Файл: Личность как объект социологии. Индивидуальность и личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание:
-
Личность как объект социологии. Индивидуальность и личность….……..3 -
Основные свойства и закономерности функционирования социальной организации………………………………………………………………….13 -
Список литературы…………………………………………………...……..21
Личность как объект социологии. Индивидуальность и личность.
Социология личности – область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений и социально-типичного субъекта этих отношений. Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами. На социологию личности заметное влияние оказывают философские концепции человека и психологические теории личности. Однако если в философии больше используют понятие «человек», обозначающее принадлежность к человеческому роду, в психологии обращают внимание прежде всего на индивидуальные психические качества конкретных людей, то в социологии усилия сосредоточиваются на изучении социальных качеств, которые формируются и проявляются у людей в процессе общежития и взаимодействия с другими людьми. Социологию интересует, прежде всего, человек как элемент социальной системы, как субъект социального действия и взаимодействия с другими людьми, хотя ясно, что в социальных качествах субъекта проявляются и общие родовые, и конкретные индивидуальные качества людей. В социологии личность рассматривается в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи человека с социальными институтами, со всеми социальными структурами, с обществом в целом. В социологии сложилось большое разнообразие методических подходов к исследованию качеств личности. Бихевиористский (поведенческий) подход исходит из того, что наука должна описывать только непосредственно наблюдаемые проявления качеств человека при его поведении. Личность при этом характеризуется совокупностью реакций (ответов) на некоторые стимулы (вопросы). В ролевой теории личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. В теории зеркального «Я» личность понимается как результат социального взаимодействия, в ходе которого человек смотрит на себя как на объект глазами других людей. В функциональных теориях личность трактуется как субъект действия и характеризуется совокупностью качеств, которые проявляются в действиях людей. Такой методический подход чаще всего используется в теориях социального управления.Любой руководитель сталкивается с вопросами изучения и оценки качеств личности. В связи с этим важное значение имеет понимание различных подходов психологов и социологов к раскрытию структуры качеств личности. Остановимся на наиболее важных теориях личности.Одна из первых классических теорий личности была разработана
З. Фрейдом.
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. При этом индивидуально-личностные коллизии, переживаемые личностью, предстают как социальные. Признавая ведущую роль социальных факторов (культуры и социальных институтов, влияния других людей) в формировании личности, социологи переводят проблему личности в плоскость социологического анализа.Такая постановка вопроса вытекает из необходимости найти постоянную величину, определяющую процессы, происходящие в обществе. Объясняя эти процессы взаимодействиями индивидов, объединяющихся в социальные общности для достижения своих целей, мы получаем ключ к пониманию сущности общества.
Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
«Индивид» – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и других исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. «Личность» – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.
Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Таким образом, для социологии в человеке интересна его социальная составляющая. При таком подходе ничто человеческое, в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем в личности они представлены в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей само тождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.
Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с ней) и вместе с тем к проявлению творческой индивидуальности делает личность продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности.
Не всякий человек личность. Человеком рождаются, а личностью становятся. В то же время неправильно думать, что личность — это только выдающийся человек. Личность – это человек обладающий самосознанием и ценностными ориентирами, включенностью в социальные отношения и чувством ответственности за поступки, осознанием своей индивидуальности и автономностью по отношению к государству и обществу. Поэтому, можно говорить, как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника или алкоголика, бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.
Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Индивидуальность человека состоит:
в том, что каждый индивид неповторим,
но, особенно в том, что каждый индивид - это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.
Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить, как особую форму бытия человека в обществе.
Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.
Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности»
Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.
Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.
Социализация - это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на объект. Социализация требует также деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.
В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.
Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.
Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которого имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).
В любом случае социализация наиболее активно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети осваивают будущие социальные роли.
В процессе вторичной социализации личности очень значимым для личности может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки потеряли свое определяющее значение. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни, знаний, ценностей, ролей и навыков.Формирование личности происходит в процессе