Файл: 1. Энергосбережение как фактор повышения эффективности функционирования предприятия 1 Понятие и роль энергосбережения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.

В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.

Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:

  •  республиканского и местного бюджетов;

  •  республиканского фонда энергосбережения;

  •  юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения;

  •  инновационного фонда концерна «Белэнерго»;

  •  инновационных фондов министерств и ведомств, а также:

  •  льготные кредиты;

  •  инвестиции по линии Всемирного банка;

  •  другие источники.

Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования.

Государственная программа разработана с учетом цели социально-экономического развития страны по снижению зависимости экономики от углеводородов и повышению энергоэффективности и направлена на повышение эффективности производственной сферы национальной экономики и укрепление энергетической безопасности Республики Беларусь.

Стратегическими задачами в сфере энергосбережения являются:

- снижение зависимости Республики Беларусь от импортируемых энергоресурсов за счет максимально возможного вовлечения в топливно-энергетический баланс страны собственных топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), включая возобновляемые источники энергии (далее – ВИЭ);


- сдерживание роста валового потребления ТЭР при экономическом развитии страны и сближение энергоемкости валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Республики Беларусь по паритету покупательной способности со среднемировым значением этого показателя.

За четырехлетний период реализации Государственной программы «Энергосбережение» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 248 (далее – Государственная программа на 2016–2020 годы), проделана значительная работа по повышению эффективности использования ТЭР и вовлечению в топливный баланс местных ТЭР, в том числе ВИЭ.

Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2025 года будут являться: снижение энергоемкости ВВП к 2026 году не менее чем на 7% к уровню 2020 года при темпах роста ВВП в 2021–2025 годах 121,5%; достижение к 2026 году доли местных ТЭР к валовому потреблению ТЭР не менее 16,5%, что способствует наряду с использованием атомной энергии достижению нормативного уровня энергетической самостоятельности страны.

В соответствии с поставленными целями Госпрограмма содержит две подпрограммы: «Повышение энергоэффективности» и «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии», основными задачами которых определены получение экономии ТЭР в объеме 2,5–3 млн тонн условного топлива и достижение доли ВИЭ в 2025 году не менее 8%.

Реализация государственной программы «Энергосбережение» на 2021- 2025 гг. должна обеспечить стране выход на еще более высокие показатели энергоэффективности, подойдя вплотную к большей части развитых стран.

В 2021–2025 годах в рамках реализации Госпрограммы предусматривается ввод в эксплуатацию порядка 500 МВт энергомощностей на древесном топливе, что позволит увеличить объем использования местных ТЭР на порядка 130 тыс. тонн условного топлива и, соответственно, снизить потребление импортируемого природного газа на 113 млн куб. м.

Источниками финансирования мероприятий Государственной программы являются средства республиканского и (или) местных бюджетов (в том числе предусмотренные на финансирование Государственной программы), собственные средства организаций, кредитные ресурсы банков Республики Беларусь, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», иные источники, не запрещенные законодательством (в том числе средства внебюджетных инвестиционных фондов, международных финансовых организаций, гранты, иностранные инвестиции).



Для финансирования общего комплекса мероприятий за счет всех источников потребуется 4 213 536 000 рублей, в том числе в 2021 году – 808 422 000 рублей, в 2022 году – 962 683 000 рублей, в 2023 году – 739 332 000 рублей, в 2024 году – 841 455 000 рублей, в 2025 году – 861 644 000 рублей.(Рисунок 1.2)

Объемы и источники финансирования комплекса мероприятий Государственной программы и общего комплекса мероприятий Государственной программы приведены в сведениях об объемах и источниках финансирования .



Рисунок 1.4 - финансирования общего комплекса мероприятий

Степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы (подпрограммы) запланированному оценивается путем сопоставления суммарных значений фактического и планового объемов финансирования Государственной программы (подпрограммы) каждого года анализируемого периода.

Учитывая межотраслевой характер Государственной программы и перечень реализуемых в ее рамках мероприятий, для определения единых подходов к оценке степени их выполнения осуществляется сопоставление значений экономии ТЭР от реализации энергосберегающих мероприятий, предусмотренных планами мер заказчиков, и фактически выполненных мероприятий на основании официальной статистической информации по каждому году анализируемого периода.

Государственной программой «Энергосбережение» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2021 г. № 103, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь (далее – органы государственного управления), облисполкомам и Минскому горисполкому установлены целевые показатели энергосбережения.
Большинством органов государственного управления, облисполкомов и Минским горисполкомом выполнены установленные на 2022 год целевые показатели энергосбережения.

Целевые показатели энергосбережения за 2022 год представлены в Приложение А

В соответствии с Государственной программой «Энергосбережение» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от

24 февраля 2021 г. № 103 (далее – Госпрограмма), на 2022 год установлено задание по экономии топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) за счет реализации энергоэффективных мероприятий в целом по республике в объеме 600 тыс. т у.т.
В соответствии с данными государственной статистической отчетности по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) за 2022 год в целом по республике экономия ТЭР за счет реализации энергоэффективных мероприятий составила 577 тыс. т у.т.
Полученный объем экономии ТЭР достигнут в результате реализации заказчиками Госпрограммы следующих основных направлений энергосбережения (Рисунок 1.3)

  • внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, оборудования и материалов в производстве – 265,5 тыс. т у.т.;

  • оптимизация схем теплоснабжения – 83,4 тыс. т у.т.;

  • внедрение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения – 52,7 тыс. т у.т.;

  • повышение эффективности работы котельных и технологических печей –32,4 тыс. т у.т.;

  • термореновация ограждающих конструкций зданий, сооружений, жилищного фонда и замена оконных блоков (входных групп) с установкой стеклопакетов – 22,4 тыс. т у.т.;

  • передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на теплоэлектроцентрали – 22,1 тыс. т у.т.


Рисунок 1.5 - объем экономии ТЭР достигнутый в результате реализации заказчиками Госпрограммы
Экономия топливно-энергетических ресурсов за 2022 год приведена в приложение Б
Большое количество мероприятий, выполняемых в различных отраслях экономики, не позволяет во избежание искажения результатов учитывать степень выполнения мероприятий при оценке эффективности Государственной программы.
3.3 Основные способы энергосбережения на предприятии
Энергосбережение на предприятии является одной из самых актуальных проблем, с которой сталкивается промышленность. Это связано с постоянным ростом стоимости на электроэнергию и прочие энергоносители.

Всего выделяют 4 основных направления энергосбережения.



Рисунок 1.6 - Основные направления энергосбережения

Производства затрачивают свои финансы на сырьё и материалы, топливо, на эксплуатационные работы, но самым дорогим является оплата за энергетическую составляющую.

Энергосберегающие мероприятия, которые проводятся на предприятии позволят значительно сократить затраты на энергоносители и тем самым положительно влиять на техническо-экономические показатели работы предприятия или производства. Это сразу наблюдается в увеличении рентабельности и улучшении конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции или услуг.

Постоянное и непрекращающееся потребление энергетических ресурсов, увеличивает тарифы на электроэнергию, заставляя предприятия принимать меры по энергосбережению. Работы по повышению энергосбережении на предприятии проводятся следующие:

  • Энергоаудит – работы по энергетическому обследованию предприятий; Организация учета энергоресурсов;

  • Организационные работы служащие для развития уровня технического обслуживания оборудования;

  • Модернизация малозатратных работ и технологических работ;

Внедрение нового менее энергоемкого оборудования, и совершенных технологий. Блок схема по энергосбережению на предприятии - это последовательность закреплена на законодательном уровне и определяется исходя из роста инвестиций и времени на реализацию этих мероприятий.

Рисунок 1.7 - Схема по энергосбережению на предприятии

Энергосбережение на предприятии ведётся по следующим направлениям:

  • увеличение эффективности производственного процесса

  • экономия энергоресурсов

На сегодняшний день используется ряд эффективных способов для экономии электроэнергии. Основные из них:

  • модернизация оборудования

  • применение энергосберегающих технологий

  • уменьшение потерь электроэнергии в электроприемниках и системах электроснабжения

  • регулирование режимов работы оборудования

  • улучшение качества электроэнергии

В промышленности можно применить очень много способов энергосбережения. Энергия и деньги — это две важные мотивации на пути к энергосбережению. Если доступ к энергии имеет лимит, то это дополнительная мотивация к экономии (например, лимитирование на использование газа).