Файл: 1. Конституционное право в системе права Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение 1. Конституционное право в системе права Российской Федерации 1.1 Исторические подходы к развитию конституционного права России 1.2 Общая характеристика системы науки конституционного права 1.3 Тенденции развития конституционного права России на современном этапе 2. Система науки конституционного права: структура, предмет, источники, принципы, институты, нормы 2.1 Структура науки конституционного права 2.2 Предмет науки конституционного права 2.3 Источники науки конституционного права 2.4 Правовые нормы конституционного права 2.5 Институты конституционного права Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложение | 3 6 11 12 14 15 17 22 24 29 32 33 34 |
Введение
Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая другая, она представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, и определенными общими признаками, с другой стороны, отличается от норм других отраслей права.
Актуальность обращения к выбранной теме обусловлена тем обстоятельством, что в развитии системы конституционного права имеется ряд спорных вопросов. Так, например, на предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином «государственное право». В настоящее же время термины «государственное» и «конституционное право» рассматриваются как синонимы. Однако некоторые ученые считают эти понятия неидентичными, имеющими различное содержание.
Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике принято именовать ее предметом. Определение предмета является необходимой предпосылкой правильного понимания тех общих качеств, которые свойственны ее нормам и институтам. Без учета родовой принадлежности нормы к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть ее назначение и роль в правовом регулировании. Правовой результат действия нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права. Без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое понимание вопроса о том, нормы какой отрасли подлежат применению. Без правильного решения этого вопроса не может быть обеспечена должная правовая оценка ситуации. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых они направлены.
Более того, по сравнению с другими отраслями права эти отношения отличаются существенными особенностями. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной, тогда, как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни: предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и т. д.
Особенность конституционного права выражается также и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной структуры.
Единство общества обеспечивается: 1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования, и 2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, сохраняется его целостность.
Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы, которые определяют устройство государства, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.
Поэтому цель настоящего исследования можно определить, как изучение системы конституционного права, его общих принципов, институтов и норм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить две задачи:
1. Дать общую характеристику науки конституционного права в общей системе права.
2. Рассмотреть конституционное право как систему определенных принципов, институтов и норм.
Цель и задачи, в свою очередь, определили структуру работы, поэтому композиционно она будет состоять из введения, двух глав основной части заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.
В рамках двух глав в направлении выбранной темы исследования будут рассмотрены следующие вопросы:
Объектом настоящего исследования является конституционное право, рассматриваемое как фундамент всего здания сложной системы социальных связей, предметом - система конституционного права, его принципы, институты и нормы.
Методологическую базу исследования составят методы исторический, правовой, системный.
Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, общества, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».
Общество как единый организм, целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой меры воздействия на них государства.
Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества, его сущность как единой целостной системы.
Основная часть
1. Конституционное право в системе права Российской Федерации
1.1 Исторические подходы к развитию конституционного права России
Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советского государственного права». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как несоответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии марксизма-ленинизма.
В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только в их параметрах допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.
Исходные положения и выводы, которые должны были увенчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа - новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС - ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма носили директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой [5].
В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому для научных исследований в методологическом плане была характерна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.
Однако, сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли государственного права. Это относится, прежде всего, к общетеоретическим проблемам отрасли, к исследованию ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т. д. Имеются серьезные исследования по проблемам источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как Конституция, ее функций, юридических свойств.
Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государственном праве, санкций, присущих этой отрасли, серьезные исследования проведены по таким узловым концепциям государственно-правовой науки, которые касаются сущности государственного суверенитета, общих вопросов народного представительства, форм непосредственной демократии, проблем правового статуса личности.
Большой вклад в науку внесли такие известные государ-ствоведы, как И. П. Трайнин, И.Д. Левин, В.Ф. Коток, А.А. Аскеров, АИ. Лепешкин, И.П. Ильинский, Г.В. Барабашев, М.Г. Кириченко, Б.В. Щетинин, B.C. Основин, Г.И. Петров, В.А. Пертцик и многие другие [3, 7, 13].
Рамки общеидеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам, критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.
Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство, научное обоснование их содержания. Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конфетных законодательных актов, проблем систематизации государственно-правового законодательства, планов законодательных работ. Научные проблемы разрабатывались учеными всех союзных республик, входящих в состав бывшего Союза ССР. К таким проблемам относились как общетеоретические аспекты государствоведения, так и специфические, присущие каждой данной национальной республике. Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях [6].
Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от приоритетов названных выше социалистических принципов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.
Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, она освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узко классовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.
Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии одной марксистско-ленинской идеологии, либо любой другой, от принципа однопартийное, становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований. Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, признание множественности форм собственности, в том числе, частной собственности, требует новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.
Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций новой Российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.
Конституционное право является ведущей отраслью права Российской Федерации. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений [4].