Файл: Содержание Введение Понятие экологическая информация Право на достоверную экологическую информацию Заключение Список используемой литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получение необходимой экологической информации и ее использование при разработке схем и проектов землеустройства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие экологическая информация…………………………………………….4

Право на достоверную экологическую информацию…………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение

В общих чертах порядок пользования информацией, в том числе и экологической, определен ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии со статьей 12 этого закона пользователи информации – граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации.

Исключение составляет информация с ограниченным доступом, т.е. информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная информация. Однако экологическую информацию, а также информацию о чрезвычайных ситуациях, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом запрещено относить к информации с ограниченным доступом (ч.3 ст. 10).

Что касается порядка предоставления информации, то статья 13 лишь определяет, что владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов. Таким образом, данный закон отсылает к иному законодательству.

Понятие экологическая информация
Большое количество норм российского законодательства в настоящее время регулирует отношения, связанные с экологической информацией. Статья 42 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 предусматривает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
1 В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрен принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Статьи 5 и 6 данного закона закрепляют полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды: обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.2

В законодательстве по-разному определяются субъекты, наделенные правом на экологическую информацию. В Конституции РФ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закрепляется за каждым. В отличие от этого статья 11 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.3

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляется право граждан получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.4

Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.5

Экологическая информация представляет собой особый вид информации и регулируется также Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В пункте 4 статьи 8 данного закона предусматривается, что не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.

6 В статье 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» отмечается, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии.7

Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды зачастую вытекает из норм-принципов российского законодательства, в частности, содержащихся в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, статье 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»8, статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»9, статье 3 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»10, статье 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ и др.

Во многих юридических работах прослеживается связь открытости экологической информации и реализации прав граждан на участие в управлении, на пищевые продукты надлежащего качества, на благоприятную окружающую среду, на природные ресурсы и объекты.

окружающей среды, в свою очередь, порождает обязанности у органов государственной власти и органов местного самоуправления размещать в сети Интернет согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»11:

– информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 4);

– информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях (пункт 5).

Понятие «экологическая информация» значительно шире понятия «информация о состоянии окружающей среды». Это также ставит под сомнение правомерность формулировки «экологическая информация» в статье 8.5 КРФоАП. В связи с этим следует отметить, что утративший силу Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» в статьях с 6 по 10 использовал именно понятие «экологическая информация».


Действующее законодательство, использующее понятия «экологическая информация» и «информация о состоянии окружающей среды», не содержит их определений, а также перечня сведений, составляющих такую информацию. Отсутствие определения их содержания приводит к практическим проблемам при реализации гражданами своих прав. Одно из немногих существующих в этой области определений дано в Федеральном законе от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»12, где в статье 1 информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определена как сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Виды экологической информации13:

1. Экологическая информация подразделяется на общедоступную и специальную.

2. Общедоступной экологической информацией является вся экологическая информация, за исключением отнесенной к специальной экологической информации.

3. Специальной экологической информацией являются данные, отражающие специфику деятельности отдельных центральных отраслевых органов публичного управления, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, а также иные данные, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

Право на достоверную экологическую информацию

Право на экологическую информацию основывается на конституционных нормах, имеющих отношение к каким-либо сведениям. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.14

К сведениям, входящим в состав экологической информации относятся сведения:

- о загрязнении окружающей среды и ее компонентов, а также об источниках и объектах такого воздействия;

- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, меры безопасности для экологических, радиационных, промышленных и других угроз;

- сведения, которые направлены на защиту экологических прав и законных интересов определенных субъектов;

- состоянии здоровья населения, безопасности людей, которые напрямую связаны с состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов;

- деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, предпринимателей, которые связаны с использованием и распоряжением природными ресурсами, обеспечением экологической безопасности и др.


Данные сведения могут содержаться в различных источниках. Например, это могут быть кадастры природных ресурсов и объектов, экологические реестры и регистры, ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды и т.д.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен.15 Вопросы отнесения информации к различным видам тайны регламентируются специальным законодательством, которым и определяется режим доступа к экологической информации.

Закон РФ «О государственной тайне» к сведениям, не подлежащим отнесению к государственной тайне и засекречиванию, относит: сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о стихийных бедствиях, их прогнозах и последствиях; о состоянии экологии и др.16

Коммерческая тайна не может устанавливаться в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, радиационной обстановке и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что до сих пор в законодательстве полностью не урегулирован вопрос о доступности экологической информации и сведений, составляющих эти данные. Однако в законодательстве были закреплены критерии достоверности, полноты и своевременности информации.

То есть сведения должны доводиться до граждан от органов власти в неискаженном виде, в полном объеме, без сокрытия каких-либо угроз для здоровья человека и безопасности окружающей среды, а самое главное – информация должна быть разглашена в кратчайшие сроки с момента возникновения какой – либо угрозы. Данные критерии приобрели статус обязательных для исполнения требований, что позволяет заботиться о населении и окружающей среде.

Заключение

Экологическая информация - любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того - о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды. Экологическая информация может быть выражена в любых объективированных формах.