Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгбоу во.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО
«ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, управления и права Кафедра социологии и психологии
Контрольная работа по дисциплине
ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
на тему
Особенности психического развития людей с нарушениями интеллектуальной сферы: развитие психических процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности взаимодействия в профессиональной сфере
Выполнил: | ФИО, студент гр. …….. |
Проверил: | ФИО, должность |
Иркутск, 2023 г.
Нарушение интеллекта – патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков. Для больных с интеллектуальными расстройствами характерны признаки: эмоциональная лабильность, ухудшение памяти и мыслительной деятельности. Они испытывают сложности при общении с окружающими или вообще не воспринимают события внешнего мира.
Нарушение интеллектуального развития, или интеллектуальная недостаточность – один из наиболее сложных видов дизонтогении, характеризующийся недоразвитием высших психических функций, что выражается в стойком нарушении познавательной деятельности вследствие тотального органического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) период и в раннем детстве.
Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, внимания. Умственно отсталым требуется гораздо больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из – за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.
Для нарушения интеллекта свойственно стойкое недоразвитие психики. Отмечаются элементы недостаточного развития, а в отдельных случаях атипичное развитие психических реакций на различных этапах процесса познания. В первую очередь нарушается процесс восприятия. У данной категории людей оно поверхностно . Снижена или вовсе отсутствует способность к сравнению и сопоставлению. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия приводит к тому, что их деятельность приобретает непоследовательный и необдуманный характер. Проблемы, связанные с аналитической и сравнительной характеристикой психических процессов, несомненно, могут сказываться и на способности концентрировать внимание. Психическое качество - внимание у людей с нарушениями интеллекта характеризуется рассеянностью. Для них свойственна слабость произвольного внимания – заинтересованность такого человека можно привлечь только с помощью ярких предметов, картинок. Вместе с тем, на продолжительное время сконцентрировать его внимание представляется весьма сложным .
В физическом развитии человека с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся людей. Наряду с этим встречается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей восприимчивости простудным и инфекционным заболеваниям, а так же в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У людей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате вовремя не формируется контроль за двигательными актами, появляются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих людей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Все же у разных людей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые люди производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии обнаруживаются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.
У большинства же детей отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе наблюдается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.
Отмечаются отклонения в развитии физических качеств: отставание от нормативных значений в показателях силы мышц туловища и конечностей (на 15-30%); быстроты двигательных действий (10-15%); выносливости (20-40%); скоростно-силовых качеств (15 -30%); гибкости (10-20%). Наличие недостатков физических качеств может способствовать формированию сложнокоординационных навыков.
Рост распространенности психических расстройств у людей, а особенно умственной отсталости, по данным НИИ психиатрии РФ, влечет за собой проблему их социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства. В свете развития новых социально-экономических отношений в современном обществе люди с отклонениями нервно-психического здоровья в первую очередь окажутся неконкурентоспособными на рынке труда, а значит – не включенными в социальную структуру общества. Имея значительное ограничение в выборе профессии по своему основному заболеванию, такие люди не должны пожизненно испытывать чувство трудовой неудовлетворенности. Следовательно, во время школьного обучения им необходима психолого-медико-педагогическая помощь в формировании профессиональных интересов и адекватного самоопределении в будущей трудовой деятельности.
Психологические и физиологические особенности людей с нарушениями интеллектуальной сферы определяют не только их общую жизнедеятельность, но и влияют на профессиональное самоопределение. Неустойчивые ценностные ориентации, неуверенность в собственной значимости в общественно полезном труде, социальный инфантилизм, недостаточная учебная мотивация, низкие мыслительно-логические способности и коммуникативные навыки существенно ограничивают их профессиональный выбор. При изучении профессиональных интересов и способностей людей М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Г.В. Резапкина выделили такие особенности: скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности; отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач; ориентация в основном на внешнюю оценку; недостаточный уровень самосознания; неустойчивость эмоционального состояния; недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда. Е.М. Старобина отмечает, что у больных обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления, а общепрактическими и трудовыми навыками наиболее успешно они овладевают на 8-9-м годах обучения. В этот период они задумываются о будущем, стараются обсуждать возможный профессиональный выбор со сверстниками, педагогами и родителями. Их представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми умениями и навыками.
Программа по формированию профессиональных интересов должна быть комплексной и включать несколько этапов. На начальном – диагностическом этапе необходимо медицинское исследование для коррекции устранимых отклонений здоровья и получение больным информации о перечне «недоступных» человеку профессиях по состоянию здоровья. На следующем этапе необходимо составление психологического портрета, коррекция негативных черт личности с помощью индивидуальных и групповых тренингов, гармонизации семейного воспитания. На этом этапе очень важно выяснение «социального заказа» семьи и формирование адекватного предпочтения будущей профессиональной деятельности. На заключительном этапе должна проводиться работа по формированию профессиональных интересов у людей в форме игровых и тренинговых занятий, экскурсий на производства, встреч с интересными людьми. Таким образом, комплексная психолого-медико-педагогическая программа позволит персонализировать оказание социальной помощи людям с интеллектуальной недостаточностью в выборе будущей профессии.
Список литературы
1. Антропов Ю.А. Основы диагностики психических расстройств: рук. для врачей / Ю.А. Антропов, А.Ю. Антропов, Н.Г. Незнанов. - М.: Гэотар-Медиа, 2010. - 384 с.
2. Богдан Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
3. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.