Файл: И. методика обучения мерам безопасности в быту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ , ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
5 1.1. Понятие безопасность в быту, классификация опасностей ....................... 5 1.2. Правила безопасного поведения в быту ............................................ 10 1.3. Роль учителя основ безопасности жизнедеятельности по формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту ................................................................................................................ 28
Вывод ................................................................................................................ 33
ГЛАВА И. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
35 2.1. Особенности формирования методов обучения учащихся мерам безопасности в быту ............................................................................................................... 35 2.2. Анализ деятельности Уральского техникума "Рифей" и разработка методики по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в быту ............................................................................................................. 45 2.3.
Определение эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту ........... 53
Вывод ............................................................................................................... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 59
ПРИЛОЖЕНЕ ................................................................................................ 62

ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасности человека и его близких в быту - это сложный комплексный процесс. Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей.
Большая часть бытовых происшествий со смертельным исходом вызвана случайными падениями, удушьем и утоплением, отравлением токсическими веществами, поражением электричеством, падением предметов, отравлением газом, пожарами, кипящими жидкостями, неосторожным обращением с оружием и домашними инструментами, заблудились в городе, игра с домашними животными.
Подтверждением этому служат ежегодные данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75%. Среди бытовых травм наиболее часто встречаются ранения и ушибы, ожоги, электротравмы, отравления, попадание в организм инородных тел. Поэтому чрезвычайно важно создать условия в школьном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту.
В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, школьники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности.
Чем труднее ситуация, тем сильнее развито торможение в центральной нервной системе. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Это значит, что организатором процесса передачи опыта должно стать школьное учреждение.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по данному вопросу.


Проблема исследования: недостаточная разработанность содержания педагогической работы по формированию у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту .
Объект исследования: учебно-образовательный процесс по курсу безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: является методика обучения безопасному поведению в быту.
Цель исследования: разработать методику проведения занятий по безопасному поведению в быту у обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме формирования у учащихся навыков безопасного поведения в быту.
2. Проанализировать деятельность УрТ "Рифей" по разработке методике обучении безопасному поведению в быту
3. Разработать методику обучения безопасному поведению в быту, внедрить методику обучения безопасному поведению в быту в УрТ "Рифей" г.
Екатеринбурга, проанализировать и представить результаты работы.
База исследования: Уральский техникум (УрТ) "Рифей" , г.
Екатеринбург, ул. переулок Корейский , д. 6. Учащиеся 5 класса, 40 человек в
2016-2017 учебном году.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ ,ОСНОВНЫЕ
ПРАВИЛА
1.1. Понятие безопасность в быту, классификация опасностей
Основные термины:
Здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как предполагалось ранее [8].
Быт - это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.
Безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей [8].
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека [8].
Культура безопасности - способы и результаты разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, а также степень развитости личности и общества в этой области [8].
Опасность - возможность, угроза действия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного. Опасность - это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, после, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведет к ухудшению или

невозможности ее функционирования и развития. Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, информации, полей, способное причинять ущерб, вред самой материи [8].
Бытовая сфера - совокупность условий и факторов, позволяющих на территории проживания осуществлять непроизводственную деятельность человека в повседневной жизни.
Безопасность в быту - это область научных знаний и совокупность условий и факторов о комфортном и безопасном взаимодействии
Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом — моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.
Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов, в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской,
Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного воз раста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами [5].
В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил
уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы [5].
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов,
А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак,
И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3.
Фрейда, и др. В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В.
Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.
Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л.
Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г.
Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др. [5].
В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
На всех этапах развития человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Как уже отмечалось, по определению
ВОЗ, здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как предполагалось ранее.
По данным ВОЗ, уровень здоровья населения на 20% зависит от наследственного фактора, на 20% — от социальных условий, на 10% — от условия здравоохранения, на 50% — от образа жизни. Стремление к личной безопасности и сохранению здоровья человека является мотивацией многих его действий и поступков. Сознание безопасности бытовой среды не что иное, как

стремление обеспечить себе и своей семье защиту от естественных опасных
(наводнения, землетрясения и т.д.) и вредных (резкие колебания температуры воздуха, выброс токсичных веществ и т.д.) факторов [10].
В определённых условиях при использовании в быту хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, ваших близких и для дома.
Необходимо знать, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия.
В одном случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и т. д.
Классификация опасностей (бытового характера)
Территория опасностей (негативных и опасных факторов) бытового характера можно разделить на два типа.
Первый тип. Ближняя бытовая сфера: Дом (городская квартира) - сложная система, обеспечивающая проживающему человеку и его семье определенный комфорт, досуг, отдых, восстановление сил перед производственной деятельностью. Включает пять основных подуровней.
Подуровень
Опасности
Эксплуатация электрических систем квартиры и
электрических бытовых приборов
Система горячего и холодного водоснабжения поражение человека электротоком; возникновение пожара в результате
«короткого» замыкания.
ожоги кожи горячей водой; протечки и затопление квартиры.

Опасные вещества и средства бытовой химии химические ожоги кожи и слизистых оболочек;
различные отравления, в том числе детей и животных;
возникновение пожаров в результате возгорания бытовых средств на основе бутан-пропановой смеси
(распылителей, баллончиков и др.).
Домашние животные укусы домочадцев, посторонних людей при выгуле домашних животных
(в основном собаки);
инфицирование людей бешенством;
создание неудобств и социальной напряженности при коммунальном проживании людей.
Системы централизованного и локального газоснабжения отравление бытовым газом;
взрывы с обрушением перекрытий и других конструкций квартиры (дома) с последующим пожаром.
Ближняя бытовая сфера характеризуется концентрацией опасностей возможных рисков на ограниченной площади (дом, квартира). Одновременное суммирование и аппликация одних факторов на другие, что может привести к множественным поражениям человека.
Второй тип. Дальняя бытовая сфера:
№ Включает в себя
Опасности


Транспорт:
Автомобильный
Железнодорожный
Метро
Водный
Места массового скопления людей:
Места совместного отдыха и культурного досуга
Места общественной торговли
Индивидуальный и семейный отдых
Авария
Пожар
ДТП
Пожар
Террористический акт
Толпа Паника
Ядовитые животные,
Дикие животные
Утопление грибы,
Негативные и опасные факторы бытового характера весьма разнообразны. Их много. Реализуясь по тем или иным причинам они могут наносить ущерб здоровью и жизни человека, вызывать значительный материальный ущерб. Надо научиться предвидеть опасности и правильно действовать в условиях реализовавшихся негативных и опасных факторов [18].
1.2. Правила безопасного поведения в быту
Очень трудно заставить людей соблюдать правила безопасности дома, где тем не менее происходит наибольшее количество несчастных случаев. Когда кажется, что мы защищены от опасностей города, именно в нашей квартире нас подстерегает все те ловушки, жертвами которых ежегодно становятся тысячи людей. Этому способствует все более широкое использование бытовых электроприборов, не соответствующих нормам безопасности, и небрежность
10 растения,
при строительстве жилья. Например, отсутствие заземления электроприборов или дифференцированного выключателя является источником многих бед, обрушивающихся в основном на домохозяек и детей. Наиболее частые причины несчастных случаев - это рассеянность, неосторожность, легкомыслие при использовании ядовитых веществ, сложных приспособлений и электроприборов.
Большая часть бытовых происшествий со смертельным исходом вызвана:
случайными падениями;
удушьем и утоплением;
отравлением газом и другими веществами;
поражением электричеством;
падением предметов;
пожарами;
природными факторами (переохлаждение, солнечные и тепловые удары);
кипящими жидкостями;
неосторожным обращением с оружием и домашними инструментами.
Рассмотрим правила безопасного поведения в конкретных случаях.
Падения
В современных домах с натертыми воском или покрытыми лаком полами, с шаткими переносными лестницами, пластиковыми стульями, ножки которых скользят, неустойчивыми табуретками, со скользящими по полу коврами факторы риска значительны. Это приводит к несчастным случаям чаще всего из-за невнимательности. Так, при падении с небольшого расстояния обычно имею место такие травмы: переломы конечностей и позвоночника; сотрясение мозга; вывихи; ушибы ;ссадины. Случаются и более серьезные повреждения, но очень редко, менее 2% от всех случаев. Падение с большой высоты сопровождается опасными травмами: перелом позвоночника; разрывы
11