Файл: Управленческое консультирование понятие, предмет, задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского

Реферат на тему :
«управленческое консультирование: понятие, предмет, задачи.»


Выполнила студентка 4 курса

психолого-педагогического факультета

Направление: Психология служебной

Деятельности группа 8519ОС-3СД

Янчевская Яна Болеславовна




Содержание

Основные понятия и определения ………………………………………..………………3

Цели, задачи, подходы к управленческому консультированию......……………….........9

История управленческого консультирования……..………………………….………...11

Список литературы ………………………………………………………………………17

Основные понятия и определения.

Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Под услугой отдельной личности или организации понимается осуществление деятельно­сти определенного плана, которая является полезной и приемлемой для клиента.

По классификатору Всемирной торговой организации (ВТО) консалтинг рассмат­ривается как сектор деловых непрофессиональных услуг, в то время как юридические и аудиторские услуги относятся по этой классификации к деловым профессиональным ус­лугам.

Деловые услуги — виды деятельности, создающие необходимые условия для ка­чественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйст­ва (материальных и нематериальных) и способствующие формированию и тесному взаи­модействию всех элементов инфраструктурного комплекса. Виды деловых услуг:

1.  Бухгалтерское обслуживание

2.  Инвестиционное обслуживание

3.  Обеспечение информационными технологиями

4.  Юридическое обслуживание

5.  Аудит

6.  Деловая информация

7.  Реклама и отношения с общественностью

8.  Рекрутмент

9.  Управленческое консультирование

10.  Инжиниринг

11.  Лоббирование

Как правило, деловые услуги предоставляются по нескольким видам консультаций, одна из которых является доминантной. Следует отметить, что в настоящее время многие консультационные компании оказывают и неконсалтинговые профессиональные услу­ги — происходит некоторое переплетение консультирования и других видов профессио­нальных услуг.


Роль деловых услуг в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное управление создает основу для роста экономического благосостояния и со­циальной удовлетворенности населения. Консультационные услуги являются частью деловых услуг, а управленческое консультирование - одним из видов консульта­ционных услуг.

Консультационная услуга представляет собой совет, рекомендацию, анализ, оценку, прогноз, справку и т. п. в предметной области интересов (проблем) клиента, т. е. продукт консультационной деятельности, получаемый в процессе взаимодействия субъек­та (консультанта) и объекта (клиент/клиентская организация и ее проблемы, задачи, про­цессы) консультирования.

Консалтинг — это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Основная его цель заключается в улучшении качества ру­ководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда ка­ждого работника.

Управленческое консультирование - это услуги, оказываемые не­зависимыми и профессионально подготовленными специалистами, чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем. Для наиболее полного раскрытия этой дефиниции обратимся к характерным чертам управленческого консультирования.

Выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.

1. Профессионализм.

Консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приоб­ретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Сле­довательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Бо­лее того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

2. Совещательность.

Консультанты в основном дают советы. Это означает, что они — только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претво­рять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты не­сут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.



3. Независимость.

Консультирование — это независимая служба. Консультант оценивает любую си­туацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать кли­енту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Кон­сультант должен обладать такими видами независимости:

• финансовой,

• административной,

• политической,

• эмоциональной.

Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинго­вых услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.

Процесс консультирования – последовательная серия действий, шагов, организационных событий или мероприятий, которые предпринимает консультант для разрешения проблем, достижения позитивных перемен внутри клиентной организации и/или создания условий, при которых клиент в состоянии сделать это самостоятельно.

Консультант – физическое или юридическое лицо, оказывающее консультацтонные услуги, как правило, на коммерческой основе. Это специалист в конкретной области, который обладает знаниями, аналитическими и диагностическими навыками, способностью творчески применить их при решении проблем клиента, соблюдающий этические нормы и стандарты профессии. Под клиентом понимается любое физическое или юридическое лицо, обратившееся за решением проблемы в консультационную фирму, предоставившее ей минимально-необходимую информацию о сути проблемы и заключившее договор на оказание консультационных услуг. Кроме того, под клиентом понимается не только внешний потребитель продукции. В качестве клиента рассматривают и работника самого предприятия, потребляющего «внутренний продукт», производимый другими работниками, а также бизнесс-процессы, в ходе которых происходит подготовка и создание продукта для внешнего клиента.

Анализ, работы отечественных и зарубежных консультантов по­казывает, что в их деятельности преобладает консалтинг двух видов: нормативный — консультирование по юридическим проблемам, бу­хучету, внешнеэкономической деятельности, налогообложению, при­ватизации, аудиту; развивающий — перевод предприятия из текуще­го состояния в желаемое, при этом предполагаются диагностика предприятия, разработка программ выхода из тупиковых ситуаций, реорганизация системы управления, выработка маркетинговой по­литики и т. д.


Предложенная типология управленческого консультирования зна­чительно расширяет список типов консультационной деятельности:

• консультирование проекта — консультант сам анализирует, ста­вит диагноз, разрабатывает и предлагает проект решения про­блемы;

• консультирование процесса — консультант организует группо­вую работу сотрудников клиентской организации для поиска нужного решения проблемы, используя активные методы обу­чения (АМО); он может также принимать участие в разработке рекомендаций;

• консультирование через рефлексию — консультант, проведя ана­лиз и поставив диагноз «болезни» предприятия, предоставляет руководителю картину его собственной деятельности, затем, используя специальные приемы, помогает руководителю как бы выйти за пределы этой деятельности и наблюдать за ней со стороны (это позволяет увидеть и осознать собственные ошибки, а значит, и скорректировать их с учетом увиденного);

• консультирование путем взаимообучения — консультант по спе­циальной программе организует непосредственный обмен на­выками и достижениями между руководителями (Всесоюзный клуб директоров, Международная ассоциация руководителей предприятий);

• учебное консультирование — консультант в аудиторной обста­новке демонстрирует специалистам-управленцам проработан­ные пути и способы решения различных нетривиальных задач (он может проводить дополнительные учебные занятия);

• экспертное консультирование — в качестве консультантов вы­ступают узкие специалисты (юристы, социологи и т. п.), а кли­ент предоставляет им информацию, контролирует их деятель­ность, усваивает рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения.

В конкретных проектах или на их различных стадиях могут при­меняться комбинации всех перечисленных видов консультирования, и тогда оно становится экспертно-процессным, проиессно-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.

Работа консультанта начинается с того, что какое-то условие признается неудовлетворительным и имеется возможность его ис­править, а заканчивается она, когда в этом условии произошло из­менение, которое можно рассматривать как улучшение. Работа кон­сультанта включает в себя взаимодействие различных видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические, финан­совые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации. Все изменения, задуманные и осуществленные при помощи консультанта, должны способствовать улучшению качества руководства и повышению эффективности ра­боты организации. Это основные цели использования консультантов, хотя «улучшение руководства» и «эффективность работы организа­ции» являются относительными понятиями, и их точное значение следует определять в контексте каждой конкретной организации и конкретного консультационного проекта.


Консультанты строят свою деятельность на определенных прин­ципах, которые следует учитывать, консультируя организацию:

1) научность — недопустимо осуществлять процесс консульти­рования, опираясь только на опыт, который далеко не всегда соот­ветствует положениям управленческой науки и теории УК; консуль­тант может опираться на научную истину, дополненную личным опытом, а результаты консультирования сами покажут научную ис­тинность или ложность его рекомендаций;

2) гибкость — многообразие инструментов УК, осуществление по­стоянного мониторинга позволяют быстро менять схему консульти­рования, обусловливают широкий диапазон применения УК в различ­ных системах управления и в разнообразных конкретных ситуациях;

3) прогрессивность — означает динамичность управленческих сис­тем в соответствии с постоянным усложнением содержания и форм хозяйственной деятельности и изменением правовых норм, требую­щих перманентного развития и совершенствования теории и прак­тики УК;

4) преемственность — постоянно развиваясь и совершенствуясь, УК сохраняет наиболее эффективные приемы и методы консуль­тантов разных поколений и вносит новации, вырастающие на почве нового опыта и традиций;

5) сохранение системы — воздействие консультанта на клиентную организацию в процессе консультирования до этапа освоения резуль­татов УК не должно нарушать качественных параметров и режима функционирования организации;

6) изменение системы — реализация результатов УК в клиентной организации на этапе освоения результатов консультирования долж­на значительно изменить ее качественные параметры и режим функ­ционирования;

7) конкретность — эффект консультирования обусловливается во многом своевременностью его проведения и соответствием усло­виям среды хозяйствования; чтобы отвечать потребностям практики, УК должно четко и конкретно прогнозировать хозяйственную ситуа­цию, в которой будут осуществлены рекомендации консультантов, и степень ее изменения;

8) косность — практическая реализация рекомендаций консуль­тантов во многом зависит от отношения к ним трудовых коллекти­вов, поэтому работа консультантов на всех этапах УК должна быть на виду, а члены коллектива должны принимать непосредственное участие в разработке и освоении инноваций;

9) компетентность — решения по проведению управленческого консультирования клиентной организации принимаются только при наличии компетентных консультантов-профессионалов по конкрет­ным проблемам организации;