Файл: Показательные уравнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока алгебры и начал математического анализа

ФИО: Калачева Наталья Федоровна

Номер группы: МДМ-117

Класс – 10

Тема урока – Показательные уравнения

Цель урока: сформировать представление о показательных уравнениях, освоить основные способов решения показательных уравнений.

Задачи:

  • Обучающие введение определения показательных уравнений, формирование основных способов решения простейших показательных уравнений; формирование умения и навыки правильно определять и применять данные способы при решении конкретных показательных уравнений.

  • Развивающиеразвитие мышления, различных видов памяти, внимания, речи, умения делать обобщения и выводы, умение работать с новым материалом, структурировать полученные знания; выработка умений решения показательных уравнений;

  • Воспитательные воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, взаимопомощи, воспитывать навыки самостоятельности и саморазвития, взаимоконтроля.

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: понимание значения применение различных способов решения показательных уравнений; интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения в практической деятельности; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Предметные: знание определения показательных уравнений, систематизированные представления о способах решения показательных уравнений; умения решать показательные уравнение с применением различных способов, закрепление свойств показательной функции в процессе решения показательных уравнений;

Метапредметные: умение применять на практике знания способов решения показательных уравнений; применение данного материала при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, формирование умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: Колягин, Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин; под ред. А. Б. Жижченко. – Москва : Просвещение, 2011. – 368 с. – ISBN 978-5-09-025401-4.; Шабунин, М. И. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Дидактические материалы. Базовый и углубленный уровни / М. И. Шабунин, М. В. Ткачева, Н. Е. Фёдорова. – Москва : Просвещение, 2021. – 142 с. – ISBN 978-5-09-070944-6.презентация «Показательные уравнения», карточки для самостоятельной работы, оценочный лист.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап, количество минут

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Слайд презентации

(Запись на доске,

в тетрадях)

УУД

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Организационный момент.

Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

(2 мин.)

Эмоциональный настрой,

самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса, производит проверку отсутствующих. Организует внимание учеников.

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова: «Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов С. Коваля

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат маршрутные листы (Приложение 1). Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в маршрутных листах.

Приветствие учителя.

Подготовка класса к работе. Участие в беседе.

Имеют представление о работе с листом оценки.


Слайд 1



Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Личностные: самоопределение;

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4 мин.)

Словесный (беседа), фронтальная форма, организация проблемной ситуации.

Начинает урок с проверки домашнего задания. Выводит правильные ответы на слайд.

- Проверим выполнение домашнего задания. У кого решение правильно ставим плюс возле задания, у кого неверно - минус. Решение задания под номером 11 озвучит (ученик)…

- Спасибо, теперь проверим правильность выполнения задания под номером 14 Решение задания озвучит (ученик)....

- Итак, все верно, проверим последнее задание под номером 15. Посмотрите на слайд и сравните полученные вами графики с графиками на слайде. Поставьте плюс если задание выполнено верно и минус если выполнено неверно.

- Поставьте в конце домашнего задания себе оценку. Критерий самооценки: "5"- верно выполнены все примеры, "4"- допущена только одна ошибка, "3"- допущено 2 и 3 ошибки.

Актуализирует знания по пройденной теме. Учитель по очереди осуществляет фронтальный опрос учащихся.

  • Пожалуйста, ответьте на вопросы:

1. Какую функцию называют показательной?
2. Какие их перечисленных ниже функций являются показательными:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)
3. Назовите основные свойства показательной функции.

4. Выберите возрастающие функции:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

5. Укажите область определения функции
Задание на повторение свойств степени.

Вычислите устно:







4)

5)

Предлагает решить задание записанные на доске. Контролирует выполнения задания, осуществляет проверку правильности решения заданий. Предлагает выбранному ученику предъявить свое решение классу. При решении задания учащиеся встретятся с затруднением.

Задание. Назовите виды уравнений. Решите их.

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

7)

Выбранные или изъявившие желание ученики комментируют выполненные задания.

Ответы:

№11 Найти область определения функции.

1)

D(f)= .

2)

D(f)= .

3)

D(f)= .

4)

D(f)= .
№14 Найти наибольшее и наименьшее значения функции:

1) , при убывает, при возрастает.

– наименьшее значение



– наибольшее значение.

2) , при возрастает, при убывает.

– наименьшее значение



– наибольшее значение
№15. Построить графики функций.

1)

2)

3)

4) .


Отвечают на вопросы.

1. Показательной функцией называется функция вида , где а – заданное число, такое, что a>0, a 1.

2. Из перечисленных функций, показательными являются функции под номерами 1, 3,6,7.

3. Основные свойства показательной функции: область определения – множество всех действительных чисел; множество значение – множество всех положительных чисел; показательная функция является возрастающей на множестве действительных чисел, если a>1, и убывающей, если 0
4. Из предложенных функций возрастающими являются функции по номерами 1, 3, 6.

5. Область определения функции является промежуток (-1;+ ).

Устно выполняют предложенное учителем задание.

Выходят к доске, решают примеры, записывают решения в тетрадь.


Пробуют выполнить задание предложенное учителем, сталкиваются с проблемой. Не знают вид уравнений 3,5,7, не знают способы решения данных уравнений.


Слайд 2




Слайд 3



Слайд 4



Слайд 5



Слайд 6



Познавательные:

умение структурировать знания; использование знаково-символических средств; смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция и ситуации затруднения.

Личностные: формирование

навыков самоконтроля; формирование потребности в самовыражении и самореализации

Выявления места и причины затруднений

(2 мин.)

Словесный метод (беседа), фронтальная форма,

проблемный диалог

Учитель предоставляет возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Задает вопросы.
Вопросы:

- Получилось ли у вас полностью выполнить задание?

- Что не получилось?
- Почему не получилось?


В процессе рассуждений, выясняют в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Отвечают на вопросы:
- Задание выполнить полностью не получилось.

- Не получилось решить уравнения под номерами 3, 5, 7.

- Не получилось потому, что не знаем вид данных уравнений и их способов решения.



Познавательные: анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Личностные: адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

(5 мин.)

Словесный метод (беседа). Фронтальная форма, задавание проблемных вопросов.


Подведение к формулированию темы и целей урока.

- Исходя из этого и из того, что у вас возникли трудности при выполнении задания попробуем сформулировать тему нашего урока и поставим цели на урок. 

- Обратимся еще раз к данным уравнениям, неизвестная переменная в уравнениях 2, 4, 6 стоит в основании степени (слайд 6).

- Где стоит неизвестная переменная в уравнениях 3, 5, 7?

- Отсюда мы можем сделать вывод к какому виду относятся данные уравнения? Ваши варианты?

-Верно, итак, какова тема сегодняшнего урока?

- Правильно! Тема сегодняшнего урока:

«Показательные уравнения» (слайд 7)
-Какие цели вы поставите на урок?
-Открываем тетради, записываем число,

«Классная работа»

Тему урока: «Показательные уравнения».

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

-Неизвестная переменная в данных уравнениях стоит в показатели степени.

-Возможно, данные уравнения являются показательными.

Формулируют тему урока.

-Тема сегодняшнего урока «Показательные уравнения»


Формулируют цели урока:

- Цель урока: овладение основными способами решения показательных уравнений


Делают соответствующие записи в тетрадь.

Слайд 6




Слайд 7



Запись в тетради:

Число.

Классная работа.

Тема: Показательные уравнения.

Познавательные: умение структурировать знания, использование знаково-символическихсредств; смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные:

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезу; учет разных мнений учащихся

Регулятивные: осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; целеполагание

Личностные: способность к волевому усилию; осознание смысла учения и понимание личную ответственность за будущий результат

Реализация построенного проекта

(10 мин.)

Частично-поисковая деятельность, фронтальная работа.

Предлагает учащимся совместно вывести способы решения показательных уравнений. Для этого сначала проговаривает теоретический материал, после с помощью примеров совместно с учащимися выводит алгоритм. (слайд 8)

-Решение показательных уравнений часто сводится к решению уравнения , где а>0, а 1, х - неизвестное.

-Это уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковым основанием а>0, а 1 равны тогда и только тогда, когда равны их показатели. Это вам уже знакомо.

Рассмотрим несколько примеров показательных уравнений, другими словами уравнений, в которых неизвестное содержится в показателе степени (слайд 9).

Выводит на слайд примеры уравнений. Совместно с учащимися решает их.

- Итак, нам необходимо решить следующие показательные уравнения:

1)

-Попробуем свести данное уравнение к виду .

-Запишем правую и левую часть в виде степени с основанием 2.

-Тогда какой вид примет наше уравнение?

-Верно. Используем свойство степени в левой части уравнения. Как умножить степени с одинаковыми показателями?

-Значит, какой вид примет уравнение?

-Мы свели исходное уравнение к виду

-Как решается данное уравнение? Прочитайте еще раз способ решения данного уравнения в учебнике на странице 216.
-Что отсюда следует для нашего уравнения?

- Значит, чему будет равен х?

- Верно!

Решим следующее уравнение:

2)

-Попробуем свести данное уравнение к виду .

-Рассмотрим левую часть уравнения. Как можно ее преобразовать?

-Правильно. Значит, как запишем наше уравнение?

-Верно. Как еще можно преобразовать левую часть уравнения? Как умножить степени с одинаковыми показателями?

-Чему будет равна левая часть уравнения?

-Можно ли представить в виде степени с основанием 24?

-Запишем получившейся уравнение.

- Как решить данное уравнение?
-Верно. Чему тогда будет равен х?

-Правильно.

Решим следующее уравнение:

3)

- Рассмотри левую часть уравнения. Что вы заметили? Как можно ее преобразовать?

-Верно. Какой общий множитель можно вынести?

-Какое уравнение получим?
-Правильно. Вычислим значение выражения в скобках. Получим уравнение:



-Как можно преобразовать данное уравнение?

-Верно, получим уравнение.



-Как решаем данное уравнение?

-Верно. Тогда получаем уравнение:



-Как решаем данное уравнение?

- Верно. Чему тогда будет равен х?

- Все правильно.

Рассмотрим решение уравнения следующего вида:

4)

- Данное уравнение так же сводим к виду

- Для этого левую часть уравнения поделим на правую, учитывая то, что .

- Тогда какой вид примет исходное уравнение?

- Как решаем данное уравнение?

- Верно. Чему тогда будет равен х?

- Все правильно.
5)

- Запишем уравнение в виде:

=



- Что можно сделать в левой и правой частях данного уравнения?


- Верно. Тогда, что получается в левой и правой частях уравнения?

- Упростим выражения в скобках получим:



- Что возможно сделать дальше?

- Верно. Получаем следующее уравнение:



- Данное уравнение решаем как и предыдущее. Поделим левую часть уравнения на правую, так как .

- Получаем:



- Отсюда x-2=0, x=2.

- Все понятно? Есть ли у Вас вопросы?

Рассмотрим решение последнего уравнения вида:

6)

- Уравнения данного вида решаются путем сведения к квадратному уравнению с помощью замены переменной.

- Какую замену можно сделать в данном уравнение чтобы перейти к квадратному уравнению?

- Верно. Выполняем замену . Какое уравнение получаем?

- Как решаем квадратное уравнение?
- Все верно. Решая данное уравнение по теореме Виета, получаем: . Делаем обратную замену получаем: и .

- Чему равен корень уравнения ?

- Правильно. Уравнение не имеет корней, так как

- При решении данных примеров, что вы заметили? Какие способы решения показательных уравнений вы можете выделить?

Учитель озвучивает способы решения показательных уравнений:

1) Приведение к одному основанию;

2) Вынесение общего множителя за скобки;

3) Замена переменной (приведение к квадратному уравнению) (слайд 10).

Раздает памятки с данными способами решения показательных уравнений и алгоритмом решения.

Слушают объяснение учителя. Записывают примеры в тетрадь. Заполняют лист самооценки.

Отвечают на вопросы учителя.
- Исходное уравнение примет вид:

- При умножении степеней с одинаковыми основаниями, основание остается таким же, а показатели степеней складываются.

- Уравнение примет вид:



-Данное уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковыми основаниями а>0, а 1 равны тогда и только тогда, когда равны их показатели.

- Отсюда следует, что уравнение можно записать следующим образом:

x+2=0

х=-2

Ответ: х=-2
Отвечают на вопросы учителя.

- В левой части уравнения .
- Уравнение будет выглядеть следующим образом:



-Для того, чтобы произвести умножение степеней с одинаковыми показателями, нужно перемножить основания, а показатель степени оставить неизменным.

- Левая часть уравнения равна:

- Да, можно. 576=
-Получили следующее уравнение:



- Данное уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковыми основаниями а>0, а 1 равны тогда и только тогда, когда равны их показатели.

х=2

Ответ: х=2

- В левой части уравнения можно вынести общий множитель за скобки.

- Выносим общий множитель .

- Получим следующее уравнение:




-Можно сократить на 25.


- Необходимо правую часть представить в виде степени с основанием 3.


- Данное уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковыми основаниями а>0, а 1 равны тогда и только тогда, когда равны их показатели.

х-2=0; х=2

Ответ: х=2
Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать способы решения показательных уравнений.
- Исходное уравнение примет вид:



- Данное уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковыми основаниями а>0, а 1 равны тогда и только тогда, когда равны их показатели.

х=0

Ответ: х=0

- В левой части уравнения можно вынести за скобки общий множитель . В правой части уравнения можно вынести за скобки общий множитель .

- Получаем:




- Можно сократить уравнение на 23.

- Можно заменит на t,


- Получаем следующее квадратное уравнение:



- Квадратное уравнение решаем с помощью нахождения дискриминанта или с помощью теоремы Виета.
- Данное уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковыми основаниями а>0, а≠1 равны тогда и только тогда, когда равны их показатели.



x=2
Учащиеся выдвигают свои предположения, какие способы решения показательны уравнений существуют.


Слайд 8



Слайд 9


Запись на доске и в тетради:

1. Решить уравнения:

1)

Решение:





x+2=0

х=-2

Ответ: х=-2

Запись на доске и в тетради:

2)

Решение:





х=2

Ответ: х=2


Запись на доске и в тетради:

3)

Решение:









х-2=0;

х=2;

Ответ: х=2

Запись на доске и в тетради:

4)

Решение:





х=0

Ответ: х=0

Запись на доске и в тетради:

5)

Решение:

=









так как .



x-2=0

x=2.

Ответ: х=2

Запись на доске и в тетради:

6)

Решение:







и .





x=2

Уравнение не имеет корней, так как

Ответ: х=2.

Слайд 10




Познавательные: построение логической цепи рассуждений, обоснование; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

Личностные:

умение

самостоятельно

осуществлять

деятельность обучения.