Файл: 1. Понятие и система принципов гражданского процессуального права. Принципы гражданского процессуального права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип равноправия сторон тесно связан с принципом состязательности; действие этих принципов взаимообусловлено. Юридически состязаться могут только равные в своих правовых возможностях субъекты. И наоборот, процессуальное равноправие вне состязательной формы судопроизводства неосуществимо.
Принцип равноправия сторон в процессе означает:
1) равные правовые возможности сторон для защиты своих прав и законных интересов в ходе процесса (равные процессуальные права и равные процессуальные гарантии их реализации);
2) равные процессуальные обязанности, неисполнение которых влечет наступление одинаковых мер процессуальной ответственности.
Близкие по своим сути и содержанию процессуальные права участвующих в деле лиц отражены в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ участвующие в деле лица имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, специалистам; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, а также обжаловать судебные постановления; получать судебные постановления и их копии (ст. 214 ГПК РФ), знакомиться с особым мнением судьи, поскольку оно приобщается к принятому решению (ч. 4 ст. 194 ГПК РФ).
Состязаясь в судебном процессе, стороны имеют равные правовые возможности, обеспеченные всем алгоритмом гражданской процессуальной формы. Audiatur et altera pars – пусть будет выслушана и другая сторона, этот постулат известен со времен римского права. Ни одна из сторон не может быть поставлена в более выгодные условия по отношению к другой стороне – reus iisdem privilegiis utitur quibus et actor(ответчик имеет те же привилегии, что и истец).
Равноправие сторон в процессе обеспечивается беспристрастностью суда, процессуальными правилами оценки доказательств, предоставлением равных процессуальных гарантий реализации их прав и обязанностей, равным содействием суда при равных процессуальных обстоятельствах.
7. Принцип диспозитивности.
Принцип диспозитивности вместе с принципом состязательности наиболее ярко выражает специфические, частноправовые по своей сути и методу, начала гражданского процесса.
Диспозитивность в гражданском процессе обусловлена «противостоянием» материально-правовых интересов в процессе.
Принцип диспозитивности означает свободу распоряжения в гражданском процессе теми процессуальными правами, которые связаны с распоряжением объектом защиты (распорядительные права), движением процесса и самим правом на судебную защиту.
Характерными проявлениями принципа диспозитивности в гражданском процессе являются следующие:
-
Возбуждение гражданского дела в суде. Никто не может быть понужден к защите права и к определенной форме защиты. Заинтересованное лицо само определяет потребность в защите, выбирает форму защиты или иной способ урегулирования спора. Поэтому до начала рассмотрения дела в суде по существу стороны могут заключить соглашение о передаче гражданского спора на рассмотрение третейского суда или обратиться за урегулированием спора к процедуре медиации. -
Определение характера и объема требований (возражений). Заинтересованное лицо само определяет предмет и основание иска, размер требований, а также предполагаемого нарушителя его прав или законных интересов. Суд рассматривает дело по заявленному иску к первоначальному ответчику (ч. 2 ст. 41 ГПК РФ). В любом случае далее в процессе такой ответчик ненадлежащим не именуется – хотя в итоге суд откажет в удовлетворении иска (например, если иск о возмещении вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ), предъявлен не к владельцу источника повышенной опасности, а к непосредственному причинителю вреда). -
Возможность изменить предмет или основание иска, его размер (ст. 39 ГПК РФ; ст. 49 АПК РФ; ст. 46 КАС РФ – кроме размера административного иска). Распорядительные права, связанные с возможностью изменения одного из элементов иска, обусловлены предположительностью существования самого предмета процесса (спорного материального правоотношения). Такими правами обладают только заинтересованные в материально-правовом смысле лица – стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета гражданского спора.
И т.д.
8. Принципы непосредственности, устности и непрерывности.
Принцип устности в гражданском процессе проявляется в том, что судоговорение происходит в устной форме.
Согласно ч. 2 ст. 157 ГПК РФ, ст. 140 КАС РФ судебное разбирательство происходит устно. АПК РФ подобного правила прямо не формулирует, но анализ гл. 19 («Судебное разбирательство») позволяет утверждать, что и в арбитражном суде устное судоговорение – общее начало.
Принцип устности выражается не только в том, что стороны, другие заинтересованные лица излагают свои притязания, доводы и возражения устно (в судебном заседании непосредственно или путем использования систем видеоконференц-связи – ст. 155.1 ГПК РФ, ст. 152.1 АПК РФ, ст. 142 КАС РФ), но и в том, что в процессе любые письменные доказательства, заключения экспертов, заявленные в письменной форме ходатайства, иные материалы оглашаются устно.
Как подчеркивал выдающийся русский процессуалист Е.А. Нефедьев, «объяснение дела на словах необходимо... чтобы судья мог в одном живом, цельном и непрерывном действии обозреть весь материал, из которого предстоит ему извлечь убеждение в истине всех указанных сторонами событий»
Протоколирование и иные средства фиксации (ст. 230 ГПК РФ) судебного разбирательства и отдельных процессуальных действий выступают гарантией правильности ведения процесса.
Принцип непосредственности, как и принцип устности, появился в России в процессе судебной реформы 1864 г. Принцип непосредственности означает, что суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи (ч. 1 ст. 157 ГПК РФ, ст. 162 АПК РФ, ст. 13 и ст. 164–169 КАС РФ).
Судебное решение может быть основано только на доказательствах, исследованных в судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, ч. 2 ст. 176 КАС РФ). Как указывалось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» 1 (п. 6), если собирание доказательств производилось не тем судом, которые рассматривает дело (в порядке судебного поручения), суд вправе обосновать решение этими доказательствами лишь при условии, что они получены в установленном законом порядке, были оглашены в судебном заседании и предъявлены лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях экспертам и свидетелям и исследованы в совокупности с другими доказательствами.
При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы в соответствии с процессуальным кодексом, а также на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов.
Ранее, до 2017 г., вместе с принципами устности и непосредственности законодатель в ГПК РФ традиционно закреплял и принцип непрерывности судебного заседания, выражавшегося главным образом в том, что до окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд был не вправе рассматривать другие гражданские,
уголовные и административные дела (ч. 3 ст. 157 ГПК РФ). В АПК РФ и КАС РФ непрерывность судебного разбирательства законодательно не фиксировалась. В настоящее время согласно абз. 1 ч. 3 ст. 157 ГПК РФ, в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 260-ФЗ: «во время перерыва, объявленного в судебном заседании по начатому делу, суд вправе рассматривать другие гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях». Вместе с тем, согласно абз. 2 ч. 3 ст. 157 ГПК РФ, «после окончания перерыва судебное заседание продолжается, о чем объявляет председательствующий. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится». Таким образом, несмотря на изменение законодательного концепта в отношении квалификации непрерывности судебного разбирательства как принципа, единство процессуально-временнόго течения гражданского процесса сохраняется.