Файл: Вопрос Понятие коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 1. Понятие коррупции.

КОРРУПЦИЯ – деяние, противоречащее законным интересам общества и государства, которое совершается физическим лицом с целью получение имущественной выгоды для себя или для третьих лиц путем использованием служебного (должностного) положения или иного публичного статуса либо физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими подкуп вышеуказанных специальных субъектов, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Коррупция (от лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Коррупция угрожает верховенству закона, правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Можно выделить два подхода к определению рассматриваемого понятия: легальный (подход законодателя) и психологический (как деформация правового сознания).

Легальный подход к определению понятия «коррупция».

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений  устанавливаются Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

Вопрос 2. Основные меры профилактики коррупции.

В соответствии со ст. 6 ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008  г. №  273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:


1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;  

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.



Вопрос 3.Правовые основы противодействия коррупции.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Вопрос 4.Признаки коррупции.

ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИИ:

1) коррупция – деяние (акт поведения в форме действия или бездействия), которое противоречит законным интересам общества и государства и влечет гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

2) субъект коррупции – физическое лицо, которое использует свое служебное (должностное) положение или иной публичный статус вопреки законным интересам общества и государства, физическое лицо, которое предоставило имущественную выгоду такому лицу, а также юридическое лицо, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений;

3) коррупция предполагает особый способ совершения правонарушения, а именно – использование физическим лицом своего служебного (должностного) положения или иного публичного статуса;

4) коррупция предполагает цель – получение имущественной выгоды для себя или для третьих лиц.


Вопрос 5.Совет  при  Президенте РФ по противодействию коррупции как единый центр, уполномоченный консолидировать антикоррупционную деятельность.

В  деятельности  по  противодействию  коррупции  необходим  системный подход  и  наличие  единого  центра,  уполномоченного  консолидировать антикоррупционную деятельность. Данную роль призван сыграть Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, созданный Указом Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». В Указе поставлена  стратегическая  цель:  создание  в  России  эффективной  системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих.

Основными  задачами  Совета  при  Президенте  РФ  по  противодействию коррупции являются:

1)  подготовка  предложений  Президенту  РФ,  касающихся  выработки  и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

2)  координация  деятельности  федеральных  органов  исполнительной власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов  РФ  и  органов  местного самоуправления, муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

3)     контроль     над     реализацией     мероприятий,    предусмотренных

Вопрос  6. Антикоррупционная экспертиза - это вид правовой экспертизы, которая проводится с узкой специальной задачей по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. По ее результатам составляется самостоятельное экспертное заключение на предмет наличия коррупциогенных факторов.

Вопрос 7. Понятие и виды коррупциогенных факторов- коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Виды коррупциогенных факторов

Коррупциогенными  факторами,  устанавливающими  для  правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность  сроков,  условий  или оснований  принятия  решения,  наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению  органов  государственной власти  или  органов  местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;