Файл: Профильспециализация Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • выявить общий уровень тренированности с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функционального состояния внутренних органов, антропометрические измерения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

  • выявить уровень специальной тренированности спортсмена с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение степени развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;

  • выявить динамику развития спортивных результатов в процессе тренировки (в том числе и многолетней);

  • изучить систему планирования процесса тренировки;

  • изучить методы отбора талантливых спортсменов;

  • рационализировать существующие системы тренировки;

  • установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

  • разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалификации.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, различают следующие их разновидности, а именно тесты:

  • для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;

  • для антропометрических измерений с целью определения зависимости спортивных достижений от телосложения;

  • для исследования двигательной работоспособности;

  • для исследования физических качеств;

  • для определения технических и тактических навыков;

  • для определения психологической и морально-волевой подготовки.

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от многих факторов: от уровня развития методики тестирования в смежных науках (спортивной медицине, психологии, педагогике и др.); возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте; уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта; материальных возможностей; технической оснащенности; уровня теоретической обоснованности методов тестирования, а также уровня подготовленности тренеров, преподавателей использующих эту методику.

В исследовательских целях могут использоваться только точные и надежные нормативы и тесты. При их выборе необходимо соблюдать определенные правила
, игнорирование которых может привести к получению неправильных результатов. Тесты, прежде всего, характеризуются научной аутентичностью, критерием которой являются валидность (действительность), надежность и объективность. Если в каком-либо тесте отсутствует критерий валидности, то даже наличие высокой степени достоверности и объективности не может обеспечить ему достаточную надежность.

Сравнение с тестом-эталоном заключается в следующем: результаты (предположим, уровень развития быстроты), полученные с помощью вашего теста (дублера), сравниваются с показателями, полученными с помощью ранее существовавших тестов-эталонов. Если данные теста-дублера соответствуют по абсолютным значениям (или динамике) тестам-эталонам, то первые считаются валидными. Сопоставление с объективными показателями предусматривает сравнение достижений в тесте с результатами, полученными с помощью более объективных методов исследования (например, сравнивают динамику показателей тестов на выносливость с уровнем максимального потребления кислорода). Если получены однотипные измерения обоих результатов, то считается, что первый тест обладает валидностью.

При проведении контрольных испытаний, если необходимо получить надежные результаты, объективно отражающие действительность, необходимо соблюдать максимально возможную точность, аккуратность и тщательность. Поэтому исключительно важное значение имеет неукоснительное соблюдение инструкции проведения тестов и контрольных упражнений. 

При небрежном выполнении теста ошибка в данной методике может быть больше, чем действительные сдвиги измеряемого признака, и результаты обследования не будут отражать реального состояния спортсмена.

Осуществлять проведение контрольных испытаний в те сроки, которые зависят от целей исследования и задач учебно-тренировочного процесса. 

7. Экспертное оценивание.

Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (например, качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности личности и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов – экспертов. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой из них – ранжирование, т.е. определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.

8. Хронометрирование.

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако иногда оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. В практике работы наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. 



Хронометрирование занятия осуществляется с помощью наблюдения за деятельностью одного из занимающихся. Для большей объективности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометрирования записываются в специальных протоколах. 

9. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания организации, обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль призвано играть проверяемое нововведение. Поэтому одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение усовершенствований в организационный, учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

  • когда новые идеи или предположения ученых требуют проверки;

  • при необходимости научно проверить интересный опыт, педагогические, организационные находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;

  • если нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергавшегося проверке;

  • когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Виды педагогических экспериментов.

Независимый эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.

В том случае, когда в одной группе работа проводится с применением новой методики, а в другой – по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и при этом ставится задача выявления наибольшей эффективности различных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте. Такой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сходных параллельных групп, классов, потоков – экспериментальных и контрольных.


Сравниваемые группы требуют выполнения некоторых условий идентичности:

  • они должны иметь полное равенство начальных данных (примерно одинаковый состав испытуемых в экспериментальных и контрольных группах по количеству, подготовке, разряду, возрасту, полу и т.п.);

  • иметь равенство условий работы (одна и та же смена, использование одинакового, стандартного инвентаря, типовых залов, стадионов, бассейнов и т.д.);

  • быть независимыми от личности преподавателя, тренера. Допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель, а могут и разные.

Под педагогическим экспериментом понимается научно поставленная проверка каких-либо организационных форм, средств, методов и приемов обучения, тренировки и оздоровительной работы.

Планирование эксперимента включает в себя также выбор и оценку общих условий его проведения, к которым, прежде всего, относятся:

  • средства для проведения педагогического эксперимента;

  • место проведения;

  • контингент испытуемых.

10. Методы обработки результатов.

Математическая обработка результатов.

Математическая обработка результатов исследования заключается в определении различий изучаемых показателей в абсолютных величинах и процентном соотношении.

Сначала целесообразно определить разницу показателей (Х – среднего арифметического по группе, представив в одних единицах измерения: см., с., градусах, баллах и т.д.) полученных в начале и конце эксперимента в абсолютных величинах.

Например: в начале эксперимента результат теста «прыжок в длину с места» имел показатель – Х = 150 см., в конце эксперимента Х = 165 см. Соответственно разница в начале и конце эксперимента составляет 165–150=15 см.

Теперь нам надо вычислить, на сколько % произошли изменения изучаемых показателей. Чтобы рассчитать, какой % составляет 15 см. от 165 см нам необходимо найти – число – х. Где, «В» – это полученная разница между начальным и конечным показателями, т.е. В=15, «А» – начальный показатель, т.е. А=165

165 (А) – 100 %

15 (В) – х %

х = Вх100/ А = 15х100/ 165 = 9,1%

Математико-статистическаяобработка результатов педагогического эксперимента является одним из трудоемких и ответственных моментов в подготовке дипломной работы. Она требует умелого и правильного выбора статистических критериев и методов анализа в соответствии с полученными результатами и задачами проведенных исследований. Значительную помощь при обработке результатов могут оказать компьютеры.
Следует также иметь в виду, что сама математико-статистическая обработка еще не может полностью раскрыть сущности того или иного педагогического явления. Например, с помощью количественных методов с определенной точностью можно выявить преимущество какого-либо метода обучения и тренировки или обнаружить общую тенденцию, а также определенные связи и зависимости, доказать, что проверяемое научное предположение оправдалось, и т.п., но нельзя дать ответ на вопрос, почему одна методика обучения лучше другой и т.д. Поэтому наряду с математико-статистической обработкой полученных результатов нужно проводить и качественный анализ этих данных.

Наиболее применяемые методы математической статистики, позволяющие объективно оценивать выборку, динамику и взаимосвязи измеряемых величин, вычисление среднего арифметического значения (X), стандартного (среднеквадратичного) отклонение (σ – сигма), достоверности различия с точностью 5% (p < 0,05 или p >0,05), коэффициент корреляции. В случае применения часто применяемого критерия Стьюдента (t-тест) необходимо убедиться в соответствии выборки закону нормального распределения. Наиболее просто это сделать согласно правилу трёх сигм, то есть выборка соответствует закону нормального распределения, если все значения выборки находятся в интервале X ± 3σ. Наименьшим объёмом выборки принято считать шесть значений.