Файл: Психотерапевтические технологии в работе психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическое задание№19

По теме: Психотерапевтические технологии в работе психолога


Выполнила: Дитяткова Татьяна Николаевна
1. Чем отличается медицинская психотерапия от немедицинской?  

Коротко говоря дефиниции этих понятий, на сегодняшний день, по В.Е. Кагану, могут выглядеть следующим образом: Для медицинской психотерапии все начинается с диагноза, и помощь нацелена на облегчение/снятие симптомов. Немедицинская (психологическая, неклиническая) психотерапия – ориентирована на психологическое состояние человека, его переживания и проблемы.
2. Заполните таблицу ниже по образцу, опираясь на материалы лекции и интернет-ресурсы.

Направление

Объект воздействия

Основной метод

Основная задача психотерапии

Психоанализ

Конфликт между «Сверх – Я» и «Оно»

Интерпретация

свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.

Осознание клиентом внутреннего конфликта

Гештальт-терапия

клиент с его желаниями, интересами, характерными только для него формами поведения, особенностями мышления и восприятия

Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.

помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни

Телесно-ориентированная терапия

психологическими проблемами, переживаниями, психосоматическими проявлениями, улучшить его психическое самочувствие путем работы с телом, воздействия на тело

  • сильном потрясении, стрессе из-за расставания, развода, тяжелой утраты;

  • посттравматических стрессовых расстройствах;

  • фобиях, страхах, нарушениях сна;

  • конфликтных ситуациях в семье, в паре;

  • проблемах на работе: нет взаимопонимания с руководителем, коллегами, не получается выражать и отстаивать свою точку зрения, работа не приносит удовлетворения;

  • апатии, депрессии, повышенной плаксивости, плохом настроении, хронической усталости;

  • наличии психосоматических заболеваний (псориаз, аллергия, бронхиальная астма);

  • повышенной тревожности и навязчивых мыслях;

  • участившихся простудах или болезнях, которые долго не отступают;

  • нарастающей раздражительности, всплесках агрессии;

  • нарушении пищевого поведения. 

  • Соматическая (телесная) вегетотерапия Вильгельма Райха. Применяя различные техники, психотерапевт выявляет мышечный панцирь, разрушает его и помогает восстановить нормальное функционирование организма, устраняет тем самым психологическую проблему. 

  • Биоэнергетическая системная терапия (биоэнергосистемотерапия, БЭСТ) по методу Евгения Зуева. Совмещает приемы индийской, китайской, традиционной славянской медицины, психотерапии. Психологические проблемы устраняются путем воздействия на чувства, разум и тело человека. 

  • Биоэнергетика Александра Лоуэна. Один из видов комплементарной (альтернативной, нетрадиционной) медицины, который включает психотерапевтические техники, мануальную терапию и релаксацию. 

  • Двигательная практика Моше Фельденкрайза. Метод знакомит человека с его телом, учит чувствовать тело и двигаться так, чтобы все мышцы работали одинаково интенсивно, гармонично, помогает устранить мышечные зажимы, вернуть свободу и легкость движения.

  • Метод Матиаса Александера. Привычка сутулиться, горбиться, сидеть, согнувшись, неправильные двигательные стереотипы и позы негативно влияют на здоровье человека – например, становятся причиной нарушения дыхания. Метод Александера помогает выработать привычку держать спину ровно, расправлять плечи, управлять своим телом, устранить мышечные зажимы. 

  • Рольфинг или структурная интеграция (метод Иды Рольф). Цель – оздоровить организм при помощи довольно болезненного, глубокого массажа, проработки всего тела, растягивания, удлинения всех связок, сухожилий, мышц, уменьшить повышенный тонус мышц, научить правильно двигаться, вернуть правильную осанку.




изменения психоэмоционального самочувствия в положительную сторону

Телесно-ориентированные психотехники помогают пациенту:

  • осознать возможности своего тела и понять, как их использовать;

  • восстановить связь между телом и психикой;

  • научиться воспринимать свое тело более позитивно и за счет этого повысить самооценку;

  • преодолеть коммуникативные барьеры, научиться устанавливать и поддерживать контакт с окружающими;

  • при помощи техник выпустить на свободу подавленные чувства и эмоции, вскрыть внутренние конфликты, которые провоцируют психическое напряжение, установить связь между чувствами и движениями;

  • приобрести групповой опыт, который действует на бессознательном уровне.

Трансактный анализ

обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей

■ структурный анализ, или теория эго-состояний;

■ собственно трансакционный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта);

■ анализ психологических игр;

■ скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»).

реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когниции, мысли, которые возникают автоматически, спонтанно в ответ на какое-то событие, раздражитель.


  • панические атаки;

  • тревожные расстройства;

  • фобии;

  • депрессии;

  • расстройства пищевого поведения (ожирение, анорексия);

  • обсессивно-компульсивные расстройства;

  • алкогольная или наркотическая зависимость;

  • неумение управлять своими эмоциями.

  • Заполнение пустоты. Техника применяется для выявления автоматических мыслей. Событие, которое «включило» негативные переживания, психотерапевт делит на три части: событие; «рой» неосознанных мыслей, которые образуют «пустоту»; неадекватная реакция и дальнейшие действия пациента. Задавая вопросы, специалист помогает заполнить «пустоту» между инициирующим событием и реакцией на него, которую пациент не может объяснить.

После того как деструктивные мысли «выловлены», их нужно скорректировать. Для этого терапевт применяет такие техники, как декатастрофизация, реатрибуция, переформулирование, децентрализация. 

  • Декатастрофизация. Многие пациенты склонны к преувеличению – катастрофизации – последствий негативных событий. Например, люди с повышенной тревожностью не могут избавиться от мыслей о том, что окружающие – знакомые, а еще страшнее, если незнакомые люди – плохо о них подумают. Они находятся в постоянном напряжении, боятся услышать негативную оценку, критику, «сочиняют» реакции совершенно посторонних людей. Отвечая на вопрос психотерапевта «Что если…», пациент понимает, насколько ошибочны его выводы, нелепы ожидания условного «конца света». Он видит, что фактически происходит и к каким последствиям это приводит. Он готов к возможным неприятностям и переживает их не так остро, как раньше. 

  • Переформулирование. Пациент убежден, что не может контролировать свою проблему. Например, он одинок и считает, что никому не нужен, никто им не интересуется, не обращает на него внимания. Психотерапевт помогает сформулировать проблему по-другому, конкретизировать ее таким образом, чтобы пациент изменил схему своего поведения. 

  • Децентрализация. Тревожные люди, склонные к депрессиям и паранойе, нередко считают себя «центром вселенной», «присваивают» события, которые не имеют к ним никакого отношения. Задача техники – сместить фокус с пациента. 

  • Реатрибуция. Помогает развенчивать уверенность человека в том, что причина произошедших событий в нем, в какой-то определенной персоне или факторе. Используя технику «Реатрибуция», специалист проверяет соответствие фактов действительности, определяет, какие факторы поспособствовали такому развитию ситуации. В результате совместной работы пациент сам осознает, что был неправ. 

  • Принятие решений. Если пациент впадает в ступор каждый раз, когда предстоит принять решение, ему предлагают выполнить простое упражнение. Разделить листок бумаги пополам и расписать все преимущества и недостатки имеющихся вариантов решения. Затем проанализировать каждый пункт, все взвесить – и сделать выбор будет значительно проще. 

  • Рефокусирование. Когда навязчивые мысли не дают покоя, пациент фиксирует для себя их наличие, вспоминает о том, к каким последствиям может привести «пережевывание» этой «мысленной жвачки» и старается переключить свое внимание на что-то другое – например, на отчет, который нужно дописать и сдать. Если же никаких важных дел нет, можно придумать для себя и запомнить отвлекающие занятия, чтобы при следующей атаке навязчивых мыслей было на что переводить фокус внимания. 

  • Последовательное приближение. Чем масштабнее цель, тем большее расстояние придется пройти, чтобы ее достичь. Это пугает и мешает двигаться вперед. Решить задачу будет проще, если разбить ее на несколько небольших задач, маленьких шагов и концентрироваться на ближайшем шаге. Нарисованная на бумаге схема шагов поможет усилить успокаивающий эффект. 

  • Смена ролей. Психотерапевт и пациент меняются ролями. Пациент, играя роль терапевта, должен убедить специалиста в том, что его мысли иррациональны, убеждения дезадаптивны. Таким образом он сам себе даст аргументированный ответ, почему его суждения, оценка событий неадекватные.

  • Использование метафор. Эта техника помогает включить воображение пациента. Используя цитаты, притчи, метафорические высказывания, психотерапевт делает объяснение образным, ярким, более доступным для понимания. 

помогают разложить ситуацию на составляющие, определить, что послужило основанием для беспокойства, угнетенного состояния, неадекватного восприятия событий, и найти выход из тупика
помогают решить проблемы в отношениях, справиться с перфекционизмом и прокрастинацией, повысить самооценку

НЛП

моделирование человеческой исключительности

1. ТЕХНИКА «ПРИСОЕДИНЕНИЕ».


Мозг всегда дает сигнал об опасности, когда к человеку приближается незнакомец. Человек напрягается, внимательно наблюдает и готов защищаться, поэтому добиться чего-то от него в таком состоянии вряд ли невозможно. Чтобы установить доверительный контакт в общем с собеседником пространстве – можно начать копировать оппонента: его позы, движения, выражение лица, походку. Тогда собеседник узнает в вас «своего» и начнет соглашаться с вами по многим вопросам.

2. МЕТОД СОГЛАСИЯ «ТРИ ДА».


Чтобы расположить к себе собеседника и получить от него согласие, нужно задать ему подряд таких три вопроса, ответ на которые будет однозначно соглашающийся – «Да». По закону инерции и на четвертый вопрос или просьбу он скорее всего автоматически ответит положительно.

3. МЕТОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.


Простая техника, которая помогает перевести внимание собеседника на другой объект. Часто новшества воспринимаются человеком негативно, поэтому, чтобы привлечь его к выполнению новых правил, следует отвлечь внимание на что-то другое, а потом аккуратно и мягко вернуть к основному вопросу.

5. ТЕХНИКА «УСТАНОВКА ЯКОРЯ».


Метод способствует созданию условного рефлекса. Не секрет, что эмоции, запахи, воспоминания вызывают у человека психологическую и эмоциональную реакцию, которую «запоминает» мозг. Создать такой «якорь» и запускать его при надобности можно с помощью касания, голоса, жеста, демонстрации картинки и так далее. Якоря могут устанавливаться намеренно или возникать сами собой. Используется метод психологами для «введения» человека в нужное состояние, например, в состояние спокойствия, если клиент волнуется.

6. РЕЙРЕЙМИНГ.


Рейрейминг – это речевые фокусы, которые приводят к изменению убеждений и дают возможность посмотреть на ситуацию по-новому. Для достижения результата нужно рассказать о явлении с определенным оттенком, но без искажения сути, то есть задать новый смысл привычному процессу с помощью слов.

  • владеть инструментом для управления собой (телом, самочувствием, переживаниями, мыслями, поведением);

  • влиять на других людей (расположить к себе человека, построить доверительные отношения, достигать взаимопонимания в конфликтах, уметь проводить успешные переговоры);

  • иметь другой взгляд на трудности (не только решать проблему быстро, но и извлекать из нее уроки для себя);

  • достигать поставленных целей в любой сфере (в развитии, образовании, карьере, отношениях);

  • избавиться от страхов и фобий;

  • приобрести качества лидера, чтобы управлять коллективом/персоналом;

  • определить и снять те барьеры, которые удерживают от свободы, независимости и принятия решений.




Арт-терапия

стресс

-        экзистенциальный или возрастной кризис

-        депрессивное состояние

-        межличностные или внутренние конфликты

-        неумение контролировать эмоции

-        сниженное настроение, апатия, потеря интереса к жизни


  1. Терапия визуально – пластическими художественными средствами: арт-терапия (рисунком, живописью), глина-терапия, маска-терапия (грим, маски), фото-терапия и др.



  2. Драматерапия: психодрама, драматерапия, социодрама, символодрама, пластикодрама.



  3. Музыкальная терапия: терапия музыкой, голосовая терапия.



  4. Танцевально-двигательная терапия.



  5. Сказкотерапия: повествовательный подход, интегративный подход.




привести в порядок психическое состояние человека, нейтрализовать его негативные эмоции и переживания, помочь выявить и осознать подавленные желания, скрытые мотивы действий, неадекватное поведение, лучше понимать и принимать себя, а также обнаружить в себе мощный потенциал – способности и возможности. Причем для этого даже не обязательно говорить – можно выразить всю гамму чувств и эмоций в виде символов, метафор. 

Символдрама

психоанализ при помощи образов
лечение неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности

фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив)

делать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.

Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. 

Психодрама

внутренний мир и переживания человека

Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.

Психодраму используют для решения широкого спектра проблем — от гипертрофированного чувства вины до депрессии, от тяжёлых психологических травм до сложных семейных отношений. Метод хорошо помогает при работе с эмоциями, с решением проблем с самооценкой и коммуникацией.



2. Какое направление психотерапии Вам ближе всего? Почему?

Ближе мне направление АРТ-терапия через танцевальное искусство, так как я сама хореограф и знаю, что тело говорит о человеке очень многое. Музыка и движения помогают человеку снять напряжение, поднимают самооценку, помогают понять свое тело, принять его, принять себя и многое другое….
Дитяткова Татьяна Николаена.