Файл: Овсянникова татьяна, педагог психолог, куратор ресурсных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подсказки // Обучение отдельными блоками // Шэйпинг
// Обучение по цепочки
ОВСЯННИКОВА ТАТЬЯНА, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ, КУРАТОР РЕСУРСНЫХ
КЛАССОВ

Подсказки
Prompts

Подсказка
Подсказки — это просто другое название для помощи ребенку сделать что-то правильно.
Подсказки состоят в подсвечивании, подчеркивании, предоставлении части ответа, дополнительных объяснениях, в предоставлении физической помощи или чем-то еще, что поможет учащемуся ответить правильно.

Основной принцип
Применять в подходящее время, своевременное прекращение использования, как только пропадает необходимость дальнейшего использования.

Преимущества
1.
Подсказка всегда помогает ребенку дать правильный ответ.
2.
Подсказка позволяет гарантировать, что ребенок будет успешен, и это предотвратит его недовольство занятиями, а также увеличит число ситуаций, когда можно дать ему поощрение.
3.
Подсказка может принимать любую форму, главное, чтобы терапевты или члены семьи осознавали, что они подсказывают.
4.
Подсказки должны применять все терапевты, педагоги и члены семьи.

Преимущества
5.
Со временем подсказки обязательно должны уменьшаться и убираться, чтобы ребенок мог отвечать самостоятельно.
Некоторым детям понадобятся «подсказки в ситуации» в течение длительного времени. Например, к таким подсказкам можно отнести тренировочные колеса на велосипеде, круг для плавания или устное напоминание помыть руки после туалета.

Преимущества
6.
Когда ребенок учится новому заданию, сначала всегда используйте самую сильную подсказку, чтобы гарантировать высокую вероятность успеха. Если речь идет о задаче, которая знакома ребенку, и он уже ее освоил, то следует начинать с самой слабой подсказки, и только если она не сработает, переходить к более сильной.

Недостатки
1.
вызывают привыкание
2.
становятся костылями, без которых ученик не может справится самостоятельно
3.
выбор подсказки зависит от того поведения, которому вы хотите обучить ребенка
4.
неосознанные подсказки

Применение
Используется сразу после определенной инструкции, или одновременно с ней.
Если подсказка происходит уже после реакции - это осложняет обучение, и препятствует переносу контроля на основной стимул
(например: инструкцию).

дал носок дай носок дай носок дал носок инструкция реакция подсказка

Применение
Даже если вчера ребенок выполнял реакцию самостоятельно, но сегодня затрудняется это сделать - нужно дать подсказку, постепенно убрать ее - от обучающего блока к блоку, и закрепить самостоятельную реакцию.

Применение
1.
если навык не сформирован (в начале обучения);
2.
если реакция происходит, но не каждый раз после предъявления SD (происходит редко, навык не устойчивый);
3.
если попытка реакции происходит, но ребенок в ходе выполнения ошибается (нарушен контроль стимулов)

Виды
Подсказки внутри стимула (для стимула)
Подсказки вне стимула (подсказки для реакций)

Подсказки внутри стимула

Подсказка внутри стимула появляется одновременно со стимулом. По сути это такое видоизменение стимула, которое само по себе является подсказкой.

Позиционные подсказки
Подсказка в материале

Примеры
1.
в тексте выделить ответ на вопрос цветным маркером;
2.
выделить жирным шрифтом целевое слово;
3.
сделать целевой стимул ярче;
4.
цветовое кодирование;
5.
подсказка местоположением;
6.
выделение верного ответа (курсив, подчеркивание)

Пример: подсказка в материале
Изменение интенсивности стимула
Изменение формы стимула

Пример: подсказка в материале

Пример: правила поведения

Пример: определенный порядок предметов

Пример: позиционная подсказка

Подсказки вне стимула

А подсказка вне стимула (для реакции) предоставляется строго после стимула.

Важно помнить
Подсказка никогда не предоставляется перед стимулом.
Когда вы тренируете навык имитации фраза “сделай так” должна идти после модели. Иначе это ошибка.
Также не верно давать подсказку после неверной реакции.

Полная физическая подсказка

«Рука на руке»
Терапевт делает все действие сам, используя руки ребенка.

Пример

Пример

Пример

Частичная физическая подсказка

Терапевт частично помогает ребенку правильно ответить.

Пример

Вербальная подсказка

Полная/Частичная
Полная вербальная подсказка — это произнесение всей фразы или слова. Например, если вы учите ребенка называть предметы, то терапевт может протянуть предмет или карточку и дать инструкцию: «Что это?», а потом подсказать: «Яблоко».
Частичная вербальная подсказка — это частичное произнесение слова, например, не «яблоко», а «яб».


Пример

Подсказка интонацией

Эта подсказка используется для вербальных ответов.
Терапевт может подчеркнуть определенную часть слова или фразы, если ребенок обычно ее не произносит. Или если ребенок слишком акцентирует определенный звук, то терапевт может подсказать, уменьшив его интонирование.

Жестовая подсказка

Указывание на нужный предмет — самая распространенная подсказка с помощью жеста.
Так же указывают в нужную сторону, кивают головой и тд.

Пример

Пример

Задержка реакции

Эта подсказка полезна для тех детей, которые начинают отвечать слишком быстро, не слушая инструкцию.
Терапевт может произнести инструкцию и не давать ребенку ответить в течение определенного количества секунд. Так у ребенка будет время на осмысление инструкции.

Моделирование

Терапевт моделирует правильное поведение. Например, если терапевт говорит ребенку «попрыгай», то терапевт может сам попрыгать в качестве подсказки.

Пример

Иерархия
1. Исследования показывают, что подсказка от меньшей к большей повышает риск ошибок и замедляет скорость приобретения навыков.
2. Поэтому для обучения чему-то новому предпочтительней использовать подсказку от большей к меньшей.
3. Это означает, что мы начнем с полной физической подсказки, и будем двигаться вверх по иерархии подсказки, пока ученик не сможет выполнять задачу самостоятельно

Удаление подсказок

Удаление подсказок - это процесс постепенного изменения предшествующих факторов, происходящий на протяжении нескольких блоков.
Снижение видимости подсказок и их устранения по частям.

Удаление подсказок - это постепенный процесс, который требует большой внимательности и опыта.
быстро медленно

Обучение отдельными блоками
DTT

Это специальная методология обучения, направленная на максимальное освоение навыков посредством специальной организации среды и материалов учителем/тьютором.
Обучение отдельными блоками обычно используется в ситуации, когда ученику сложно следовать подсказкам, происходит нежелательное поведение, он не демонстрирует навыков сопоставления или имитации. Часто используется для обучения коммуникативным, когнитивным, игровым, социальным, а также навыкам самооблуживания.

Процедура
1.
Разделение навыка на элементы
2.
Обучение каждому отдельному элементу до полного освоения навыка
3.
Концентрированное обучение
4.
Предоставление подсказок и их постепенное затухание
5.
Использование методики подкрепления


Компоненты
1.
Антецедентный стимул (вопрос, инструкция, объект), который создает ситуацию для ответа ученика
2.
Ответ ученика и ...
3.
Предоставленное учителем последствие (поощрение правильных ответов, подсказка или коррекция ошибки) для ответа ученика.

•Покажи круг
Антецедент
• Ребенок показывает круг
Реакция
• Похвала+
игрушка
Последствие

• Зеленый цвет на светофоре
Антецедент
• Мы переходим
Реакция
• Продолжение пути
Последствие

Предшествующий фактор

Предшествующий фактор

Фото машины

Звук работающего мотора

Настоящая машина

Запах бензина

Предшествующий фактор

Предшествующие факторы - Sd
Вербальный стимул

«Покажи нос» (вызывает реакцию показать нос)

«Как говорит собака?» (вызывает реакцию сказать «ав-ав»)

«Скажи А-А-А» (вызывает реакцию сказать «а-а»)

Предшествующие факторы - Sd
Визуальный стимул

Проезжающая машина (вызывает реакцию сказать
«машина»)

Фотография машины (вызывает реакцию сказать
«машина»)

Две одинаковые карточки машины (вызывает реакцию сопоставить карточки вместе)

Предшествующие факторы - Sd
Комбинированный стимул
Инструкция
(вербальный стимул)
Визуальны й стимул

Правила предоставления антецедента
1. Привлечь внимание ребенка до предоставления антецедент
2. Избегать постоянного использования имени ребенка при предоставлении антецедент

Правила предоставления антецедента
4. Использовать именно тот антецедент, который указан в программе (в противном случае прогресс замедляется)
5. Четкие антецедент если иное не указано в программе
( «Где ЯБЛОКО?» или «ЯБЛОКО», а не «Покажи-ка мне где у нас тут яблоко?»)

Правила предоставления антецедента
6. Реакция ребенка только после предоставления всего антецедент
7. Избегать постоянного повторения Sd, не дождавшись реакции

Реакция

Реакция ученика
1. Четко определенная и прописанная реакция с постоянными критериями
2. Критерии меняются по мере освоения
3. Не засчитываются посторонние реакции, происходящие одновременно с целевой

Реакция ученика
Следите за тем, чтобы ученик не угадывад правильный ответ.
Здорово, если ученик сам исправил свою ошибку, не забывайте подкреплять такое поведение.

Виды реакций верная реакция неверная реакция отсутствие реакции

Реакция
A
A
• Мише дают раскраску без фломастеров
BB
• Миша говорит:
«Дайте фломастеры»
C
C
• Миша получает фломастеры и раскрашивает
РЕАКЦИЯ


Требования к реакции
Чем сложнее навык, над которым вы работаете, тем больше может быть времени между инструкцией и реакцией – от 3 секунд

Последствия

Это то, что происходит незамедлительно после реакции

Что едят улитки?
Огурец
Ученик получает жетон

Последствие
Правильная реакция
Поощрение
Неправильная реакция
Процедура коррекции ошибки

1.Ошибка
2.Неправильная реакция
3. Антецедент
6. «Да»
5.Правильная реакция
4. Подсказка
7.Антецедент
8.Правильная реакция
9.Поощрение
10.
Отвлекающий блок
11.Антецедент
12.
Правильная реакция
13.Поощрение
Процедура коррекции ошибки

Последствия
1. Последствия запланированы заранее
2. Важно следить за мотивацией ребенка
3. Предоставлять усиление как можно быстрее после возникновения реакции
4. Предоставлять усиление необходимо в течение всех обучающий сессий

Последствия
5. Разрабатывать условные поощрения (похвала, жетоны
6. Поощрять спонтанные реакции в течение дня
Если частота поведения не увеличивается - то это не подкрепление, а стимул - не подкрепляющий

Как выбрать последствия
1.
Интервью с родителями
2.
Структурированное наблюдение
3.
Систематическое тестирование
3.1 одиночный стимул
3.2 парный выбор
3.3 множественный выбор с возвращением
3.4 множественный выбор без возвращения

Обучение отдельными блоками
Много последовательных блоков.
Блоки либо повторяются, либо меняются.

Перерыв между блоками
Следует регулировать перерывы между блоками для поддержания оптимального темпа задания.

Слишком быстро - много ошибок, перевозбуждение у ребенка

Слишком медленно - невнимательность
Использование коротких перерывов между блоками увеличивает эффективность.

Смешивание блоков
Смешивание: «замешивание» в одном подходе блоков с уже освоенными целями или освоенными на половину улучшает эффективность тренинга отдельными блоками

Пример
Сложный навык/актуально изучается
Легкий навык/ уже освоен
Сложный навык/актуально изучается

Тренинг отдельными блоками должен проводится с использованием привычных материалов и поощрений, которые представлены в повседневной жизни и среде, где и будет использоваться данный навык.

Процедура обучения методом отдельных блоков должна строится таким образом, что стимульный контроль переходил от спланированных материалов и реакций к более натуральным антецедентам.