Файл: Управленческое консультирование понятие, предмет, задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10) динамичность — процесс консультирования должен вносить в жизнедеятельность клиентной организации необходимую динамику, которая сохраняется в ней и после завершения консультирования;

11) научная перспектива — в процессе УК возможно появление новых научных идей, поэтому консультанты не только реализуют но­вые знания в хозяйственной деятельности, но и определяют перспек­тивные направления развития теории УК;

12) креативность — для УК неприемлемы раз и навсегда уста­новленные правила, приемы, методы; консультационный процесс требует постоянного творчества, поиска нестандартных решений и нетрадиционных подходов; в различных управленческих ситуациях, зачастую тупиковых, консультанты используют уникальные, изобре­тенные ими методы и приемы;

13) эффективность — условия деятельности консультантов по управлению таковы, что они постоянно ищут пути повышения эф­фективности УК, ибо заказчик постоянно держит руку «на пульсе» и оценивает качество услуги; стимулом к повышению эффективно­сти УК служит существующая иерархия консультантов, построенная в соответствии с квалификацией и соответствующей оплатой.



2. Цели, задачи, подходы к управленческому консультированию.

Можно выде­лить два основных подхода к консультированию: функциональный и профессиональный.

Функциональный подход

Этот подход рассматривает управленческое консультирование как любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии за­дач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. Т. е., консультант является помощником, и допускает, что такая по­мощь может оказываться лицами, выполняющими самую разнообразную работу.

Профессиональный подход

Данный подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу. Управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, обладающих профессиональными знаниями и навыками, кото­рые помогают организации-клиенту выявить управленческие проблемы, проанализиро­вать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимо­сти, выполнению решений.


Эти два подхода дополняют друг друга. Управленческое консультирование можно рассматривать либо как профессиональную службу, обеспечивающую профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления; либо как метод, обеспе­чивающий практические советы и помощь, помогающий организациям и руководящим работникам совершенствовать практику управления и повышать индивидуальную произ­водительность и эффективность работы организации в целом.

Цель консультирования можно сформулировать следующим образом: помочь дру­гим людям разрешать проблемы и яснее видеть все возможности.

Давать советы людям — значит вступать в межличностное взаимоотношение, цели­ком захватывающее его участников. Оказывая свои услуги, консультант преследует сле­дующие цели:

• помочь другому человеку более умело решать проблемы;

• помочь другому человеку снять напряженность и разочарование, за которыми скрываются важные вопросы или факты;

• помочь другому человеку более ответственно относиться к собственной жизни и быть активным в достижении поощряемых результатов.

Консультирование предполагает:

• намерение уделить время, внимание, предоставить свой опыт в помощь друго­му человеку;

• не разработку ответов на вопросы, а оказание помощи при решении проблем;

• оказание комплексной помощи, поскольку требуется решение проблемы;

• что рекомендуемые консультантом решения должны носить системный харак­тер, поскольку проблемы касаются управленческой системы.

Поэтому, консалтинг можно охарактеризовать как помощь руководителям фирм при разработке комплексных и системных решений проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности.

Задачей управленческого консультирования является предоставление консультан­том клиенту определенных инструментов, методик для организационной диагностики со­стояния предприятия, решения выявленных в ходе нее проблем, выработки стратегиче­ского плана развития организации. Консультант, предоставляя свои навыки по организа­ционному диагнозу, стратегии, планированию, координации, информационным системам и другим вопросам, знакомит клиента с организационными процессами и отношениями и помогает ему определить и осуществить соответствующую стратегию; помогает приобре­сти особые знания (например, в области анализа обстановки, прогноза экономического положения), освоить методы, применяющиеся при выявлении проблем и осуществлении изменений (обучающее консультирование).



Заниматься консультированием следует:

• Лицам, имеющим подготовку и обладающим специальными знаниями в тех облас­тях, которые связаны с видом деятельности предприятия (например, финансовый контроль, системы бухгалтерского учета, маркетинг, управление производством).

• Опытным менеджерам, работавшим ранее над решением разнообразных проблем.

• Лицам, обладающим хорошими связями с потенциальными инвесторами или по­требителями.

3. История управленческого консультирования.

Зарождение управленческого консультирования было вызвано постоянным поис­ком предпринимателями новых средств повышения эффективности производства, попыт­ками со стороны специалистов управления найти коммерческое приложение своим спо­собностям, логикой развития организационной науки и практики.

Знание истории помогает понять современные возможности, эффективность и не­достатки консультирования.

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое госу­дарственное устройство, любая организационная деятельность предполагает, что сущест­вует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет).

Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX века. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные раз­розненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.

Так, например, книга «Поучение Птаххотепа» (Древний Египет, 2000—1500 гг. до н. э.) содержит совет начальнику — субъекту управления: «...будь спокоен, когда слуша­ешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хо­тел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса». Аналогичные советы можно най­ти и в современной управленческой литературе.

В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах дея­тельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: «Главная задача — по­ставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний».

В Древнем Риме Катон Старший (234 — 149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли «по­смотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Советовалось также дать управляющему план работы на год.


Управленческие «ноу-хау» передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государ­ственный деятель Макиавелли (1469 — 1527 гг.). Он, в частности, говорил: «Об уме прави­теля первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди пре­данные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел по­знать их способности и удержать их преданность».

Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая мысль: «Многие полага­ют, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знаю­щее исключения, гласит: «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно да­вать благие советы».

В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Пет­ра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны ре­комендации руководителю производства того времени: «Управителю, по окончании каж­дого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках потребно сочинять ведо­мости не позже, как 20-го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий день удержать надлежит по гривне».

Бурное развитие управленческая мысль получила после промышленной револю­ции, которая совершилась в Европе в середине XVIII века. Технические и методологиче­ские подходы к упрощению рабочих процессов и поднятию эффективности труда и рабо­ты предприятия исследователей были разными и в ряде случаев даже противоречили друг другу. Однако все они верили в применение научного метода для решения проблем про­изводства.

Например, для США периода 1гг. этого периода характерно бурное раз­витие промышленности. Развитие сети железных дорог превратило страну в один огром­ный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали, прежде всего, те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления.

Ф. Тейлор предложил систему «научного управления», которую характеризовал так: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудниче­ство вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограни­чения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной дос­тупной ему производительности и максимального благосостояния».


В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последова­тели Тейлора. Так, супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении).

Г. Гантт ввел в практику управления линейный график, позволяющий планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. Графики, или как их иначе называют «диаграммы Гантта», стали предшественниками широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. Диа­граммы Гантта широко используются и в современном календарном планировании дея­тельности предприятий.

Консультирование, которое возникло на основе движения научного управления, концентрировалось в основном на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда, изучения трудовых движений и затрат време­ни, устранения отходов и снижения издержек производства.

Всей этой области дали название первоначально «организация производства». Практических работников, которых часто называли «экспертами по эффективности», ува­жали за их целеустремленность, методический подход и получаемые результаты. Однако их вмешательство часто вызывало страх и неприязнь у рабочих и деятелей профсоюзов, так как они зачастую вели себя безжалостно. Но со временем появлялись новые области управления и, соответственно уменьшалась работа по организации производства и труда.

Не все проблемы фабрик и заводов возможно было решить с помощью организации производства и экспертов по эффективности. Это привело к расширению интереса к дру­гим аспектам организации бизнеса и к рождению новых областей консультирования. Одна из первых консультантских фирм современного типа была основана в Чикаго в 1914 г. Эдвином Вузом под названием «Служба деловых исследований».

В 1920-е годы Элтон Мэйо, проводивший Хоторнский эксперимент, дал импульс исследованиям по консультированию в области взаимоотношений между членами коллек­тива. Начало важной консультативной работе по управлению людскими ресурсами и их мотивации положила Мэри Паркер Фоллет.

Интерес к более эффективному сбыту и маркетингу был пробужден такими людь­ми, как англичанин Гарольд Уатхед, автор книги «Принципы торговли», написанной в 1917 году. В 1920-е годы был основан ряд консультантских фирм.