Файл: Профильспециализация Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

 

Факультет (Институт) _Педагогики___

                                                    (наименование факультета/ института)

 

Направление подготовки /специальность: 44.03.01 Педагогическое образование                                                                            .

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований


                                                                                                   .

(наименование профиля/специализации)Форма обучения:  заочная                                                                                                                       .

(очная, очно-заочная, заочная)

Проблема выбора методов исследования

Несмотря на то, что область физического воспитания и спорта относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как психология, социология, экономика, физиология, биология, математика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимых по физическому воспитанию и спорту, широкое применение находят различные методы научного познания из других областей науки и техники. 

В данном случае основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить его задачи. Именно задачи и вопросы, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, наибольшее распространение получили следующие методы:

  1. анализ научно-методической литературы;

  2. анализ документальных и архивных материалов;

  3. педагогическое наблюдение;

  1. беседа, интервью и анкетирование;

  2. контрольные испытания;

  3. хронометрирование;

  4. экспертное оценивание;

  5. педагогический эксперимент;

  6. математические методы обработки результатов.


Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физической культуры и спорта позволяет в каждом конкретном случае использовать самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации. 

Характеристика методов исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

Подготовка дипломной работы, как и любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Следует помнить, что исследовательская работа – это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинаться уже в процессе выбора темы дипломной работы. Студент по литературным источникам сможет ясно представить себе все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Всегда важно выявить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. Студент, зная, какие стороны достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, что устарело, какие вопросы еще не решены, определяет область своего исследования. Кроме того, проработанная по теме литература является основой для написания первой главы дипломной работы «о состоянии изучаемого вопроса». Особую направленность эта работа приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования.

Квалифицированный анализ литературных источников требует от студента знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Поиск литературы продолжается и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы, приводимой обычно в конце книги. При подборе интересующей литературы учитываются год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общая направленность работы (определяемая на данном этапе по заглавию). Подбор соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника. Это связано с тем, что иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников.

Большую помощь в поиске информации при подготовке дипломной работ может оказать глобальная телекоммуникационная сеть Интернет. 

2. Анализ документальных и архивных материалов.



Еще одним методом сбора фактических данных является изучение нормативно-правовой, организационно-управленческой и педагогической документации, а так же архивных материалов: планов, отчётов, инструкций, дневников тренировок, протоколов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, статистических материалов и т.п. В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, выявить причинные связи, некоторые зависимости и т.д.

3. Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физической культуры и спорта целью проведения педагогического наблюдения является изучение разнообразных вопросов организации учебно-тренировочного процесса. 

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спортсмены, тренеры и преподаватели, классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовленности разного возраста и пола, а также условия занятий и т.д.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например: построение тренировочного цикла, объем нагрузки, интенсивность занятий, методы обучения и воспитания, построение урока для различных контингентов занимающихся, формы и характер внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся и т.д. В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение особенностей общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др.

Виды педагогических наблюдений.

Непосредственным считается такое наблюдение, когда исследователь сам является наблюдателем происходящего организационного, педагогического явления. При этом он может выступать в роли или свидетеля, т.е. нейтрального лица по отношению к наблюдаемому процессу, или его участником, руководителем, организатором. В первом случае исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия, являясь лишь свидетелем происходящего. Такое наблюдение наиболее доступно и поэтому чаще всего применяется на практике. 


Несмотря на положительные стороны в проведении непосредственных наблюдений, у исследователя не всегда бывают возможности для сбора достаточно большого фактического материала. В этом случае материал личных наблюдений дополняется и корректируется опосредованными(косвенными) наблюдениями, к проведению которых привлекаются студенты, преподаватели, ученики и др. Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести. Как непосредственное, так и опосредованное наблюдения по форме могут быть открытыми или скрытыми.

Открытыми считаются такие, при которых занимающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение. При проведении же скрытого наблюдения предполагается, что ни кто об этом не знают. По этой причине скрытое наблюдение с точки зрения получения более достоверных фактов имеет преимущество, так как поведение занимающихся и преподавателей в данном случае, остается естественным. Одним из основных условий организации скрытого наблюдения является односторонность, когда исследователь видит и слышит испытуемых, а они его нет. 

Наблюдение считается непрерывным,если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматривается его начало, развитие и завершение. Продолжительность наблюдений зависит от задач исследований и от того педагогического явления, за которым ведется наблюдение.

Однако вести непрерывное наблюдение становится невозможно, когда его предметом является процесс, границы начала и завершения которого значительно удалены во времени. За такими процессами целесообразнее проводить дискретное наблюдение. Оно характеризуется тем, что в процессе его проведения изучается не все организационное, педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. Несмотря на то, что в данном случае не удается проследить за динамикой, рисунком непрерывного процесса, увидеть многие его детали, – общий ход развития явления, его характер, знание начальных и конечных признаков позволяют понять общую закономерность.

Для регистрации результатов наблюдений могут использоваться самые разные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступным можно считать протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках. 

4. Беседа 
применяется как самостоятельный или дополнительный метод в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она проводится так же, как и наблюдение, по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника.

Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и особенно психологической подготовки, уровня теоретических знаний, искусства ведения беседы и даже личного обаяния.

Разновидностью беседы можно назвать интервьюирование, перенесенное в область педагогических исследований из социологии. Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты, и исследователь выступают активными сторонниками, при интервьюировании вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записываться открыто.

5. Анкетирование,наиболее распространенная форма опроса, проведение которого предусматривает получение информации от опрашиваемых путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. В отличие от беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. 

Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Вопросы должны быть понятными, однозначными, краткими и объективными.

6. Контрольные испытания.

Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью учащихся. В связи с этим в последние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям, тренерам и научным работникам определить состояние тренированности обучаемых, уровень развития их физических качеств и других показателей, а в конечном итоге позволяет судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Использование контрольных нормативов и тестов в области физического воспитания и спорта может помочь решить следующие задачи: