ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(национальный исследовательский университет)»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
«Построение конструктивного обзора внекабинного пространства рабочих мест членов экипажа по материалам теоретического контура кабины»
по дисциплине
«Учебно-исследовательская работа студентов»
Выполнил:
студент группы М10-206С-21
Новолодский Алексей
Проверил:
Ресинец А.А.
Москва, 2022 г.
Содержание
-
Отражение кресла летчика -
Построение точек S кресла и C глаза -
Построение углов обзора -
Построение диаграммы обзора в Excel -
Сравнение с нормативами циркуляра AC29-2C -
Сравнение с нормативами MIL-STD-850B -
Визуализация и диаграмма обзора земной поверхности на стояночном угле. -
Итоги
Цель работы:
эргономическая оценка трехмерной (3D) модели кабины перспективного скоростного вертолета (далее по тексту ПСВ).
Задачи работы:
-
эргономическая оценка условий конструктивного обзора внекабинного пространства с РМ лётчика на 3D модели кабины ПСВ; -
определение углов конструктивного обзора;
Объект оценки:
3D модель кабины лётчика ПСВ.
Место оценки:
Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) Кафедра 108б «Сертификация авиационной техники»
Используемое оборудование:
-
Персональный компьютер -
Программа трехмерного моделирования NX 12
Нормативно-техническая документация (НТД):
ГОСТ 24396-88 «Кабина самолета для двух летчиков. Общие требования к размещению основных и аварийных органов управления»
-
Отражение кресла летчика
Объединяем соответствующие тела в группу элементов: кресло правое.
Создаем новую плоскость, относительно которой, будет происходить отражение кресла и при помощи инструмента зеркальный элемент отражаем кресло правого пилота относительно построенной ранее плоскости.
-
Построение точек S кресла и C глаза
Для построения диаграммы обзора необходимо построить точки S кресла и C глаза. Точка S – точка пересечения срединных плоскостей сиденья и спинки кресла. Точка C от точки S кресла на расстоянии 770 мм по вертикали и на 86 мм по горизонтали. Для построения точки S кресла строим 2 плоскости, проходящие по середине сиденья и спинки кресла. Строим линию пересечения плоскостей (она будет бесконечна). Затем ищем среднюю точку между краями кресла.
В точке S кресла создаем базовую систему координат и устанавливаем РСК по базовой СК. Создаем эскиз в плоскости XOY и от точки S кресла проводим вертикальный отрезок длиной 770 мм и от его верхнего конца проводим горизонтальный отрезок длиной 58 мм в сторону от спинки. Конец построенного отрезка – точка C глаза. В точке С глаза создаем базовую систему координат и устанавливаем РСК по базовой СК.
-
Построение углов обзора
Создаем горизонтальную плоскость, проходящую через точку С глаза. Эта плоскость является главной визирной плоскостью.
Строим прямую, лежащую в визирной плоскости – главная визирная линия (выделена синим цветом).
Так же строим контекстную прямую с началом в точке С глаза и концом на одной из границ остекления – кривая остекления. Создаем проекцию прямой на главную визирную плоскость. Для измерения угла азимута и угла места создаем измерение двух углов: угол между визирной прямой и проекцией (угол азимута) и угол между прямой и ее проекцией (угол места). Далее двигая прямую по границам
остекления снимаем углы места и азимута, вписываем в соответствующие таблицы в Excel.
Строим диаграмму конструктивного внекабинного обзора с РМ правого летчика с учетом затенения приборной доской.
-
Визуализация и диаграмма обзора земной поверхности.
Создаем плоскость земли под стояночным углом = 5 и на расстоянии 380 мм от кабины.
Строим две сферы с центром в точке С глаза. Одна – d = 200 мм, другая - d = 33000 мм.
Делаем проекции каждого остекления и приборной панели на две сферы. Проводим контекстные прямые между соответствующими точками проекциях каждого элемента остекления. Далее с помощью инструмента заметание строим поверхности. При помощи инструмента заполнить поверхность создаем поверхности.
Строим кривые пересечения всех поверхностей заметания с плоскостью земли. С помощью инструмента заполнить поверхность заполняем контур. Можем наблюдать, как панель перекрывает обзор. Изменяя диаметр сфера большой можем перестраивать полученные диаграммы обзора.
-
Итоги
По данным 3D модели кабины конструктивный внекабинный обзор с РМ правого лётчика находится в диапазонах:
-
по азимуту от 97,4 влево до 110,1 вправо; -
по углу места от 51 вниз до 18вверх. -
Конструктивный обзор внекабинного пространства через остекление правого блистера составляет: по азимуту ≈ от 53,6 до 110,1 по углу места ≈ от -43,2 до 13,1. -
Конструктивный обзор внекабинного пространства через правое остекление составляет: по азимуту ≈ от 13,4 до 47,6, по углу места ≈ от -35,1 до 15,9. -
Конструктивный обзор внекабинного пространства через правое лобовое остекление составляет: по азимуту ≈ от 10,2 до -10,8 , по углу места ≈ от -21,5 до 18. -
Конструктивный обзор внекабинного пространства через фронтальное остекление составляет: по азимуту ≈ от -13,2 до -32,2, по углу места ≈ от -13 до 15. -
Конструктивный внекабинный обзор через левое лобовое остекление составляет: от -34,4 до -52,6 , по углу места ≈ от -14,9 до 12,2. -
Конструктивный внекабинный обзор через левое остекление составляет: от -54,8 до -74,8 , по углу места ≈ от -18,9 до 5,7. -
Конструктивный внекабинный обзор через остекление левого блистера составляет: по азимуту ≈ от -76,1 до -97,4 , по углу места ≈ от -21 до 4,8. -
Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу верхнее составляет: по азимуту и по углу места отсутствует -
Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу нижнее составляет: по азимуту ≈ от -13,1 до -35,9 , по углу места ≈ от -51 до -42,8. -
Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу правое составляет: по азимуту ≈ от -9,6 до -11,6 , по углу места ≈ от -48,5 до -45,4. -
Конструктивный внекабинный обзор через остекление в полу левое составляет: по азимуту ≈ от -36,9 до -50,7 , по углу места ≈ от -38,2 до -38,6.
Красный цвет (выходит) | Приборная панель | MIL-STD-8508 | AC29-2C | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лево | Право | Лево | Право | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Верх | Низ | Верх | Низ | Верх | Низ | Верх | Низ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | x | y | x | y | x | y | x | y | ||||||||||||||||||||||||||||
Остекление левой двери | без | 2,3 | 15,2 | 2,8 | 0,4 | | 14,8 | | 1,2 | 2,3 | 20,2 | 2,8 | 5,4 | | 19,8 | | 6,2 | ||||||||||||||||||||||||||
с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остекление правой двери | без | | 24,2 | | 2,4 | 23,0 | 26,9 | 26,5 | 6,8 | | 34,2 | | 2,4 | 23,0 | 86,9 | 26,5 | 6,8 | ||||||||||||||||||||||||||
с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Левое остекление | без | | 14,3 | | 1,1 | | 11,7 | | 4,4 | | 19,3 | | 3,8 | | 13,1 | | 0,6 | ||||||||||||||||||||||||||
с | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правое остекление | без | | 7,1 | | 26,9 | | 14,1 | | 14,1 | | 12,1 | | 4,0 | | 24,1 | | 14,1 | ||||||||||||||||||||||||||
с | - | - | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лобовое остекление левое | без | | 10,5 | | 5,1 | | 8,1 | | 6,7 | | 15,5 | | 0,1 | | 12,8 | | 1,7 | ||||||||||||||||||||||||||
с | - | - | | | - | | | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лобовое остекление правое | без | | 3,3 | | 3,9 | | 2,0 | | 8,4 | | 8,3 | | 0,9 | | 7,0 | | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||
с | - | - | | | - | | | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лобовое остекление | без | | 6,7 | | 7,9 | | 4,4 | | 3,5 | | 11,7 | | 2,2 | | 9,0 | | 0,6 | ||||||||||||||||||||||||||
с | - | - | | | - | | | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остекление в полу левое | без | | | 13,7 | | | 20,8 | | | 18,7 | | | 25,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||
с | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остекление в полу правое | без | | | 28,0 | | | 16,0 | | | 34,1 | | | 21,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
с | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остекление в полу лобовое верхнее | без | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
с | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остекление в полу лобовое нижнее | без | | | 45,9 | | | 32,4 | | | 30,9 | | | 37,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
c | - |
Красный цвет – не входит, зелёный – входит в ГОСТ. Серый цвет – закрыто приборной панелью, крестик – продолжение другого остекление.
Вывод
На основании результатов измерений углов визирования контурных точек остекления, анализа построенной диаграммы конструктивного внекабинного обзора с РМ правого лётчика 3D модели кабины ПСВ, определено, что конструктивный обзор через остекление правого блистера «вправо» не соответствует рекомендациям, изложенным в MIL-STD-850B 1984г. Обзор «вправо-влево» ограничен на 27,5°. Обзор «вниз-вверх» ограничен на 21°. По АС-29 Обзор «вправо-влево» ограничен на 27,5°. Обзор «вниз-вверх» ограничен на 31°.
Обзор внекабинного пространства через остекление левого блистера остекления «влево» ограничен на 2,5°. Обзор внекабинного пространства через остекление левого блистера остекления «вправо» ограничен на 23°. Обзор «вверх» ограничен на 15,2°.
Обзор внекабинного пространства через верхнюю часть остекления не соответствует рекомендованным значениям.
Обзор внекабинного пространства через лобовое остекление не отвечает рекомендациям, изложенным в справочной литературе по авиационной эргономике.
На дальнейших этапах разработки ПСВ необходимо проведение инструментальной оценки конструктивного внекабинного обзора с РМ экипажа на макете.