Файл: Учебноисследовательская работа студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(национальный исследовательский университет)»



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

«Построение конструктивного обзора внекабинного пространства рабочих мест членов экипажа по материалам теоретического контура кабины»
по дисциплине
«Учебно-исследовательская работа студентов»


Выполнил:

студент группы М10-206С-21

Новолодский Алексей

Проверил:

Ресинец А.А.

Москва, 2022 г.

Содержание

  1. Отражение кресла летчика

  2. Построение точек S кресла и C глаза

  3. Построение углов обзора

  4. Построение диаграммы обзора в Excel

  5. Сравнение с нормативами циркуляра AC29-2C

  6. Сравнение с нормативами MIL-STD-850B

  7. Визуализация и диаграмма обзора земной поверхности на стояночном угле.

  8. Итоги



Цель работы:

эргономическая оценка трехмерной (3D) модели кабины перспективного скоростного вертолета (далее по тексту ПСВ).

Задачи работы:

  • эргономическая оценка условий конструктивного обзора внекабинного пространства с РМ лётчика на 3D модели кабины ПСВ;

  • определение углов конструктивного обзора;

Объект оценки:

3D модель кабины лётчика ПСВ.

Место оценки:

Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) Кафедра 108б «Сертификация авиационной техники»

Используемое оборудование:

  • Персональный компьютер

  • Программа трехмерного моделирования NX 12

Нормативно-техническая документация (НТД):

ГОСТ 24396-88 «Кабина самолета для двух летчиков. Общие требования к размещению основных и аварийных органов управления»


  1. Отражение кресла летчика

Объединяем соответствующие тела в группу элементов: кресло правое.



Создаем новую плоскость, относительно которой, будет происходить отражение кресла и при помощи инструмента зеркальный элемент отражаем кресло правого пилота относительно построенной ранее плоскости.






  1. Построение точек S кресла и C глаза

Для построения диаграммы обзора необходимо построить точки S кресла и C глаза. Точка S – точка пересечения срединных плоскостей сиденья и спинки кресла. Точка C от точки S кресла на расстоянии 770 мм по вертикали и на 86 мм по горизонтали. Для построения точки S кресла строим 2 плоскости, проходящие по середине сиденья и спинки кресла. Строим линию пересечения плоскостей (она будет бесконечна). Затем ищем среднюю точку между краями кресла.






В точке S кресла создаем базовую систему координат и устанавливаем РСК по базовой СК. Создаем эскиз в плоскости XOY и от точки S кресла проводим вертикальный отрезок длиной 770 мм и от его верхнего конца проводим горизонтальный отрезок длиной 58 мм в сторону от спинки. Конец построенного отрезка – точка C глаза. В точке С глаза создаем базовую систему координат и устанавливаем РСК по базовой СК.




  1. Построение углов обзора

Создаем горизонтальную плоскость, проходящую через точку С глаза. Эта плоскость является главной визирной плоскостью.

Строим прямую, лежащую в визирной плоскости – главная визирная линия (выделена синим цветом).






Так же строим контекстную прямую с началом в точке С глаза и концом на одной из границ остекления – кривая остекления. Создаем проекцию прямой на главную визирную плоскость. Для измерения угла азимута и угла места создаем измерение двух углов: угол между визирной прямой и проекцией (угол азимута) и угол между прямой и ее проекцией (угол места). Далее двигая прямую по границам

остекления снимаем углы места и азимута, вписываем в соответствующие таблицы в Excel.


Строим диаграмму конструктивного внекабинного обзора с РМ правого летчика с учетом затенения приборной доской.



  1. Визуализация и диаграмма обзора земной поверхности.

Создаем плоскость земли под стояночным углом = 5 и на расстоянии 380 мм от кабины.



Строим две сферы с центром в точке С глаза. Одна – d = 200 мм, другая - d = 33000 мм.



Делаем проекции каждого остекления и приборной панели на две сферы. Проводим контекстные прямые между соответствующими точками проекциях каждого элемента остекления. Далее с помощью инструмента заметание строим поверхности. При помощи инструмента заполнить поверхность создаем поверхности.






Строим кривые пересечения всех поверхностей заметания с плоскостью земли. С помощью инструмента заполнить поверхность заполняем контур. Можем наблюдать, как панель перекрывает обзор. Изменяя диаметр сфера большой можем перестраивать полученные диаграммы обзора.




  1. Итоги

По данным 3D модели кабины конструктивный внекабинный обзор с РМ правого лётчика находится в диапазонах:

  • по азимуту от 97,4 влево до 110,1 вправо;

  • по углу места от 51 вниз до 18вверх.

  • Конструктивный обзор внекабинного пространства через остекление правого блистера составляет: по азимуту ≈ от 53,6 до 110,1 по углу места ≈ от -43,2 до 13,1.

  • Конструктивный обзор внекабинного пространства через правое остекление составляет: по азимуту ≈ от 13,4 до 47,6, по углу места ≈ от -35,1 до 15,9.

  • Конструктивный обзор внекабинного пространства через правое лобовое остекление составляет: по азимуту ≈ от 10,2 до -10,8 , по углу места ≈ от -21,5 до 18.

  • Конструктивный обзор внекабинного пространства через фронтальное остекление составляет: по азимуту ≈ от -13,2 до -32,2, по углу места ≈ от -13 до 15.

  • Конструктивный внекабинный обзор через левое лобовое остекление составляет: от -34,4 до -52,6 , по углу места ≈ от -14,9 до 12,2.

  • Конструктивный внекабинный обзор через левое остекление составляет: от -54,8  до -74,8 , по углу места ≈ от -18,9 до 5,7.

  • Конструктивный внекабинный обзор через остекление левого блистера составляет: по азимуту ≈ от -76,1 до -97,4 , по углу места ≈ от -21 до 4,8.

  • Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу верхнее составляет: по азимуту и по углу места отсутствует

  • Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу нижнее составляет: по азимуту ≈ от -13,1 до -35,9 , по углу места ≈ от -51 до -42,8.

  • Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу правое составляет: по азимуту ≈ от -9,6 до -11,6 , по углу места ≈ от -48,5 до -45,4.

  • Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу левое составляет: по азимуту ≈ от -36,9 до -50,7 , по углу места ≈ от -38,2 до -38,6.





Красный цвет (выходит)

Приборная панель

MIL-STD-8508

AC29-2C

Лево

Право

Лево

Право

Верх

Низ

Верх

Низ

Верх

Низ

Верх

Низ

x

y

x

y

x

y

x

y

x

y

x

y

x

y

x

y

Остекление левой двери

без

2,3

15,2

2,8

0,4

 

14,8

 

1,2

2,3

20,2

2,8

5,4

 

19,8

 

6,2

с

Остекление правой двери

без

 

24,2

 

2,4

23,0

26,9

26,5

6,8

 

34,2

 

2,4

23,0

86,9

26,5

6,8

с

Левое остекление

без

 

14,3

 

1,1

 

11,7

 

4,4

 

19,3

 

3,8

 

13,1

 

0,6

с

-

-

Правое остекление

без

 

7,1

 

26,9

 

14,1

 

14,1

 

12,1

 

4,0

 

24,1

 

14,1

с

-

-













Лобовое остекление левое

без

 

10,5

 

5,1

 

8,1

 

6,7

 

15,5

 

0,1

 

12,8

 

1,7

с

-

-







-







-

Лобовое остекление правое

без

 

3,3

 

3,9

 

2,0

 

8,4

 

8,3

 

0,9

 

7,0

 

1,0

с

-

-







-







-

Лобовое остекление

без

 

6,7

 

7,9

 

4,4

 

3,5

 

11,7

 

2,2

 

9,0

 

0,6

с

-

-







-







-

Остекление в полу левое

без

 

 

13,7

 

 

20,8

 

 

18,7

 

 

25,8

с

-

Остекление в полу правое

без

 

 

28,0

 

 

16,0

 

 

34,1

 

 

21,0

с

-

Остекление в полу лобовое верхнее

без

 

 

 

 

 

 

 

 

с

-

Остекление в полу лобовое нижнее

без

 

 

45,9

 

 

32,4

 

 

30,9

 

 

37,4

c

-


Красный цвет – не входит, зелёный – входит в ГОСТ. Серый цвет – закрыто приборной панелью, крестик – продолжение другого остекление.

Вывод

На основании результатов измерений углов визирования контурных точек остекления, анализа построенной диаграммы конструктивного внекабинного обзора с РМ правого лётчика 3D модели кабины ПСВ, определено, что конструктивный обзор через остекление правого блистера «вправо» не соответствует рекомендациям, изложенным в MIL-STD-850B 1984г. Обзор «вправо-влево» ограничен на 27,5°. Обзор «вниз-вверх» ограничен на 21°. По АС-29 Обзор «вправо-влево» ограничен на 27,5°. Обзор «вниз-вверх» ограничен на 31°.

Обзор внекабинного пространства через остекление левого блистера остекления «влево» ограничен на 2,5°. Обзор внекабинного пространства через остекление левого блистера остекления «вправо» ограничен на 23°. Обзор «вверх» ограничен на 15,2°.

Обзор внекабинного пространства через верхнюю часть остекления не соответствует рекомендованным значениям.

Обзор внекабинного пространства через лобовое остекление не отвечает рекомендациям, изложенным в справочной литературе по авиационной эргономике.

На дальнейших этапах разработки ПСВ необходимо проведение инструментальной оценки конструктивного внекабинного обзора с РМ экипажа на макете.