Файл: Аристотель. Метафизика Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрост Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1







МОСКВА 2022

Аристотель. Метафизика ...Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость5. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить вы-явлению причин, и, [вчетвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, кото-рая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр. Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит
действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее. Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин. А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это ; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя. Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 67—69.

1.Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности – Аристотель?

Ответ:

Аристотель здесь различает пять различных ступеней мудрости, или знания, присущих о б ы ч н о м у человеку: 1) каждому присуще знание об-щего; 2) каждый имеет опыт, то есть занятие определенным делом; 3) ремесленник работает руками в ориентации на свое умение; 4) архи-тектор сам не участвует в строительстве, но он хорошо разбирается в строительном искусстве, поэтому его главное дело есть



2.Какие проблемы труднее познавать, мнению Аристотеля: наиболее общие или частные?

Ответ:

Аристотель говорит о том, что труднее познаются наиболее общие проблемы. Это можно объяснить так: чем более общая проблема, тем дольше она от чувственных восприятий и, следовательно, тем труднее ее познать.

3.Какая наука более способна научить: арифметика или геометрия?

Объясните ответ в аргументах Аристотеля.

Ответ:

Арифметика, по мнению Аристотеля, более способна научить, чем геометрия. Она более строгая, нежели геометрия, так как исходит из меньшего числа предпосылок и занимается изучением первоначала и причины, которые наиболее достойны познания и изучения.

4.Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено?

Ответ:

 Наиболее достойны познания первоначала и причины, по Аристотелю, потому что через них и на их основе познается все остальное, а не через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, – та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще – наилучшее.

5.Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться?

Ответ:

 Аристотель говорит, что удивляющийся и недоумевающий понимает то, что он чего-то не знает. Удивление побуждает людей философствовать. Поэтому и главное качество философа – умение удивляться. Философия – это избавление от незнания ради понимания.

6.Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия?

Ответ:

Философия не может существовать ради чего-то, она существует для. А вот для чего она существует, это как раз несложно. Философия существует для осмысления жизни, нахождения лучшей формы жизни, определения правильного, гармоничного с Природой, поведения.

1