Файл: Овсянникова татьяна, педагог психолог, куратор ресурсных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИВЕТ
ПРИВЕТ
ПРИВЕТ
ПРИВЕТ


Какой номер у твоей мамы?
123-45-67

Какой номер у твоей мамы?
m
ПРИВЕТ

Пример: обучение сопоставлению с образцом с применением DTT

Безошибочное обучение

Обучение новым навыкам, подсказки предоставляется сразу же после инструкции.
Не нужно ждать, что ученик ошибется.

Принцип минимизации ошибки
1. Основой метода является частое и интенсивное использование подсказок.
2. Благодаря подсказкам у ученика с самого начала появляются правильные реакции, которые незамедлительно закрепляются с помощью поощрений.
3. Необходимо постепенно снижать уровень помощи
(подсказки), но так, что бы ребенок каждый раз оказывался максимально успешным.

Принцип минимизации ошибки подсказка должна быть минимально необходимой, чтобы ее легко было убрать использовать максимальную подсказку, необходимую для успешного выполнения задания

Скажи
«Желтая машина»!
«Желтая машина»!
S
r+
m
+
«Желтая машина»!
m

Пример

Формирование реакции
Shaping

Шэйпинг
Представляет собой процесс дифференциального усиления успешных, приближенных к целевому поведению попыток.
Процесс происходит до тех пор, пока не будет сформировано устойчивое конечное поведение.

Шэйпинг
В процессе демонстрации поведения учеником мы поощряем наиболее приближенные к конечной цели реакции и перестаем поощрять «менее качественные» реакции.
Впоследствии старые формы поведения исчезают и заменяются новыми, частота которых постепенно растет.

Пример
Натянуть носок на ногу
Поднести носок к пальцам ноги
Поднести носок к пальцам ноги
Взять носок в руку
Взять носок в руку
Взять носок в руку
Дотронуться до носка
Дотронуться до носка
Дотронуться до носка
Дотронуться до носка
Начало обучения Процесс обучение
Процесс обучения
Конец обучения

Особенности
В зависимости от сложности целевого поведения и от уровня развития навыков ученика, может потребоваться разное количество попыток и промежуточных критериев, прежде чем ученик достигнет критерия.
Время, которое потребуется на обучение целевому навыку, редко можно рассчитать заранее.

Ограничения
Не применяется для опасного нежелательного поведения.


Поведенческие цепочки

Определение
Обучение цепочкой это один из типов процедуры обучения навыка, который представляет собой последовательность действий.
Большинство процедур обучения цепочкой представляют собой обучение одного действия в единицу времени.

Пример
Определенные стимулы
Реакция
Усиление
Инструкция «одевай рюкзак»
Берет рюкзак в руки
Рюкзак в руках
Рюкзак в руках
Просовывает одну руку через лямку рюкзака
Одна лямка рюкзака на руке
Одна лямка рюкзака на руке
Просовывает вторую руку через лямку рюкзака
Лямки рюкзака на руках
Лямки рюкзака на руках
Одевает рюкзак на плечи
Похвала учителя

Поведенческие цепочки
1. Многие последовательность действий, привычные вам, являются поведенческими цепочками.
2. Только те последовательности, реакции в которых устойчиво происходят в определенном порядке, смежно по времени, являются поведенческими цепочками.

Поведенческие цепочки
Перед началом работы следует построить алгоритм задачи и определить текущей̆ «уровень мастерства», то есть степень самостоятельности и уровень качества реакций в цепочке.

Пример: алгоритм задачи
Налить воду в стакан из кулера
1.
Подойти к кулеру
2.
Взять пустой и чистый стаканчик
3.
Поставить стаканчик под клапан
4.
Нажать на клапан
5.
Набрать воды в стакан, чтобы она не перелилась
6.
Отпустить клапан
7.
Выпить воду
8.
Выбросить пустой стаканчик

Подготовительный этап
Для определения текущего уровня можно использовать:
1. метод одной возможности;
2. метод многих возможностей.

Типы поведенческих цепочек
от начала к концу от конца к началу обучение всей цепочки целиком

Обучение всей цепочки целиком
«Обучение цепочки целиком» - это метод предоставления задания, в рамках которого ученик пытается выполнить все шаги от самого начала до конца цепочки.

Обучение всей цепочки целиком
1.
Ученик уже умеет выполнять действия цепочки, но не умеет делать это в правильной̆ последовательности.
2.
Имеет хороший̆ репертуар имитации.
3.
Сама цепочка не слишком сложная или комплексная.

Обучение всей цепочки целиком
Подойти к кулеру самостоятельно
Взять пустой и чистый стаканчик самостоятельно
Поставить стаканчик под клапан жестовая подсказка
Нажать на клапан самостоятельно
Набрать воды в стакан, чтобы она не перелилась вербальная подсказка
Отпустить клапан самостоятельно
Выпить воду самостоятельно
Выбросить пустой стаканчик жестовая подсказка


От начала к концу
1. Каждый элемент цепочки изучает по очереди, одно действие в единицу времени в той последовательности, в которой они происходят в обычной жизни
2. Используются подсказки и постепенно снижение уровня подсказок при тренировке каждого звена
3. Поощрение предоставляется в конце того элемента, который актуально изучается в том случае, если достигнут критерий успешности, а предыдущие элементы цепочки были выполнены самостоятельно

Пример

От конца к началу
1. Каждое звено цепочки изучается отдельно, шаг за шагом, однако в обратной последовательности, с последнего звена цепочки
2. Используются подсказки и постепенно снижение уровня подсказок при тренировке каждого звена
3. Поощрение предоставляется В КОНЦЕ ВСЕЙ ЦЕПОЧКИ в том случае, если при выполнении актуального звена был достигнут критерий успешности, а последующие звенья цепочки были выполнены самостоятельно

Пример


Что выбрать?
Исследования показывают, что нет однозначного ответа на вопрос, какой̆ способ обучения цепочкам поведения лучше.

Спасибо за внимание!
Sp.psychology@gmail.com