Файл: Учреждении организация индивидуальной педагогической деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27
Такому портрету присущ особый строй чувств, филигранная проработка формы, отточенность рисунка, не всегда доступные живописи. Тающая прелесть легких красок на бумаге особенно чутка к тонким нюансам настроений, к поэтически идеальным состояниям души. Техника акварели сложна и капризна, она не терпит исправлений. Поэтому от акварелиста требуется безупречное владение техникой и изначальная ювелирная проработанность деталей, что дается не каждому художнику.
Петр Федорович Соколов ( 1798 – 1877 ) и Владимир Иванович Гау
( 1816 – 1895) были настоящими профессионалами, занимавшимися акварельным портретом.
Во 2-й половине XIX века, в кругу передвижников, портреты писались с обостренным чувством гражданской ответственности. Критически- обличительная тенденция реализма была для них такой же действенной силой искусства, как и поиски жизнеутверждающего идеала. Мысль о личной ответственности каждого за несовершенство мира возлагала на представителей искусства миссию подвижников.
Таким был Василий Григорьевич Перов ( 1834 – 1882 ), замечательный художник и авторитетный педагог. Его полотна заслужили признание не только у русского зрителя, но и на Всемирной выставке 1867 года в Париже.
*Портрет Ф. Достоевского, Фомушка-сыч.
Идейный лидер передвижничества – Иван Николаевич Крамской ( 1837 –
1887 ). «Главный и самый большой труд его – это портреты, портреты, портреты», - писал о нем Илья Репин. Плодотворность Крамского в этом жанре исключительна – более 700 произведений, целая галерея лиц современников.
Большинство из них были заказными работами, не всегда бесспорно удачными, но лучшие из них стали классической школой портретного мастерства для всего поколения художников пореформенной России.
*Портрет А.
Литовченко и Неизвестной И.Крамского
В своих воспоминаниях он писал, что ничто не «…так цельно раскрыть человеческой физиономии, как ее изображение».
28
Близок к нему по пониманию портретных задач Николай Николаевич Ге
(1831 – 1894 ), в творческом наследии которого портрету не отведено много места.
*Портрет А.Герцена, Н. Петрункевич Н.Ге.
Подлинным новатором портрета был Илья Ефимович Репин (1844 –
1930), создавший его эмоционально-психологический вариант. Особый колористический дар Репина обогатил портретный жанр изобретательностью цветовой игры, разнофактурностью мазка.
*Портрет В. Шевцовой, Горбун - этюд для картины «Крестный ход»
Василий Иванович Суриков ( 1848 – 1916 ) – прирожденный исторический живописец. Даже создавая портрет, он интуитивно видел в своих моделях потенциальные типажи картин исторической тематики.
*Солдат. Этюд к картине «Переход Суворова через Альпы».
Портретные образы Николая Александровича Ярошенко (1846 – 1898), скромные и аскетически серьезные, продолжают линию этически артикулированных образов Крамского.
*Студент, Курсистка.
Конкурс «Мир литературных предметов»
Задание №1 первой команде:
Получают набор предметов, состоящий из перстня, красивых запонок с камнем опалом, мужских лаковых ботинок, книги кого-либо из великих англичан, кофейной пары. *Это атрибуты П.П. Кирсанова из романа «Отцы и
дети».
«Кому бы из героев изученных вами произведений мог принадлежать
этот набор предметов?».
Отгадка звучит как отрывок из романа и на экране появляется Портрет А.
А. Столыпина Владимира Гау.
29
Н.П.: Приходившийся двоюродным братом Лермонтову, Алексей
Столыпин был другом поэта и выступил секундантом на роковой дуэли. Но
создавая портрет, художник прежде всего увлекся красотой героя. По
воспоминаниям современников, этот очень порядочный, скромный,
отзывчивый человек был на удивление хорош собой. Неотразимый щеголь, он
так и просится на обложку модного журнала.
Задание №1 второй команде:
Набор предметов состоит из простой шляпы, плаща –крылатки, химической колбы, пары учебников по физике и химии, клетчатый плед или маленький чемоданчик. *Это могло принадлежать Е. Базарову.
Отгадка звучит как отрывок из романа и на экране появляется Студент
Николая Ярошенко.
Выступает докладчик, обучающаяся группы.
Задание №2 первой команде:
Набор предметов: книга «Домострой», банка соленых огурцов, молитвенник, связка ключей, расписной платок, чайная пара, шкатулка.
*Кабаниха из «Грозы».
Отгадка и на экране появляется «Купчиха» Бориса Кустодиева
Н.П.: Хранительницей патриархально-устойчивого быта русской
провинции выступает купчиха. Яркая, как матрешка, пышущая здоровьем, она
величественно царит над «поверженным» у ее ног городом. Восторг и легкая
незлобливая усмешка художника придают образу особую привлекательность.
Задание №2 второй команде:
Набор предметов: зонтик от солнца, нотная тетрадь, перо в чернильнице, дамская шляпа. *Ольга Ильинская из «Обломова».
Отгадка звучит как отрывок из романа и на экране появляется Портрет
«Неизвестной» Ивана Крамского.
30
Н.П.:Эта девушка из высшего общества, кто она неизвестно, за
портретом навсегда закрепился ореол таинственности. Известно только, что
героиня маняще красива, ее образ бросает вызов условностям общества, но и
сама она причастна к миру, где тепло и искренность в человеческих
отношениях подменяются холодным расчетом и фальшью. Крамской раскрыл
трагическое одиночество человека, которого никто не любит и который сам
уже не в состоянии любить.
Заключительное слово преподавателя:
Лучшие произведения портретной живописи 19 века, как и произведения других исторических периодов России, вечны, они бесценны и хранятся в лучших музеях Государственной Третьяковской Галереи, Москва,
Государственном Русском Музее, С-Петербург, Музее Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва и др.
Искусство портрета оставило на века потомкам образы людей далекого прошлого. Всматриваясь в портреты, мы погружаемся в русскую историю и культуру того времени, вспоминаем литературные произведения, такие как
«Обломов» Гончарова, «Отцы и дети» Тургенева, «Гроза» Островского и другие.
Лучшие произведения портретной живописи и литературы 19 века вошли в фонд отечественной и мировой культуры. Реалистические произведения того времени всегда были и будут близки простым людям, т.к. в них отражение самой жизни. И в нашем 21 веке лучшие режиссеры берут за основу произведения изобразительного искусства и литературы для создания произведений театрального и киноискусства
31
10. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО и ДПИ и
рекомендации по её усовершенствованию
Оснащение кабинета ИЗО и ДПИ
Оборудование учебного кабинета Классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения пособий и учебных материалов.
Специальные инструменты
1. Комплекты для создания линогравюр
(валики, резцы).
2. Мольберты.
3. Конструкции, позволяющие развешивать готовые работы на стене.
4. Рамы, используемые для оформления готовых работ.
5. Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности.
6. Фартуки и нарукавники, защищающие одежду от загрязнений во время работы.
Технические средства обучения
Компьютер преподавателя, принтер, сканер, проектор. Цифровая доска.
Портативные компьютеры для учащихся.
Наглядные материалы
Репродукции, альбомы-путеводители по музеям, фото- и видеоматериалы.
Портреты художников.
32
Учебные пособия
Учебники по изобразительному искусству. Макеты и муляжи.
Санитарно-гигиеническая зона
Санитайзер, жидкое мыло, бумажные полотенца, влажные салфетки.
Предметно-развивающая среда в кабинете ИЗО МАОУ «СОШ №28» оснащена в соответствии с ФГОС, что позволяет создать благоприятную среду для обучения, повысить уровень усвоения материала и успеваемость.
*элементы предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО МАОУ «СОШ №28», оформление ко дню Космонавтики.
33
11. Проведение диагностического исследования с обучающимися на
занятиях по ИЗО и ДПИ
Для диагностики художественного развития обучающихся МАОУ «СОШ
№28» с целью выяснения характера и уровня художественного восприятия, я бы рекомендовала следующую методику опроса:
Вопросы:
1 вариант -1-3 класс
1. Как бы ты назвал эту картину?
2. Нравится тебе картина или нет?
3. Расскажи об этой картине человеку, который ее не знает, не видел, расскажи так, чтобы он смог составить о ней себе представление
2 вариант - 4-6 класс и старше
1. Как бы ты назвал эту картину?
2. Нравится тебе картина или нет?
3. Расскажи об этой картине человеку, который ее не знает, не видел, расскажи так, чтобы он смог составить о ней себе представление.
4. Какие чувства, какое настроение вызывает у тебя эта картина?
5. Почему она вызывает у тебя такие чувства?
6. Что, по-твоему, хотел сказать автор этой картиной? Какова ее главная мысль?
7. Какими средствами автор добился того, что мы понимаем его главную мысль?
8. Не хочешь ли ты что-нибудь добавить или изменить в своем ответе на первый вопрос?
34
9. Вернись к своему ответу на второй вопрос. Осталась ли твоя оценка картины такой же или изменилась? Если изменилась, то в какую сторону? Объясни, почему ты так оцениваешь ее?
Обработка результатов
Уровень
Характеристика
1 Целостный уровень
художественного
восприятия
•
проникает в авторскую позицию;
•
сводит все полученные впечатления в единую систему;
•
связывает собственную оценку произведения с его художественным содержанием
•
эмоциональное суждение основаны на адекватном восприятии пафоса картины
2 Фрагментарный
уровень
художественного
восприятия
•
нет четкого понимания замысла автора;
•
попытки проникновения во внутренний мир персонажей опираются на отдельные компоненты произведения, на отдельные признаки их материального воплощения, а не на их совокупность;
•
затруднена оценка сложных произведений
(не связывает собственную оценку с его художественным содержанием)
•
эмоциональные суждения опираются на отдельные компоненты произведения, а не на адекватное восприятие пафоса всего произведения.
35
3 Дохудожественный
уровень восприятия
•
нет адекватного понимания замысла автора (автор репродуцирует, то, что видит);
•
отсутствуют личные переживания по отношению к содержанию произведения;
•
оценка и эмоциональные суждения опираются на ассоциации, не связанные с содержанием произведения.
При анализе результатов выделяются высказывания:
•
передающие настроения, чувства и эмоциональные состояния самого воспринимающего, персонажей, автора картины - эмоциональные суждения;
•
высказывания о себе, как субъекте восприятия, авторе, персонажах, других людях, включаемых воспринимающим в систему осмысления произведения искусства - коммуникативно-рефлексивные суждения;
•
высказывания, раскрывающие общественно-значимое содержание произведения, оценку – интеллектуальные суждения.
На высокий художественный уровень восприятия выходят те ученики, у которых все три вида суждений находятся в равновесии и обычно связаны в единой фразе.
36
ВЫВОДЫ
Во время прохождения учебной практики на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Перми, я познакомилась с профессиональной деятельностью педагога ИЗО и ДПИ - Почебут Натальи
Павловны. Пример её деятельности в учреждении помог мне ознакомиться с содержанием основных должностных обязанностей педагога по ИЗО и ДПИ, документацией, нормативно-правовыми основами его профессиональной деятельности; познакомиться с практической деятельностью педагога ИЗО и
ДПИ; углубить и закрепить теоретические знания в области педагогики; сформировать первоначальные педагогические умения с целью развития и накопление педагогических навыков.
Поставленные цели и задачи практики считаю выполненными.
Прохождение учебной практики и знакомство с МАОУ «СОШ №28 стало для меня новым опытом деятельности, который, безусловно, принес пользу моему профессиональному становлению, как будущему педагогу. Также, я получила опыт поиска, анализа и структурирования информации.
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. – Дубна: Феникс+, 2009.
2. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А.
Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 315 с.
3. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /
М.:Просвещение, 2012 г.
4. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей : учебное пособие / А. В. Золотарева
[и др.] ; под научной редакцией А. В. Золотаревой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 239 с.
38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 (Лицензия)
39
40
41
Приложение №2 (Аккредитация)
42