Файл: Открытый тренинг тренинг, предполагающий тренинг для всех желающих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

  1. Содержанием тренинга.

  2. Особенностями группы.

  3. Особенностями ситуации.

  4. Возможностями тренера.
  1. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии


Статья посвящена проблеме использования социально-психологического тренинга в работе практического психолога. Дана общая характеристика тренинговой работы, рассмотрен исторический аспект вопроса, выявлены факторы, отвечающие за результативность тренинга. Проведено исследование, направленное на выявление реальной эффективности тренинга.

Актуальность (необходимость) использования СПТ в работе психолога оправдана его высокой эффективностью. В процессе группового занятия и выполнения психогимнастических упражнений, участники, под руководством тренера, не только получают некие теоретические знания и практические рекомендации, но что самое важное, решают определенную психологическую проблему, приобретают необходимые умения и навыки, меняют свои установки. Цель данного исследования: выявить реальную эффективность тренинга и выделить факторы влияющие на его результативность

В практике психологического консультирования выделяются несколько возможных направлений работы с клиентом: глубинная психология, индивидуальная психология, аналитическая психология, бихевиоризм, транзактный анализ, когнитивная терапия, рационально-эмоциональная терапия, психодрама, логотерапия, социально-психологический тренинг, гештальт-терапия. Из всех вышеперечисленных направлений, широкое распространение и активное использование не только в рамках работы психолога, получил тренинг.

«Тренинг» – тренировка, обучение, воспитание, подготовка. Групповой психологический тренинг определяется Н. Ю. Хрящевой и С. И. Макшановым, как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.


Вместе с этим популярно и часто используется понятие «социально-психологический тренинг» (далее СПТ). В Психологическом словаре этот термин трактуется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Однако в настоящее время СПТ не ставит своей целью развитие только лишь навыков эффективного общения. Желание получить навык эффективной коммуникации является катализатором изменения личности. Для повышения компетентности в общении необходимо поменять некоторые социальные установки, пересмотреть отношение к социуму и себе.

Разнообразие видов работы в СПТ подтверждает его широкую направленность: развитие коммуникативной компетентности – установление психологического контакта с собеседником, снятие внутренних барьеров в общении, прогнозирование возможного поведения собеседника; развитие межличностной чувствительности; общее личностное развитие участников - коррекция неадекватных установок, освоение комплекса психологических приемов для самодиагностики, формирование навыка разрешения конфликтных ситуаций и т. п..; развитие самосознания – работа над самовосприятием, когнитивными ошибками, стереотипами сознания. Существуют и дополнительные направления социально – психологического тренинга, выделенные Евтиховым: развитие психических процессов (мышление, память, сенсорная наблюдательность), укрепление психического здоровья.

При комплектовании тренинговой группы учитывается пол, возраст и психические свойства личности. Как правило, работа в группе закрыта от посторонних наблюдателей и не допускает присоединения новых участников, после начала тренинга. Тренер и участники на протяжении всего времени руководствуются принципами конфиденциальности и активности: вся личная информация не выносится за пределы группы, каждый участник максимально вовлечен в процесс и не отвлекается на внешние раздражители.

Результативность работы зависит от тренера, его личностных и профессиональных качеств. Право проведения социально - психологического тренинга в теории предоставляется лишь специалистам с психологическим образованием. К сожалению, многие тренеры пренебрегают этим условием, в основном потому, что в нашей стране нет обязательной лицензии на проведение тренингов. Пузиков В.Г. отмечает, что отсутствие необходимой подготовки и базовых знаний областей психологии ведет к непониманию механизмов групповой работы, включения в программу неадекватного практического и теоретического материала, неразличению тренинга и психотерапевтической группы, где решаются сугубо личные проблемы каждого участника.



Стоит понимать, что тренинг не является психотерапией и ориентирован не на лечение, а на оказание психологической помощи. В случае если участниками тренинга становится люди в пограничных состояниях психики, в качестве второго тренера привлекается клинический психотерапевт. Тренинг не ставит своей целью психокоррекцию отдельных психологических структур. Это связано с тем, что в некоторых видах тренинговой работы нет категории нормы.

Появление тренинга в ХХ веке было продиктовано поиском новых форм актуализации имеющихся теоретических знаний на практике. Большое внимание было уделено и различным тренингам саморегуляции для работников с экстремальной спецификой деятельности. Групповые формы тренинга связывают с именами К. Роджерса, Л. Брадфорта, К. Левина, Р. Липпита и относят к 1945 г. В процессе исследований, базой для которых был Центр по изучению групповой динамики, К. Левин пришел к выводу, что групповая форма работы оказывает большее влияние на установки личности, чем индивидуальная. Для изменения своего поведения, утверждал Левин, необходимо увидеть себя таким, каким видят тебя другие.

В 1947 г. в США была создана Национальная лаборатория тренинга. В то же время начали свою деятельность, так называемые, Т-группы – предшественники современных видов групповой работы, в том числе и социально-психологического тренинга. Они позволяли каждому участнику проявить себя, раскрыть свои личностные качества в безопасной психологической среде, и, вместе с этим получить отзыв от тренера-психолога, работающего с группой. В 70-ые года сформировалось, привычное нам, понятие социально-психологического тренинга, ориентированное на подготовку руководителей промышленного производства. Его ввел и обосновал М. Форверг - немецкий психолог и философ.

Отечественные психологи признали и начали использовать СПТ к 1980-ым годам. Впервые тренинг был упомянут в монографии Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам социально психологического тренинга. Следует упомянуть авторов, в чьих трудах описан опыт работы с психологическим тренингом: Г. А. Ковалева, Ю. А. Емельянова, Т. С. Яценко, В. П. Захарова и Н. Ю. Хрящева, А. П. Ситников, Г. И. Марасанов, И. В. Вачков, Е. В. Сидоренко и другие. В работах Н. И. Козлова, Фила Рэйса и Бренда Смита, Альберта Эллиса отмечаются факторы, обеспечивающие изменения участников в условиях тренинговой группы.

Это членство в группе, благодаря которому человек осознает свою проблему, как достаточно распространенную и получает от других участников поддержку и принятие. Защитные механизмы в группе снимаются, человек получает возможность раскрыться и в процессе занятия поднять свою самооценку, обрести уверенность в себе.


Помощь другим участникам группы. Помогая другим мы чувствуем собственную ценность и важность. Этот фактор помогает снять болезненную фиксацию на своих проблемах, поверить в свои силы.

Возможность выразить свои эмоции. Тренинговая группа – то место, где можно свободно поделиться эмоциями, не боясь осуждения.

Получение обратной связи. В ситуации полного психологического комфорта человек готов услышать о себе откровенную и объективную информацию от других участников группы. Она будет олицетворять то самое «видение себя со стороны».

Наблюдение и осмысление. Внимание каждого члена группы направлено не только на себя, свои переживания и оценку собственного поведения. Форма построения занятия позволяет познакомиться с опытом других людей, возможно увидеть другие пути решения собственных проблем.

Эффективность тренинга, по определению Э. Пахальяна, это – «соответствие эффекта тренинга поставленным целям и затратам на его проведение». Концепция каждого тренингового занятия предусматривает эффекты, не зависящие от специфики программы: повышение качества общения, развитие коммуникативных навыков, децентрация, проявляющаяся способности к восприятию точки зрения другого человека, управление своим психическим состоянием на протяжении длительного отрезка времени, умение улавливать внутреннее состояние другого человека, проявление способности к нестандартному, оригинальному мышлению.

Опрос ведущих тренинга, проведенный С. И. Макшановым, показал эффекты тренинга без учета особенностей программ. Изменения на уровне личностного развития протекают в виде становления новых навыков и умений. Происходит трансформации отношения к себе и миру, повышается уровень рефлексии, экономическое благополучие, продолжительность жизни, улучшается состояние здоровья.

Для исследования общей эффективности тренинга, был проведен опрос, к участию в котором были привлечены люди, принимавшие участие в различных тренингах. Количество респондентов – 22 человека. Участникам опроса были предложены следующие вопросы:

Какой из видов тренинга Вам удалось когда-либо посетить? Из всех вариантов ответов, самыми популярными программами тренинговых занятий оказались: тренинг на сплочение (77,3%) , тренинг на развитие коммуникативных навыков (59,1%), тренинг поведения в конфликтных ситуациях (36, 4%), тренинг самопрезентации / ораторского мастерства (36,4%). Меньшее количество респондентов принимали участие в тренингах по тайм-менеджменту (27,3%) и тренингах на стрессоустойчивость (27,3 %).


В качестве тренера выступал психолог? Ответ «да» выбрали 54,5% опрошенных, «нет» - 27,3%. Не обладают информацией о тренере 18,2% участников опроса.

Узнали ли Вы что-то новое для себя? Тренинг дал новую информацию 95,5% опрошенных.

Сможете ли Вы применять полученные знания на практике? Большинство респондентов (86,4%) отметили, что знания имели практическую направленность.

Стоит отметить, что в случае, где в качестве тренера выступал психолог, отмечена эффективность тренинга от 5 до 10 баллов. Не менее успешны тренинги, где тренером выступал специалист другой сферы. В этом случае участники были не менее удовлетворены качеством тренингового занятия, но при этом 9 % отметили крайнюю неэффективность тренинга (1 балл по шкале от 1 до 10).

Более точные и развернутые показатели эффекта, приносимого тренингом, могли бы быть в случае выделения релевантных критериев, учитывающих отсроченность и устойчивость изменений. Оценка действенности тренинговых занятий будет более успешна, если исследователь будет принимать во внимание особенности каждой программы.

Сложность оценки тренинга с позиции его эффективности состоит в том, что во-первых, каждый тренер подбирает упражнения исходя из собственных соображений и опыта, а во - вторых тренинг не всегда идет по запланированному сценарию.

Оценка эффективности данного метода практической психологии должна включать в себя, на наш взгляд, психодиагностику личности участника до и после тренингового занятия. Исходя из результатов опроса, присутствие на тренинге психолога-тренера дает большую уверенность в правильности и этичности используемых методов работы с группой. Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что тренинг является достаточно сложной и неоднозначной формой психотехнического воздействия на личность человека.
  1. Сравнительный анализ классических парадигм групповой работы