит.

Воззрение на общество в средние века. На рубеже древности и Средневековья в Европе широко распространялось христианство. Поэтому значимой особенностью Средневековья был теоцентризм. Теоцентризм –представление об обществе и мире, центром которых ставит Бога. Понятие «общества» в средневековой Европе имело конфессиональный характер, т.е. оно относилось к католической церкви и её последователям. Представители теоцентризма – Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Человечество разделено на два царства, два вида общества – «Град земной» и «Град Божий». Град земной (государство) – основан на насилии, злости, бесконечном грехе, где господствует «мрак общественной жизни» и правит большая «разбойничья шайка» (государственная власть). Град Божий – царствуют божественная правда и добро – это высшая духовная общность, которая все более утверждается в человечестве благодаря христианской церкви. Несмотря на то, что оба Града две противоположности, они необходимы людям. Они дополняют друг друга, как «инь» и «янь». Однако «Град земной» находится в положении подчинения.

Фома Аквинский (1225/1226 – 1274 гг.). Создатель томизма – главного философского учения католицизма. Фома Аквинский исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана. Считал, что церковная власть имеет приоритет над светской.


Воззрение на общество в Новое время. Она характеризовалась следующими тенденциями в развитии идей об обществе. Первая тенденция – секуляризация научного знания, то есть отделение его от религии. Зарождение светского знания само по себе было выдающимся достижением, давшим толчок к развитию более объективного знания об обществе. Второй тенденцией было экстраполяция законов развития природы на законы развития общества. Получил распространение так называемый механицизм. Третья тенденция заключалась в признании за человеком, а не за Богом, творческой природы, что обусловило такое культурное явление как Ренессанс. Все эти тенденции воплотились в воззрения на общество таких мыслителей, как Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьѐ и др.

Дж. Локк (1689 г.) способствовал распространению сенсуализма, считал общественный договор и договор граждан с государством одним и тем же. Государство, по Локку, — единое, независимое политическое сообщество с общей властью, законом и судом. Теперь лишь оно воплощает политическую власть, проистекающую из договора и согласия тех, кто составляет сообщество.

Томас Гоббс (1651 г.)государство рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на всё», имеется и свобода воли.

Жан-Жак Руссо (1762 г.) – критиковал современное общество, основанное на неравенстве, противопоставляя ему «естественное» состояние людей, равное и свободное. Его научные труды: «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или о Воспитании». В трактате «Об общественном договоре» описывает идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации (т.е. усиление различия в положении обществ. групп (соц. дифференциации), доходящее до их противостояния друг другу (полярности)) богатства и нищеты. Выступает за прямую демократию, когда законы одобряются всеми гражданами.


Источники

Фролов С.С. Социология [Текст] : учебник для вузов / C.С. Фролов / М.: Наука, 1994 – 256 с.

Идеальное государство Платона научно-публицистическая статья 27.02.2019 Кочесоков Р.Х.

Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются наиболее известными представителями теории общественного договора.