Файл: Тема 83 Административноправовой статус полиции в России. Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА № 83
Административно-правовой статус полиции в России.
Введение
Перед сотрудниками полиции стоят важные задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в связи с этим является актуальным анализ административно-правового статуса полиции в системе правоохранительных органов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым регулированием статуса и деятельности органов полиции в соответствии с Законом «О полиции».
Предмет – нормы законодательства по вопросам статуса и деятельности полиции.
Цель – проанализировать нормы законодательства о статусе и деятельности полиции
Задачи работы:
- рассмотреть статус полиции и ее роль в системе правоохранительных органов РФ;
- рассмотреть правовые основы статуса и деятельности полиции в РФ;
- исследовать основные направления деятельности полиции;
Глава 1. Основы организации полиции в Российской Федерации и ее
основные функции
1.1 Система полиции в Российской Федерации и ее подчиненность
С 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которым в частности милиция была преобразована в полицию. 1 марта 2011 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В п. 4 Указа установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются:
а) на окружном уровне
б) на межрегиональном уровне
в) на региональном уровне
г) на районном уровне
Также были приняты: Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таже в связи с новым законом отдельна была выделена структура полиции.
В ст. 8 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены специальные звания полиции, юстиции и внутренней службы. Полиция – полиция, следствие – юстиция, остальные – внутренняя служба.
1.2 Основные функции полиции
Статья 2 Федерального закона «О полиции» закрепляет, что деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а так – же других защищаемых лиц;
9) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Кроме того, по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Основные направления деятельности полиции - это, по сути, функции, необходимые и вместе с тем достаточные для реализации ее социального предназначения».
Глава 2. Понятие и содержание административно-правового статуса полиции
2.1 Понятие административно-правового статуса полиции
В Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяется, что служба в органах внутренних дел – это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на соответствующих должностях в ОВД РФ.
Согласно законодательству, сотрудник органов внутренних дел – это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Также сотрудник органа внутренних дел (полиции) – это федеральный государственный служащий, который отвечает определенным требованиям по уровню здоровья, образования, а также правовым и этическим стандартам и в установленном законом порядке замещающий должность, созданную в органах и организациях системы МВД России.
Сотрудник органа внутренних дел, как федеральный государственный служащий, в силу особенностей службы попадает в систему соответствующих ограничений, запретов, этических норм служебного и антикоррупционного поведения, которые в своей совокупности образуют правовой режим службы, осуществляемой в органах и организациях МВД России.
Также стоит отметить, что структура правового статуса сотрудника полиции очень близок к правовому положению гражданина, но соответственно не в полном объеме, учитывая обязанности, запреты (ограничения), гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, а также ответственность сотрудника полиции.
2.2 Права и обязанности полиции
Сотрудники полиции, как лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, имеет особый социально-правовой статус. Это связано с тем, что сотрудники полиции имеет право применять огнестрельное оружие, специальные средства, физическую силу, а также меры процессуального принуждения, в том числе задержание.
Все права и обязанности полиции детально изложены в Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
Основные обязанности сотрудника полиции
Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа,;
7) поддерживать уровень квалификации;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей;
9) беречь государственное имущество;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту;
14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, или преступлении, сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Основные права сотрудника полиции
Сотрудник полиции имеет право:
1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий;
2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами;
3) на отдых;
4) на оплату труда и другие выплаты;
5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;
7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, в связи с выполнением служебных обязанностей;
8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами;
9) на защиту своих персональных данных;
10) на продвижение по службе в полиции;
11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством;
13) на проведение по его заявлению служебной проверки;
14) на защиту своих прав и законных интересов;
15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья;
17) на государственное пенсионное обеспечение
3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;
3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;
4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;