ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 1. Понятие коррупции.
КОРРУПЦИЯ – деяние, противоречащее законным интересам общества и государства, которое совершается физическим лицом с целью получение имущественной выгоды для себя или для третьих лиц путем использованием служебного (должностного) положения или иного публичного статуса либо физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими подкуп вышеуказанных специальных субъектов, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Коррупция (от лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Коррупция угрожает верховенству закона, правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.
Можно выделить два подхода к определению рассматриваемого понятия: легальный (подход законодателя) и психологический (как деформация правового сознания).
Легальный подход к определению понятия «коррупция».
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений устанавливаются Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.
Вопрос 2. Основные меры профилактики коррупции.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Вопрос 3.Правовые основы противодействия коррупции.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Вопрос 4.Признаки коррупции.
ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИИ:
1) коррупция – деяние (акт поведения в форме действия или бездействия), которое противоречит законным интересам общества и государства и влечет гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
2) субъект коррупции – физическое лицо, которое использует свое служебное (должностное) положение или иной публичный статус вопреки законным интересам общества и государства, физическое лицо, которое предоставило имущественную выгоду такому лицу, а также юридическое лицо, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений;
3) коррупция предполагает особый способ совершения правонарушения, а именно – использование физическим лицом своего служебного (должностного) положения или иного публичного статуса;
4) коррупция предполагает цель – получение имущественной выгоды для себя или для третьих лиц.
Вопрос 5.Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции как единый центр, уполномоченный консолидировать антикоррупционную деятельность.
В деятельности по противодействию коррупции необходим системный подход и наличие единого центра, уполномоченного консолидировать антикоррупционную деятельность. Данную роль призван сыграть Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, созданный Указом Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». В Указе поставлена стратегическая цель: создание в России эффективной системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих.
Основными задачами Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции являются:
1) подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
3) контроль над реализацией мероприятий, предусмотренных
Вопрос 6. Антикоррупционная экспертиза - это вид правовой экспертизы, которая проводится с узкой специальной задачей по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. По ее результатам составляется самостоятельное экспертное заключение на предмет наличия коррупциогенных факторов.
Вопрос 7. Понятие и виды коррупциогенных факторов- коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Виды коррупциогенных факторов
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;