Файл: Обучающийся Лучших Ирина Борисовна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Лучших Ирина Борисовна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна


  1. Практическое занятие 2

Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.

 

Задание 1

Максимальное количество баллов — 8.

 

Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.

Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта собственной педагогической позиции вам  необходимо написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору):

1.      Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.

2.      Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.

3.      Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.

4.      Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?

 

Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.


 Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций

В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

  Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Считается, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.



На протяжении нескольких лет, преподавая «Окружающий мир» по программе «Школа России» автор А.А. Плешаков, неоднократно убеждалась, что уровень знания определений экологических понятий и знаний об особо охраняемых территориях, достаточно низок. Каким же образом можно повысить уровень знания определений экологических понятий и знаний об особо охраняемых территориях у учащихся начальных классов? Решила апробировать технологию деятельностного подхода на основе различных форм, методов работы и межпредметных связей.

Мною был разработан комплекс занятий направленный на выявление, апробацию и определение эффективности предлагаемой технологии по изучению младшими школьниками экологических понятий и усвоению знаний об особо охраняемых территориях.  Учебный процесс в классе был насыщен экологическим содержанием, содержание уроков было наполнено фактическим материалом, информирующим учащихся о частных проблемах охраны окружающей среды, и в Омской области в том числе. При этом особый акцент делался на ценностный аспект понятий эколого-природоохранного характера. С учетом возраста делался особый упор на понятия, в которых актуализировалась эмоциональная сфера младшего школьника: Красная книга, экология, экологическая безопасность, заповедники и национальные парки (в том числе в Омской области), природоохранная деятельность. Экологические задачи формулировались в контексте жизненного пространства ребенка, что позволило развернуть экологические понятия к миру ребенка. Серия занятий была посвящена проблемам охраны растений и животных Омской области. Ребята читали и обсуждали художественные и научно-популярные тексты о проблемах охраны природы; рисовали агит-листы в защиту с кратким сообщением.

Для изучения экологических понятий были использованы следующие предметы: окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение, изобразительное искусство, внеклассные мероприятия. Выбор данных учебных предметов обусловлен их гуманитарной направленностью, которая способствует формированию у учащихся нравственно – эстетического восприятия окружающего мира, развитию ценностных ориентаций, полноценному общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней. Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал.  Все уроки были разработаны и проведены в соответствии с выдвинутыми нами ранее условиями успешного процесса изучения экологических понятий младшими школьниками: учёт возрастных особенностей младших школьников, межпредметные связи, внеклассная работа. Планирование уроков и внеклассных занятий по изучению экологических понятий предложено в таблице.


 

Недели

Форма

проведения

Тема занятия

Методы и приёмы 

1неделя

Предметный урок

 

 

Предметный урок

 

Предметный урок

 

«Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать»

 «Красная книга»

 

 

Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»

Рассказ учителя о  России.

Дидактическая игра «Условные знаки»

 

Рассказ учителя о животных Красной книги России. 

 

Проектная деятельность

2неделя

Внеклассное занятие
Классный час

Игра «Поле – чудес» «Баировский заказник»

 

 «Берегите нашу планету!»  

Работа с литературой по теме игры. Работа с картой Омской области.

 

Постановка проблемной ситуации.

Решение экологических задач.

3неделя

 Внеклассное занятие

 

КВН

«Заочная экскурсия в летний лес»

 

«Птичьи разговоры»

 

Экологические ситуации и пути их решения.

 

Рисунки животных, подготовка к игре.

4неделя

Внеклассное занятие

 

Внеклассное мероприятие

 

Урок – путешествие

«Им нужна наша помощь!»

 

«Природа России»

 

«Экскурсия по страницам Красной книги Омской области»

Беседа, рассказ учителя «Красная книга, доклад учащихся «Растения и животные Омской области, занесенные в Красную книгу».

Игра-путешествие

 

 

Творческая мастерская

 

Результаты данной работы показали, что у детей произошли существенные изменения: младшие школьники стали осознавать ценность объектов природы, научились замечать прекрасное в окружающем мире. Показательно, что доля природных объектов среди «значимых других» у учащихся возросла. Поскольку природные объекты открываются младшим школьникам как субъекты, дети начинают чувствовать их самоценность, а это приводит к формированию «субъективной установки», являющейся основой экологически правильного отношения, изменилась позиция детей во взаимодействии с природой, которая характеризовалась доброжелательностью и эмоциональной отзывчивостью, интересом к растениям, животным, желанием и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе. Ребята не остаются равнодушными созерцателями, а стараются внести посильный вклад в дело охраны природы. Они внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные, взаимосвязи в природе. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора, развитию устной и письменной речи младших школьников, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития интеллектуальных возможностей обучающихся.


Таким образом, можно сделать вывод, что, при систематической и целенаправленной работе по повышению уровня знаний, с целью изучения экологических понятий у учащихся младших классов по предмету Окружающий мир» на различных уроках и во внеклассной работе:

  • расширятся и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке, повысится уровень знаний младших школьников;

  • углубится мотивация и активизация деятельности учащихся в природе.

  • сформируются навыки заботливого отношения к объектам природы.

  • школьники получат развитие экологических представлений, которые при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения;

  • ребята внимательно станут относиться к природе родного края.

  • процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников, в тесной взаимосвязи с другими предметами и внеклассными мероприятиями.

 

Задание 2

Максимальное количество баллов — 8.

 

Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:

1.                  Человеческий капитал.

2.                   Комфортная среда для жизни.

3.                  Экономический рост.

Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.

Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, изучает содержание данного проекта.

Для выполнения данного задания рекомендуем пройти по ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/  

 

1.      Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.

2.      Изучите представленный перечень наименований федеральных проектов