Файл: Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Челябинск 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Институт спорта, туризма и сервиса
Кафедра Спортивное совершенствование
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, к.б.н., доцент
__________А.С.Аминов
«___»_________2020 г.
Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей
младшего школьного возраста с детским церебральным
параличом
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ЮУрГУ–49.03.02.2020.001 ПЗ.ВКР
Руководитель работы, д.м.н. профессор
___________А.Э.Батуева
«____»_________2020 г.
Автор работы
Студентка группы ЗСТ–532
_____________А.А.Чудова
«___»__________ 2020 г.
Нормоконтролер доцент к.б.н.
___________Е.В.Задорина
«____»__________2020г.
АННОТАЦИЯ
Чудова,
А.А.
Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. –
Челябинск: ЮУрГУ, ЗС-532. – 73 с.,
9табл. библиогр. список – 29наим.
Данная работа посвящена детям младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. В работе описаны основные механизмы воздействия надетей младшего школьного возраста иппотерапии, как метода лечебной физкультуры. Приведены показания, противопоказания этого метода при лечении двигательных, психических нарушениях у детей младшего школьного возраста. Эффективность метода доказана при детских церебральных параличах.Приведен обзор литературы по применению иппотерапии в современной реабилитации.
Объект
исследования:процессфизической реабилитации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом при занятиях иппотерапии в комплексе физической реабилитации.
Предмет исследования:занятия иппотерапией в комплексе физической реабилитации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель исследования:разработать программу физической реабилитации с использованием иппотерапии для улучшения физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и оценить ее эффективность.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы физической реабилитации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Разработать программу физической реабилитации с использованием иппотерапии для улучшения физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
3. Оценить эффективность разработаннойпрограммы физической реабилитации с использованием иппотерапии в улучшении физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Результаты
исследования:разработанапрограммафизической реабилитации с использованием иппотерапиидля улучшения физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Оценена эффективность данной программы.
В состав этой выпускной квалификационной работы входят: содержание, введение, три главы, заключение и список литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
8
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
10 1.1 Понятие детского церебральн6ого паралича
10 1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом
14 1.3Методики физической реабилитации детей с ДЦП
23
Выводы по разделу один
29
ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
31 2.1 Организация исследования
31 2.2Методики исследования
33 2.3Метод иппотерапии при коррекции состояния детей младшего школьного возраста с ДЦП
36
Выводы по разделу два
43
ГЛАВА 3
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
45 3.1
Результаты исследования влияния занятий адаптивной физической культурой, используя метод иппотерапии, при ДЦП детей младшего школьного возраста
3.2Оценки различий результатов занятий иппотерапии детей младшего школьного возраста с ДЦП
45 51
Выводы по разделу три
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
60
ПРИЛОЖЕНИЕ АПлан-конспект занятия по иппотерапии
63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание плана реабилитационной программы
65
ПРИЛОЖЕНИЕ ВМетоды обследования детей по определению степени тяжести двигательных нарушений
71
8
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что детский церебральный паралич
(церебральный паралич) представляет собой заболевание, возникающее в результате повреждения головного мозга во время развития плода, во время родов или в первые недели жизни, с непрогрессирующим течением, проявляющимся двигательными, речевыми и психическими расстройствами.
Наиболее острая проблема церебрального паралича была в последние несколько десятилетий, так как болезнь стала более распространенной.
Внимание многих ученых привлекает на изучение этой патологии не только в
России, но и за рубежом.
Постоянное увеличение количества детей с этой патологией и значительными социальными последствиями определяет церебральный паралич как серьезную социальную проблему.
Например, в Челябинской области зарегистрировано более 4000 семей с детьми с церебральным параличом (по данным Челябинского педиатрического и неврологического научно-исследовательского института им. Индиго, 2018).
Несомненно, дети с церебральным параличом в большинстве своем являются тяжелыми пациентами, требующими комплексного долгосрочного лечения, которое проводится по-разному в зависимости от возраста ребенка и степени тяжести поражения, с участие многих специалистов: психоневрологов, ортопедов, логопедов, психологов, а также офтальмологов, отоларингологов и др. Недавние наблюдение показали, что такое комплексное и систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидности ребенка, или даже полностью устранить его.
Ранняя диагностика и раннее лечение этих пациентов, в сочетании с непрерывным обучением, с участием многих врачей, а также учителей, педагогов, логопедов, приводят к высокой эффективности лечения,
9 уменьшаютсимптомы заболеваний и вовлекают многих пациентов в общественно полезную работу.
Объект
исследования:процессфизической реабилитации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом при занятиях иппотерапии.
Предмет исследования:занятия иппотерапией в комплексе физической реабилитации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель исследования:разработать программу физической реабилитации с использованием иппотерапии для улучшения физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и оценить ее эффективность.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы физической реабилитации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Разработать программу физической реабилитации с использованием иппотерапии для улучшения физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
3. Оценить эффективность разработанной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии в улучшении физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Результаты
исследования:разработана программафизической реабилитации с использованием иппотерапиидля улучшения физического развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Оценена эффективность данной программы.
База исследования: Исследовательская часть работы выполнена на базе
Отделения медицинской реабилитации №2, расположенного по адресу 456670, г. Челябинск, Красноармейский район, пос. Мирный, ул. Октябрьская д. 19.
10
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1 Понятие детского церебрального паралича
Термин «церебральный паралич» представляет собой комбинацию нескольких симптомов хронически непрогрессирующего течения, которое связано с нарушениями сферы движения человека. Эти двигательные расстройства являются результатом повреждения структур центральной нервной системы во время беременности. Повреждения поражают корковые структуры, подкорковые области, капсулу и ствол мозга. Иногда церебральный паралич путают с термином «полиомиелит», который относится ко всем расстройствам, вызванным полиомиелитом. Церебральный паралич был впервые обнаружен и исследован британским доктором Литтлом в начале 19-го века. Эта форма церебрального паралича позже была названа болезнью Литтла.
Британцы считали, что причиной церебрального паралича является патологическое течение рождения, когда ребенок страдает от тяжелой гипоксии.
Однако позже Зигмунд Фрейд, который также изучал церебральный паралич, предположил, что причина заболевания заключается в повреждении структур центральной нервной системы, даже в период внутриутробного развития. Это предположение было подтверждено в 1980-х годах. Фрейд составил классификацию форм церебрального паралича, на основе которой были созданы все современные классификации [18].
Характеристика. Классификация.
При церебральном параличе наблюдается широкий спектр двигательных расстройств. На мышечные структуры максимально воздействуют, главным образом, нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности образуются вследствие повреждения структур мозга. Кроме того,
11 объем и локализация повреждений головного мозга определяют характер, форму и степень выраженности проявлений мышечных нарушений.
Объем и удельная площадь повреждения головного мозга у человека с церебральным параличом определяют формы мышечной патологии, которые могут быть локальными или сочетанными. Основные мышечные расстройства
ДЦП представлены следующими вариантами:
– мышечное напряжение;
– спастическое сокращение мышц;
– различные движения непроизвольного характера;
– нарушения походки;
– сниженная мобильность.
Помимо нарушения двигательной активности, церебральный паралич может также сопровождаться нарушением зрения, слуха и речи. Церебральный паралич очень часто связан с различными формами эпилепсии и нарушениями психического и эмоционального развития. Дети также имеют ограниченное восприятие и ощущения. Из-за этих расстройств у людей с церебральным параличом возникают определенные проблемы с приемом пищи, непроизвольным мочеиспусканием и экскрементами, затрудненным дыханием из-за неправильной осанки, образованием точек давления и трудностями в восприятии информации, которая влияет на обучение [10].
Церебральный паралич не прогрессирует, потому что повреждение структур мозга является избирательным и ограниченным - оно не распространяется и не затрагивает новые участки нервной ткани. Когда ребенок растет и взрослеет, кажется, что паралич прогрессирует, но это не так.
Причины возникновения ДЦП.
Непосредственными причинами, которые приводят к развитию ДЦП, являются следующие патологические процессы:
1. Нарушение развития мозговых структур.
12 2. Хроническая нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) во время развития плода и родов.
3. Внутриматочные инфекции (чаще всего вызываемые вирусами герпеса).
4. Различные варианты несовместимости крови матери и плода
(например, резус-конфликт) с развитием гемолитической болезни новорожденного.
5. Травма головного мозга при развитии плода и родах.
6. Инфекционные заболевания головного мозга в раннем детстве.
7. Токсическое повреждение структур мозга (например, отравление солями тяжелых металлов).
8. Неправильные стратегии рождения.
Каждый случай развития церебрального паралича индивидуален, и точная причина не всегда ясна, поскольку можно объединить несколько факторов, один из которых является основным, а все остальные только усиливают эффект.
В целом, церебральный паралич является следствием различных факторов, которые мешают нормальному функционированию структур мозга.
Наибольший вклад обусловлен недостатком кислорода: гипоксия, которая может развиться при преждевременной отслойке плаценты, неправильного предлежания плода, длительные или очень быстрыероды, захват пуповины и т.д.
Кроме того, факторами риска являются резус-конфликты, преждевременные роды и низкий вес при рождении, инфекции, передаваемые женщиной во время беременности. Поэтому развитие ДЦП основывается на различных состояниях во время беременности и родов, которые не являются наследственными [2].
Для простоты понимания все различные причины развития церебрального паралича можно составить шесть больших групп в зависимости от характера влияющего фактора:
13
Генетические причины: любое повреждение хромосом отца и матери может привести к формированию у ребенка церебрального паралича.
Кислородное голодание в головном мозге, которое может развиться во время беременности и во время родов (например, плацентарная недостаточность, гипоксия плода и т. д.).
Инфекционные причины связаны с заболеванием ребенка, менингитом, энцефалитом, менингоэнцефалитом или арахноидитом в первые месяцы жизни.
Эти заболевания могут привести к формированию церебрального паралича, если они протекают в тяжелой форме, на фоне высокой температуры, с большим количеством лейкоцитов в спинномозговой жидкости и наличием микробиопатогена.
Отравление связано с негативным воздействием на организм ребенка или беременной женщины ядами или сильнодействующими лекарствами. Этот фактор, как правило, оказывает сильное влияние при наличии вредных условий труда у беременной женщины, при контакте с радиоактивными или химическими веществами. Отравление также возможно при приеме сильнодействующих лекарств во время беременности.
Физические причины связаны с негативным воздействием электромагнитных полей на плод во время беременности. Это может быть рентген, излучение и т. д. [18].
Механические причины, связанные с врожденными травмами
Часто причиной ДЦП приписывают различные сосудистые патологии, что не соответствует действительности. Так как сосуды ребенка очень мягкие, эластичные, гибкие, они просто не могут лопнуть сами по себе. Именно из-за этого обстоятельства сосудистая причина действительно травматична, поскольку повреждение сосудов у ребенка возможно только из-за сильного травматического эффекта. Очень важно установить причину развития ДЦП, так как это определяет дальнейшую тактику лечения и воспитания ребенка.
14 1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом
Церебральный паралич происходит в три этапа:
1 Ранний (до 5 месяцев).
2 Первоначальный остаток (от шести месяцев до трех лет).
3 Поздний отдых (более 3 лет).
В зависимости от стадии ДЦП различают ранние симптомы и поздние признаки заболевания. Ранние симптомы церебрального паралича:
Задержка развития ребенка (не держит голову, не поворачивается, не протягивает руки к различным предметам, не сидит один, не ползает).
Рефлексы хватательные и другие, которые сохраняются после шести месяцев.
Преимущественное использование только одной верхней конечности, связанное с аномальным мышечным тонусом на второй руке, которая не используется в играх.
Эти ранние симптомы церебрального паралича могут иметь различную степень выраженности –от почти незаметного до заметного. Степень выраженности нарушений зависит от объема пораженной мозговой ткани.
Например, патологический мышечный тонус может проявляться в чрезмерном напряжении или, наоборот, расслаблении. Напряжение – повышение мышечного тонуса, выражающееся в принятии конечностями вынужденного, неудобного положения (например, скрещенные ноги, как ножницы).
Релаксация – снижение мышечного тонуса – наоборот, приводит к подвешиванию конечностей и невозможности удерживать позу. Из-за патологического мышечного тонуса движения ребенка с церебральным параличом характеризуются следующими симптомами:
– чрезмерная резкость;
– внезапность;
– медленный и червеобразный темп движения;